Дело № 2-312/2021
УИД 21RS0015-01-2021-000232-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.М., при секретаре судебного заседания Орловой И.Н., с участием и.о. прокурора Цивильского района ЧР Кудряшова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Цивильского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики об обязании обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики об обязании обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности Богатыревского сельского поселения Цивильского района – газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями законодательства, а именно разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона №115-ФЗ от 21.07.2005 года «О концессионных соглашениях» и провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что на территории Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики функционирует газовая котельная, снабжающая теплом социальные объекты. Указанная газовая котельная передана в аренду МУП ЖКУ Цивильского городского поселения, что не соответствует требованиям законодательства.
Передача объектов теплоснабжения без заключения концессионного соглашения не обеспечивает их содержание в соответствии с требованиями законодательства, а также их сохранность, что создает реальную угрозу окружающей среде, связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу.
В судебном заседании и.о. прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшов А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района ЧР в лице главы поселения Лаврентьева А.В. исковые требования прокурора в части передачи газовой котельной по концессионному соглашению признал. При этом просил установить срок для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в течение 1 года.
Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Исходя из ч. 1 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу ст. 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О концессионных соглашениях» определено, что целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, часть 1.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, часть 2.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
В силу частей 1, 2 статьи 37 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных Федеральным законом случаях.
Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:
1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения;
2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении", части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В судебном заседании установлено, что Муниципальному образованию – Богатыревское сельское поселение Цивильского района Чувашской Республики на праве собственности принадлежит котельная площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики и МУП ЖКУ Цивильского городского поселения, блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: <адрес> передана в аренду муниципальному унитарному предприятию без заключения концессионного соглашения.
С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию вышеуказанного объекта теплоснабжений - котельной превышает пять лет, передача данного объекта в силу вышеприведенных норм закона должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения.
Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в части отказа от конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, то есть, неопределенного круга лиц.
Бездействием администрации Богатыревского сельского поселения могут быть нарушены права граждан, добросовестно оплачивающих за потребленные коммунальные услуги, на благоприятную среду жизнедеятельности, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, а также к дезорганизации работы медицинских учреждений, учреждений социального обеспечения и других потребителей.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора Цивильского района Чувашской Республики к администрации Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики об обязании обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с требованиями законодательства, подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.314 ГК РФ суд считает необходимым установить срок для устранения ответчиком допущенных нарушений в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Богатыревского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности Богатыревского сельского поселения Цивильского района – газовой котельной, расположенной по адресу: с. Богатырево, ул.Восточная, д.4, Цивильского района Чувашской Республики в соответствии с требованиями законодательства, а именно разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона №115-ФЗ от 21.07.2005 года «О концессионных соглашениях» и провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в течение 7 (семи) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Цивильский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 мая 2021 года.
Председательствующий В.М. Крылова