Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-13310/2023 от 25.10.2023

Судья: Арефьева Н.В. адм. дело № 33а-13310/2023

УИД: 63RS0043-01-2023-002047-13

№ 2а-2153/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Роменской В.Н.,

судей Мыльниковой Н.В. и Пудовкиной Е.С.,

при секретаре Алиеве Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 4 сентября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения заинтересованного лица Чернышева Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения административных истцов, их представителя по доверенности Инжеватовой Е.М., заинтересованных лиц Янкаускене Н.Н., Голубинова В.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Голубинова Н.Н., Голубинов Н.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара об оспаривании постановлений.

В обоснование заявленных требований административными истцами указано, что они проживают и зарегистрированы в жилом доме площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером № , принадлежащем на праве собственности Голубиновой Н.Н., расположенном на земельном участке по адресу: <адрес>. Указанный адрес присвоен распоряжением администрации Красноглинского района г. Самары от 3 июля 2013 г. № . В 2017 г. при образовании земельного участка путем раздела по заявлению Голубиновой Н.Н. постановлением администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 21 июля 2017 г. № земельному участку с кадастровым номером № и расположенному на нем жилому дому с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>. В отсутствие заявления Голубиновой Н.Н. постановлением администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 16 марта 2023 г. № указанным объектам недвижимости присвоен новый адрес, а постановлением от 30 июня 2023 г. № признано утратившим силу постановление администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 21 июля 2017 г. № о присвоении адреса.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административные истцы, с учетом уточненных административных исковых требований, просили суд признать незаконными постановления администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 16 марта 2023 г. № «О присвоении адреса объектам недвижимости с кадастровыми номерами № и № , расположенным в <адрес>» и от 30 июня 2023 г. № «О признании утратившим силу постановления администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 21 июля 2017 г. № «О присвоении адреса земельному участку, принадлежащему Голубиновой Н.Н., расположенному <адрес>».

Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 4 сентября 2023 г. административные исковые требования удовлетворены, администрация обязан возобновить рассмотрение вопроса о присвоении адреса объектам недвижимости с кадастровыми номерами № и № (том 1 л.д. 234-246).

С указанным решением не согласилась администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, в апелляционной жалобе просила суд решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований (том 2 л.д. 1-4).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что в 2017 г. Голубиновой Н.Н. произведен раздел принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № , расположенного по адресу: <адрес>, в результате которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами № и № .

Согласно договору дарения от 23 июня 2017 г. Голубинова Н.Н. подарила сыну Голубинову В.Н. земельный участок с кадастровым номером № (том 1 л.д. 203-204), которому постановлением администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 21 июля 2017 г. № присвоен адрес: <адрес> (том 1 л.д. 205).

В результате принятия администрацией Красноглинского внутригородского района г.о.Самара постановления от 21 июля 2017 г. № и постановления от 11 сентября 2019 г. № земельному участку с кадастровым номером № с расположенным на нем жилым домом с кадастровым номером № (собственник - Голубинова Н.Н.), и земельному участку с кадастровым номером № с расположенным на нем жилым домом с кадастровым номером № (собственник - Чернышев Е.В.) присвоен один и тот же адрес: <адрес>

В целях упорядочения адресов 2 марта 2022 г. администрацией Красноглинского внутригородского района г.о. Самара вынесено постановление № , согласно которому земельному участку с кадастровым номером № и жилому дому с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>, а также вынесено постановление № , в соответствии с которым признано утратившим силу постановление от 21 июля 2017 г. № «О присвоении адреса земельному участку, принадлежащему Голубиновой Н.Н., расположенному в <адрес>».

Также установлено, что Голубинова Н.Н. с 1980 года зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими отметками в ее паспорте.

Так, с 5 декабря 1980 г. Голубинова Н.Н. зарегистрирована администрацией Н. Семейкинской волости Красноярского района Самарской области по адресу: <адрес>, в дальнейшем ПВС Красноглинского РОВД г. Самары, сделана отметка о ее регистрации с 5 декабря 1980 г. по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 18).

