Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-273/2024 ~ М-1574/2023 от 28.12.2023

УИД 11RS0010-01-2023-002702-30

№ 2-273/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Осташовой К.Н., при секретаре судебного заседания Есеве К.Б.,

с участием помощника прокурора Орловой Е.А.,

представителя третьего лица ГБУЗ РК «Эжвинская городская поликлиника» по доверенности Кадач Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 апреля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах Маркова Николая Федоровича к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

прокурор, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Маркова Н.Ф. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения РК о взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 рублей. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Маркова Н.Ф. по вопросу несвоевременного обеспечения ответчиком инвалида ... Маркова Н.Ф. лекарственным препаратом ... по рецепту, предъявленному им **.**.** в аптечный пункт № 37 ГУП РК «Государственные аптеки РК», осуществляющий льготный отпуск лекарственных препаратов населению Эжвинского района г. Сыктывкара. По результатам проверки установлено, что Марков Н.Ф. состоит на диспансерном учете с диагнозами: ..., имеет право на льготное лекарственное обеспечение. Рецепт на лекарственный препарат ... (включен в Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р), 12 упаковок, был предъявлен Марковым Н.Ф. в аптечный пункт **.**.**, а отпущен ему по рецепту только **.**.**. Учитывая, что данный лекарственный препарат (раствор для инъекций) в связи с имеющимися у Маркова Н.Ф. заболеваниями рекомендован ему для постоянного приема ....

В судебном заседании помощник прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании Марков Н.Ф., извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, участия не принимал. Ранее в судебном заседании на заявленных в иске прокурора требованиях настаивал, также суду пояснил, что является ..., однако данный лекарственный препарат выдается ему не в полном объеме, постоянно возникают задержки в выдаче лекарства. Лекарственный препарат выписывается ему ежемесячно уже на протяжении 5 лет в Эжвинской городской поликлинике врачом терапевтом, при этом задержки с получением лекарства происходят регулярно.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Эжвинская городская поликлиника» Кадач Н.И., действующая по доверенности, в судебном заседании требования иска поддержала, пояснив, что истцу по изложенным в иске обстоятельствам безусловно причинен моральный вред, размер которого оставляет на усмотрение суда. Также указала, что лекарственный препарат назначается Маркову Н.Ф., ежемесячно с учетом ежемесячной дозы выписывается на него рецепт. Вопрос заместительной терапии находится в ведении главного внештатного гематолога. В декабре 2023 года, когда поликлинике стало известно о том, что пациент не обеспечен лекарственным препаратом, ему было предложено приходить в учреждение на условиях дневного стационара, где проводить инъекции. Поскольку пациенту было неудобно приходить в поликлинику дважды в день, он отказался, при этом осуществление выезда медицинской сестры на дом к пациенту для проведения инъекций лекарственного препарата не предусмотрено, равно как и его выдача пациенту на руки для проведения инъекций самостоятельно на дому, так как данная медицинская помощь оказывается только в условиях дневного стационара, а не в условиях поликлинического приема.

Ответчик Министерство здравоохранения РК при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, об уважительных причинах неявки не сообщил, представив отзыв по существу заявленных требований, а также заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-1960/2022 Сыктывкарского городского суда РК, суд приходит к следующему.

По делу установлено, что Марков Н.Ф. (до перемены фамилии Гнилянский) является ...

**.**.** в связи с имеющимися заболеваниями Маркову Н.Ф. врачом сердечно-сосудистым хирургом ГУ РК «ККД» рекомендован постоянный прием лекарственного препарата ....

**.**.** Маркову Н.Ф. выписан льготный рецепт №... на лекарственный препарат ..., 12 упаковок, который им был предъявлен в этот же день в аптечный пункт №... ГУП РК «Государственные аптеки РК». Ввиду отсутствия препарата в аптеке на дату предъявления льготного рецепта, он находился на отсроченном обеспечении.

Согласно информации ГУП РК «Государственные аптеки РК» данный препарат поступил на склад **.**.**, в аптечный пункт при ГБУЗ РК «ЭГП» №... лекарственный препарат поступил **.**.**, в этот же день был отпущен Маркову Н.Ф.

В период отсутствия жизненно необходимого лекарственного препарат в аптечных пунктах Маркову Н.Ф. в ГБУЗ РК «Эжвинская городская поликлиника» было предложено подойти за выдачей направления на проведение инъекций Эноксапарина натрия на базе поликлиники, при разговоре с заместителем главного врача по врачебной части истец от процедур в поликлинике отказался.

В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 3 ст. 1 данного ФЗ).

Основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи (ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, куда включен эноксапарин натрия (раствор для инъекций).

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и перечень таких лекарственных средств, приведены в Приложении N 1 к постановлению Правительства РФ N 890 в виде таблицы. В частности, в Разделе «Группы населения» поименованы инвалиды II группы, а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» напротив данной категории населения указано «все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям)».

Из выше приведенных положений нормативных правовых актов следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

При этом обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, прямо предусмотрена пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». При отсутствии в аптечных учреждениях вышеназванных средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 N 283 «О Министерстве здравоохранения Республики Коми» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Коми, где пунктом 1 установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья на территории Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации, координирующим в этих сферах деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения бесплатными лекарственными препаратами.

С 1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н, которым утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение 1).

В соответствии с положениями пунктов 3-5 данных Правил отпуск лекарственных препаратов, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, по рецептам осуществляется аптеками; аптечными пунктами по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88. Указанные лекарственные препараты, предназначенные для граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, отпускаются при предъявлении рецепта, выписанного на рецептурном бланке формы N 148-1/у-88, и рецепта, выписанного на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л). По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л), отпускаются лекарственные препараты, выписываемые гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой.

Отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. Лекарственные препараты отпускаются в количестве, указанном в рецепте, за исключением случаев, когда для лекарственного препарата установлено количество, которое может быть выписано в одном рецепте, или курс лечения (п.п. 11, 13 Правил).

Как следует из пояснений стороны истца в ходе рассмотрения дела, в результате необеспечения лекарственным препаратом, Маркову Н.Ф. пришлось более месяца обходиться без инъекций жизненно важным препаратом. В поликлинике, ввиду отсутствия препарата в аптечных пунктах, Маркову Н.Ф. было предложено **.**.** делать инъекции на базе поликлиники дважды в день при нахождении на дневном стационаре, однако учитывая состояние здоровья Маркова Н.Ф. и значительную удаленность его проживания от поликлиники, он отказался. На дату **.**.** у него в наличии оставалось препарата на 3 дня, начиная с **.**.** и вплоть до **.**.** препарат у него отсутствовал, заменить его было нечем. Занять препарат у людей, страдающих таким же заболеванием, не представилось возможных, так как во всех группах в социальных сетях, где состоят граждане с такими же диагнозами, ни у кого данного лекарственного препарата не оказалось. Марков Н.Ф. вынужден был почти месяц принимать только аспирин, который лишь немного облегчает состояние. В результате длительного отсутствия в аптечной сети жизненно важного лекарственного препарата Марков Н.Ф. чувствовал себя плохо, в период госпитализации с воспалением легких были получены плохие результаты анализов. Непредставление Маркову Н.Ф. жизненно необходимого лекарственного препарата влечет ухудшение его здоровья.

Марков Н.Ф. пояснил в судебном заседании, что аналогов данного препарата нет, заменить ему невозможно. В случае критического состояния он вынужден вызывать бригаду скорой помощи, которая его увозит в больницу для инъекций .... В целях недопущения критического состояния, он был вынужден при необеспечении его лекарственным препаратом по рецепту принимать аспирин, чтобы разжижать кровь, а также вынужден был приобрести данный препарат за свой счет и делать инъекции самостоятельно в меньших дозах. Кроме того отметил, что ... натрия выпускается также в виде таблеток, ранее он их принимал на протяжении более 2 лет, однако такая форма лекарственного препарата в результате ему не подошла, у него вновь началось образование тромбов, что подтвердила комиссия при прохождении им лечения в стационарных условиях Кардиологического центра, признав, что таблетки ему не подходят.

Согласно предоставленной Коми Республиканским клиническим онкологическим диспансером (Поликлиническое отделение) информации, Марков Н.Ф. наблюдается у врача-гематолога с 2020 года по поводу .... По этому поводу проводилась терапия .... С декабря 2020 года была назначена терапия ....

Таким образом, с учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств не обеспечение Министерством здравоохранения Республики Коми наличия в аптечных учреждениях необходимого лекарственного препарата, повлекло нарушение прав и законных интересов Маркова Н.Ф., нуждающегося в непрерывном обеспечении жизненно необходимым лекарственным препаратом. Доказательств организации своевременного и в полном объеме обеспечения указанным лекарственным препаратом административным ответчиком Министерством здравоохранения Республики Коми суду не представлено.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку гарантированное государством право на льготное лекарственное обеспечение истца нарушено, суд признает обоснованными требования прокурора о взыскании в пользу Маркова Н.Ф. с Министерства здравоохранения Республики Коми компенсации морального вреда в соответствии с положениями ст. 151, 1101 ГК РФ.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчика, характера и объема, причиненных Маркову Н.Ф. нравственных и физических страданий, связанных с нарушением его права на получение бесплатной медицинской помощи, принимая во внимание длительность нарушения гарантированного Конституцией РФ и федеральными законами права на получение бесплатных лекарственных препаратов, и с учетом требований разумности и справедливости полагает возможным определить ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 12 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 1101486491, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.05.2006) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, **.**.** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ..., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.04.2024.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-273/2024 ~ М-1574/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара
Марков Николай Федорович
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Коми
Другие
ГУП РК"Государственные аптеки Республики Коми"
ГБУЗ РК "Эжвинская городская поликлиника"
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми
Судья
Осташова Ксения Николаевна
Дело на сайте суда
ejvasud--komi.sudrf.ru
28.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.02.2024Предварительное судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее