Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2022 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Безденежный Д.В.
при секретаре Дзанаевой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2485/2022 по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти к администрации с.п. Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с вышеуказанным исковым заявлением, просит: обязать администрацию сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области привести в соответствие сооружение для накопления жидких бытовых отходов (выгребной ямы прилегающей к ограждению жилого дома по адресу: <адрес>).
Заявленные требования мотивированы тем, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти поступило требование заместителя прокурора Самарской области вх. 63-14264-2022 от 28.07.2022 г. по факту размещения выгребной ямы, прилегающей к ограждению жилого дома по адресу: <адрес>.
На основании требования специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти было принято участие в проверке прокуратуры с целью соблюдения санитарного законодательства.
Как следует из ответа Администрации Ставропольского района Самарской области от 01.08.2022 г. исх. 6694 сброс канализационных стоков осуществляется на земельный участок относящейся к землям сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области.
Исковые требования заявлены Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и ст. 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В судебном заседании представитель истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти Загородникова Н.С. (28.10.2022 г.) исковые требования подержала и просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что считают, что нарушения не устранены.
Представитель ответчика - глава администрации с.п.Хрящевка Василика К.Э. в судебном заседании 28.10.2022 года исковые требования не признал пояснил, что заргрязение было вызвано действиями третьих лиц, являющихся собственниками земельного участка и расположенного на нем дома, из которых и шли сточные воды. В настоящее время все нарушения устранены, сточные воды были откачены, расположение сточных вод более чем метр от поверхности земли, что подтверждается представленными в дело фотографиями.
Треть лицо - Большаков С.В. в судебном заседании 28.10.2022 г. пояснил, что дом единый, зарегистрирован также как единый дом, по 1/2 доли у каждого из собственников, одна у него, а вторая в размере 1/2 доли принадлежит соседу Крутченко А.В. Земельный участок под домом также разделен по полам между ним и соседом Крутченко А.В. Выгребная яма находится на земельном участке и принадлежит Крутченко А.В., в нее идут стоки с половины дома, который принадлежит Крутченко А.В., но сама яма территориально расположена на его половине. Еще одна выгребная яма тоже расположена на территории Большакова С.В. Между ним и Крутченко А.В. есть соглашение, поскольку был сделан план дома, участка и между собственниками определен порядок пользования. В настоящее время стоки действительно откачены Крутченко А.В..
Третье лицо - Крутченко А.В. в судебном заседании пояснил, что 1/2 доля земельного участка принадлежит ему, а 1/2доля Большакову С.В. Выгребная яма наполняется в том числе и из его квартиры, однако имеются сомнения что она соединена с ямой Большакова С.В.. Он приобрел половину дома и земельного участка у Большакова С.В., там уже все было установлено. Он чистит яму каждую осень, ее хватает на год. По устному соглашению с Большаковым С.В., там две ямы, одна Крутченко А.В., а другая Сергея Большакова. Для обслуживания квартиры идет только одна выгребная яма. В ходе судебного заседания им был организован вызов осинизаторской машины и полностью откачена яма в 20 кубометров. Сейчас расстояние до поверхности более полутора метров.
Представитель третьего лица - Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещены надлежащим образом, прислали в суд письменный отзыв, согласно которому просили заявленные требования удовлетворить по основаниям изложенным в отзыве и рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя третьего лица - Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, просившего рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и
структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Самарской области - территориальным органом Федерального орган исполнительной власти.
Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Статьей 11 Закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Согласно ст. 1 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устава сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области к компетенции поселения отнесены вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В силу ч. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских (сельских) поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлен субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти поступило требование заместителя прокурора Самарской области вх. 63-14264-2022 от 28.07.2022 г. по факту размещения выгребной ямы, прилегающей к ограждению жилого дома по адресу: <адрес>.
Согласно ответу из Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти от 01.08.2022 г. следует, что на основании требования заместителя прокурора Самарской области вх. 63-14264-2022 от 28.07.2022 г. по факту размещения выгребной ямы, прилегающей к ограждению жилого дома по адресу: <адрес>. было принято участие в проверке прокураты, с целью соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки было обнаружено, что сооружение для накопления ЖБО, из которого течет жидкость с резким запахом, свойственным сточным водам. Визуально выгреб наполнен свыше, чем на 0,35 метров до поверхности земли. Правообладателем допускается наполнение выгреба выше, чем на 0,35 метров до поверхности земли.
В ходе проверки установлено, что выгреб не очищается по мере заполнения в нарушение требований п. 22 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектом, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических мероприятий".
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что земельный участок с КН №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности в общей долевой собственности по 1/2 доли Большакову С.В. и Крутченко А.В.
Земельный участок между собственниками не разделен.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве способа защиты прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Эта группа полномочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами права являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации.
Исковые требования заявлены Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и ст. 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
В силу требований ст. 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды решаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания представителей с.п. Хрящевка м.р. Ставропольский Самарской области "Об утверждении норм и правил по благоустройству территории с.п. Хрящевка м.р. Ставропольский Самарской области в новой редакции" утверждены новые нормы и правила по благоустройству территории с.п. Хрящевка в новой редакции.
В соответствии с гл. 3 ч. 3 правил следует, что границы прилегающих территорий определяются при наличии следующих оснований: 3.1 нахождение здания, строения, сооружения земельного участка в собственности или на ином праве юридических или физических лиц.
В отсутствие заключенного соглашения в соответствии с п. 3 и п. 3.1 настоящих правил граница прилегающей территории по отношению к зданию, строению, сооружения земельного участка, собственником которого или иной законный владелец либо уполномоченное лицо не заключили соответствующего соглашения, определяется на расстоянии 15 метров от здания, строения, сооружения земельного участка или ограждения.
Судом установлено и подтверждается выпиской из ЕГРН, а также схемой расположения земельного участка и фотоматериалами, что земельный участок с КН №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности в общей долевой собственности по 1/2 доли Большакову С.В. и Крутченко А.В.
В судебном заседании установлено и следует из фотоматериалов, что выгребная яма, прилегающая к ограждению жилого дома по адресу: <адрес> принадлежит третьему лицу Крупченко А.В., что не оспаривалось стонами по делу.
Согласно п. 20 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие выгребы, дворовые уборные и помойницы, должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт. Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев (п. 22 СанПиН 2.1.3684-21).
Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено судом и подтверждено допустимыми и относимыми доказательствами, в том числе фотоматериалами, на которых видно, что из выгребной ямы расположенной на прилегающей к ограждению жилого дома по адресу: <адрес> произведена откачка сточных вод третьим лицом, при этом на момент проведения осмотра 25.12.2022 года, достоверно установлено, что заполненность колодца сточными водами составляет более 0,35 метров, в следствии чего приходит к выводу, что нарушение санитарного законодательства устранены, и поскольку на момент рассмотрения дела, отсутствуют нарушения п.22 СанПиН 2.1.3684-21, поскольку заполненность выгребной ямы составляет более 0,35 метров от поверхности земли, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти к администрации с.п. Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательства - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Ставропольский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2022 г.
Судья подпись Д.В. Безденежный
Копия верна:
Судья
УИД:63RS0027-01-2022-002760-64