Из представленной копии паспорта Голубинова Н.А. следует, что с 15 августа 1989 г. он зарегистрирован по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 18).

Информация о месте регистрации Голубиновой Н.Н. и Голубинова Н.А., указанная в паспортах, согласуется с данными, внесенными в домовую (поквартирную) книгу для регистрации граждан, проживающих в <адрес> (том 1 л.д.139-143).

Кроме того, согласно архивным справкам от 28 мая 2019 г. № , № , в похозяйственной книге № Новосемейкинского поселкового Совета народных депутатов Красноярского района Куйбышевской области поселок Козелки на 1986-1990 гг. открыты:

лицевой счет № на главу семьи ФИО23 с адресом хозяйства - «<адрес>», в котором имеется запись: «договор продажи от 4.08.86 г.», «договор Голубиновой Н.Н. от 1986 г.»

лицевой счет № на главу семьи ФИО22 с адресом хозяйства – «<адрес>».

В похозяйственной книге № Новосемейкинского сельского Совета народных депутатов Красноярского района поселка Козелки на 1991-1995 гг. открыт лицевой счет № на главу хозяйства Голубинову Н.Н., с указанием адреса: «<адрес>», а также имеется запись, исполненная карандашом в сроке «адрес хозяйства» - «Чернышов В.М.». В списке членов хозяйства Чернышев В.М. не указан.

В похозяйственной книге № Новосемейкинской поселковой администрации Красноярского района поселка <адрес> на 1997-2001 гг. открыт лицевой счет № на главу хозяйства Голубинову Н.Н. с адресом хозяйства «».

Сведения о лицевом счете хозяйства Чернышева В.М. не обнаружены.

В похозяйственной книге № администрации Новосемейкинской волости поселка Козелки на 2002-2006 гг. открыты:

лицевой счет № на адрес хозяйства «<адрес>», в списке членов хозяйства указаны: Голубинова Н.Н., Голубинов Н.А., Голубинов В.Н., Голубинова Н.Н.;

лицевой счет № на адрес хозяйства «<адрес>», в списке членов хозяйства указаны: Чернышов В.М., Ворожайкина Л.М., Иванова М.М (том 1 л.д. 206-207).

Судом также установлено, что решением Красноглинского районного суда г. Самары от 29 января 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26 мая 2021 г., в удовлетворении исковых требований Чернышева Е.В. о снятии с регистрационного учета Голубиновой Н.Н., Голубинова Н.А., Голубинова В.Н., Янкаускене Н.Н., Янкаускаса В.В., Янкаускаса Д.В. по адресу: <адрес>, отказано.

Из указанного решения следует, что Чернышев Е.В. с 2019 года является собственником жилого дома с кадастровым номером № , расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает и зарегистрирован со 2 декабря 2003 г. (том 1 л.д. 89-94, 82-88).

Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 17 мая 2022 г. административные исковые требования Голубиновой Н.Н., Голубинова Н.А. к администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара о признании незаконными постановления от 2 марта 2022 г. № и от 2 марта 2022 г. № оставлены без удовлетворения (том 1 л.д. 75-81).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 сентября 2022 г. решение Красноглинского районного суда г. Самары от 17 мая 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Голубиновой Н.Н., Голубинова Н.А. к администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара о признании незаконными постановлений удовлетворено. Признано незаконным постановление администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 2 марта 2022 г. № «О присвоении адреса объектам недвижимости с кадастровыми номерами № и № , расположенным в <адрес>». Признано незаконными постановление администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 2 марта 2022 г. № «О признании утратившим силу постановления администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 21 июля 2017 г. № «О присвоении адреса земельному участку, принадлежащему Голубиновой Н.Н., расположенному <адрес>». Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самары обязана возобновить рассмотрение вопроса о присвоении адреса объектам недвижимости с кадастровыми номерами № и № (том 1 л.д. 63-73).

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 сентября 2022 года оставлено без изменения (том 1 л.д. 169-176).

Так, вышеуказанными судебными актами на администрацию Красноглинского внутригородского района г.о. Самары возложена обязанность по возобновлению рассмотрения вопроса о присвоении адреса объектам недвижимости с кадастровыми номерами № и №

В целях исполнения решения суда, администрацией Красноглинского внутригородского района г.о. Самара вынесено постановление от 16 марта 2023 г. № , которым указанным объектам недвижимости присвоен новый адрес (<адрес>), а также постановление от 30 июня 2023 г. № , которым признано утратившим силу постановление администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 21 июля 2017 г. № о присвоении адреса.

Несогласие с указанными постановлениями явилось основанием для обращения административных истцов в суд с настоящими требованиями.

Разрешая административные исковые требования, суд исходил из того, что административный ответчик, присваивая новый адрес объектам недвижимости административных истцов и признавая утратившим силу и отменяя постановление администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 21 июля 2017 г. № , не установил время существования спорного адреса в отношении объектов недвижимого имущества административных истцов и Чернышева Е.В., их порядковое расположение, а также не привел основания несоответствия указанного постановления требованиям законодательства, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца Голубиновой Н.Н., как собственника объектов адресации.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Так, отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 443-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи Федерального закона № 443-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия: 1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; 2) размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.

Согласно основным понятиям, приведенным в пунктах 1, 3 статьи 2 Федерального закона № 443-ФЗ, под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, и перечень объектов адресации установлены Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № .

Из пункта 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов следует, что под адресообразующими элементами понимаются страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; идентификационные элементы объекта адресации - номер земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства.

Согласно пункту 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям:

а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства;

б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с данными правилами;

в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.

Согласно пункту 7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 данных правил.

В соответствии с пунктом 63 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов нумерация объектов адресации, расположенных между двумя объектами адресации, которым присвоен адрес с последовательными номерами, производится с использованием меньшего номера соответствующего объекта адресации путем добавления к нему буквенного индекса.

Вместе с тем, обстоятельства, установленные судами в ходе рассмотрения административного дела № , в том числе периода существования и использования спорного адреса по отношению к объектам недвижимости административных истцов и заинтересованного лица Чернышева Е.В. в совокупности с порядковым расположением всех объектов недвижимости, принадлежащих Голубиновой Н.Н., Голубинову В.Н., Чернышеву Е.В., органом местного самоуправления при вынесении оспариваемых постановлений не приняты во внимание, что следует из самого содержания указанных постановлений.

Так, согласно содержанию постановления администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары от 16 марта 2023 г. № следует, что постановление вынесено на основании норм действующего законодательства, кассационного определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2023 г., выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 марта 2023 г. (том 1 л.д. 10).

Из содержания постановления администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары от 30 июня 2023 г. № следует, что оно вынесено на основании норм действующего законодательства, а также кассационного определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2023 г., апелляционного определения Самарского областного суда от 12 сентября 2022 г., решения Красноглинского районного суда г. Самары от 17 мая 2022 г. (том 1 л.д. 53).

Кроме того, в соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 739-О-О, часть 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.

В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Указанное согласуется с позицией, изложенной в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В нарушение приведенных норм права, административный ответчик, присваивая новый адрес объектам недвижимости административных истцов и признавая утратившим силу и отменяя постановление администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 21 июля 2017 г. № «О присвоении адреса земельному участку, принадлежащему Голубиновой Н.Н., расположенному в <адрес>», не установил время существования спорного адреса в отношении объектов недвижимого имущества административных истцов и Чернышева Е.В., их порядковое расположение, а также не привел основания несоответствия указанного постановления требованиям законодательства, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца Голубиновой Н.Н., как собственника объектов адресации, в связи с чем, оспариваемые в настоящем административном деле постановления являются незаконными.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, в связи с чем, решение подлежит оставлению без изменения.

Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красноглинского районного суда г. Самары от 4 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2023 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-13310/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Голубинова Н.Н.
Голубинов Н.А.
Ответчики
Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара
Другие
Голубинов В.Н.
Инжеваткина Е.М.
Янкаускас В.В.
Янкаускас Д.В.
Янкаускас Н.Н.
Чернышов Е.В.
Голубинова В.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.10.2023Передача дела судье
05.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее