Дело № 21-1008/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск | 29 ноября 2023 года |
Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу защитника ООО ТД «Металлрезерв» Соловьевой А.Р. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 10 мая 2023 года № 08-030/2023х и решение судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственности ТД «Металлрезерв»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора от 13 марта 2023 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственности ТД «Металлрезерв» (далее по тексту ООО ТД «Металлрезерв», Общество).
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 10 мая 2023 года № 08-030/2023х ООО ТД «Металлрезерв» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Решением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2023 года постановление должного лица административного органа изменено, уточнено время совершения правонарушения, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Защитник Соловьева А.Р. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление должного лица административного органа и решение судьи районного суда отменить как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить.
Законный представитель ООО ТД «Металлрезерв», защитник Соловьева А.Р., извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, возражений на жалобу, выслушав защитников Коломеец И.А., Ульянова Е.Н., поддержавших доводы жалобы в полном объеме, прокурора Бинюк И.В., должностное лицо административного органа Масленникову О.А., полагавших постановление и решение законными и обоснованными, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.2.3 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Из материалов дела следует, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения заместителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора от 02 февраля 2023 года проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО ТД «Металлрезерв».
В ходе проверки установлено, что ООО ТД «Металлрезерв» открыт пункт приема лома черных и цветных металлов от физических и юридических лиц, куда сдают аккумуляторные батареи. Сданные аккумуляторные батареи взвешиваются на участке с последующим оформлением приема-сдаточного акта, в том числе проверяется их целостность. Как следует из паспортов отходов от 15 января 2022 года ООО ТД «Металлрезерв» ведет обращение с отходами II класса опасности – ФККО аккумуляторные батареи свинцовые, отработанные с электролитом и без электролита. Принятые аккумуляторные батареи упаковываются без нарушения целостности, разбора для последующего направления ООО «Фрегат» для переработки и утилизации в рамках заключенного договора от 15.03.2018 года.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 14.11.2019 года №2684-р ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами РосРао» определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II класса опасности на территории Российской Федерации.
В 2020 году ФГУП «РосРао» переименовано в ФГУП «Федеральный экологический оператор» (далее ФГУП «ФЭО»).
В соответствии с требованиями ст. 14.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО ТД «Металлрезерв», осуществляя деятельность по обращению с отходами, передавая отходы I и II класса опасности ООО «Фрегат», имеющему лицензию от 24 апреля 2018 года № ЛО 20-00113-77/00155877 по обращению с отходами I и II класса опасности, обязано заключить договор с федеральным оператором - ФГУП «ФЭО» на сбор АКБ, относящихся ко II классу опасности, однако, данный договор ООО ТД «Металлрезерв» не заключен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 13 марта 2023 года и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в отношении ООО ТД «Металлрезерв» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 10 мая 2023 года № 08-030/2023х ООО ТД «Металлрезерв» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Решением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2023 года постановление должного лица административного органа изменено, уточнено время совершения правонарушения, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты законными признать нельзя.
Исходя из положений ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 названного Кодекса).
Из ч.3 ст.1.4 КоАП РФ следует, что особые условия применения мер административной ответственности в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее по тексту цитируемых норм - их работники), устанавливаются этим Кодексом.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч.2 ст.3.4 КоАП РФ).
Частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 этого Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из буквального содержания ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий, только в случае, когда административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно положениям п.1 ст.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ) под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведения административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ).
В силу прямого указания п. 7 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.
Проведенная проверка в отношении ООО ТД «Металлрезерв» не относится к государственному контролю (надзору), поскольку проведена не органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), а органом прокуратуры на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, применение ст.4.1.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного по результатам прокурорской проверки, не является возможным.
Допущенное при рассмотрении дела нарушение предусмотренных ст.4.1.1 КоАП РФ правил назначения наказания является существенным, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 10 мая 2023 года № 08-030/2023х и решение судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственности ТД «Металлрезерв» не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
В связи с отменой постановления и решения по указанным основаниям, изложенные защитником Соловьевой А.Р. в поданной в Хабаровский краевой суд жалобе, доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 10 мая 2023 года № 08-030/2023х и решение судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 19 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственности ТД «Металлрезерв» отменить.
Дело возвратить в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Судья
Хабаровского краевого суда