Дело № 12-130/2022
УИД 35RS0019-01-2022-001163-62
РЕШЕНИЕ
05 мая 2022 года г. Сокол
Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Кротова М.Ю., рассмотрев жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Северного межрегионального управления Росприроднадзора Пахолковой У.Н. № от 05 апреля 2022 года, которым муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 39 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Северного межрегионального управления Росприроднадзора Пахолковой У.Н. № от 05 апреля 2022 года муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» (далее - МУП «Коммунальные системы») привлечено к административной ответственности по части 39 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно обжалуемому постановлению, предприятием не выполнено предписание управления Росприроднадзора по устранению нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Представителем МУП «Коммунальные системы» в суд направлена жалоба на указанное постановление, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование ссылается на нарушения, допущенные при проведении проверки, а именно на не направление в адрес предприятия в нарушение ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» акта по результатам проверки, что является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки. Также указал, что часть 39 статьи 19.5 КоАП РФ введена в действие на основании Федерального закона № 419-ФЗ от 21 декабря 2021 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в то время как предписание выдано МУП «Коммунальные системы» до введения вышеуказанных изменений, в связи с чем, предприятие могло быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Представитель МУП «Коммунальные системы» по доверенности Фомичев Е.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что акт проверки предприятием получен, но позднее установленного законом срока. Обращал внимание, что помимо МУП «Коммунальные системы» сброс вредных веществ в централизованную систему водоотведения осуществляют <данные изъяты> и <данные изъяты> у которых превышение допустимых концентраций вредных веществ является очень значительным, о чем МУП «Коммунальные системы» неоднократно информировало Росприроднадзор. Также просил учесть финансовое положение предприятия, наличие значительной дебиторской задолженности и решений судов о взыскании с МУП причиненного ущерба.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Пахолкова У.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Судья, заслушав представителя МУП «Коммунальные системы», проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Федеральным законом РФ от 21 декабря 2021 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 19.5 КоАП РФ дополнена частями 38 и 39, которые начали действовать с 01 января 2022 года.
Согласно части 38 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 38 указанной статьи КоАП РФ образует состав административного правонарушения по части 39 статьи 19.5 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения внеплановой выездной проверки 18 ноября 2021 года Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора МУП «Коммунальные системы» выдано предписание об устранении нарушений, выраженных в сбросе сточных вод через выпуск № в <адрес> с превышением НДС по следующим загрязняющим веществам: нефтепродуктам, взвешенным веществам, аммоний-иону, фосфор фосфатам, формальдегидам.
Срок устранения нарушений определен 07 февраля 2022 года.
На основании решения заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора № от 18 февраля 2022 года в МУП «Коммунальные системы» проведена внеплановая выездная проверка выполнения обществом вышеуказанного предписания, по результатам которого 05 марта 2022 года составлен акт №.
Из акта следует, что выданное предписание предприятием не исполнено.
Как следует из материалов дела, 28 февраля 2022 года произведен отбор сточных вод, сбрасываемых через выпуск № в <адрес>, по результатам проведения лабораторных исследований установлено превышение нормативов допустимого сброса взвешенным веществам (в 14,7 раза), нефтепродуктам (в 16,2 раза), аммоний-иону (в 15,8 раза), по формальдегидам (в 2,3 раза), фосфат (по Р) (в 5 раз).
Факт совершения МУП «Коммунальные системы» вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью письменных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № от 22 марта 2022 года, предписанием № от 18.11.2021 года, протоколом результатов исследований № от 03 марта 2022 года, заключением экспертной организации № от 04 марта 2022 года, актом выездной проверки № от 05 марта 2022 года, и другими материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Невыполнение МУП «Коммунальные системы» предписания от 18 ноября 2021 года послужило основанием для привлечения предприятия к административной ответственности по части 39 статьи 19.5 КоАП РФ, то есть за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 38 указанной статьи КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства).
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности суд приходит к выводу об отсутствии в действиях МУП «Коммунальные системы» повторности в совершении указанного правонарушения, о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку данных, свидетельствующих о привлечении МУП «Коммунальные системы» к административной ответственности за неисполнение предписания ранее, обжалуемое постановление не содержит; суд при рассмотрении жалобы дополнить постановление по делу об административном правонарушении не вправе.
Согласно разъяснений, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Поскольку санкция, установленная за административное правонарушение, предусмотренное частью 38 ст. 19.5 КоАП РФ, содержит менее строгую меру ответственности по сравнению с административным наказанием, предусмотренным частью 39 статьи 19.5 КоАП РФ, суд переквалифицирует действия МУП «Коммунальные системы» с части 39 статьи 19.5 КоАП РФ на часть 38 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы представителя МУП «Коммунальные системы» по доверенности Фомичева Е.В. о том, что за совершенное административное правонарушение предприятие могло быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Действительно, статья 19.5 КоАП РФ дополнена пунктами 38 и 39 на основании Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившего в силу 01 января 2022 года.
Вместе с тем, поскольку срок исполнения предписания № от 18 ноября 2021 года был установлен до 07 февраля 2022 года, то, следовательно, положения части 38 статьи 19.5 КоАП РФ распространяют свое действие на совершенное предприятием административное правонарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Выданное предписание обществом не оспорено, недействительным не признано, ходатайство о продлении срока устранения выявленного нарушения МУП «Коммунальные системы» в Росприроднадзор не подавалось.
Доводы представителя МУП «Коммунальные системы» о нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не нашли свое подтверждение. Так, согласно материалам дела акт выездной проверки № от 05 марта 2022 года вместе с предписанием и уведомлением о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлены в адрес предприятия заказным письмом 09 марта 2022 года, и получено им 11 марта 2022 года, что свидетельствует о соблюдении должностным лицом, осуществляющим контрольные мероприятия, требований ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ.
Доводы представителя МУП «Коммунальные системы» о сбросе сточных вод в <адрес> <данные изъяты> и <данные изъяты> основанием для освобождения предприятия от административной ответственности не являются.
Указание во вводной части протокола об административном правонарушении даты его составления «22 февраля 2022 года» суд признает технической ошибкой, не влияющей на законность вынесенного на основании данного протокола постановления, поскольку материалами дела достоверно установлена фактическая дата его составления – 22 марта 2022 года.
Оснований для освобождения МУП «Коммунальные системы» от административного наказания по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или замене административного штрафа на предупреждение судья не усматривает.
Вместе с тем, при назначении наказания считаю возможным применить положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, приняв во внимание характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 4.1, частью 38 статьи 19.5, статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Северного межрегионального управления Росприроднадзора Пахолковой У.Н. № от 05 апреля 2022 года, которым муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» привлечено к административной ответственности по части 39 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, изменить, переквалифицировать действия муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» на часть 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить за данное правонарушение наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.Ю. Кротова