Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2022 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Алимова Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным отказа в принятии заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты, обязании рассмотреть заявление и направить принятое по нему решение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным отказа в принятии заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты, обязании рассмотреть заявление и направить принятое по нему решение, в обоснование исковых требований ссылаясь на то, что он уволен с органов внутренних дел по достижению предельного возраста 19.10.1998г.
Решением исполкома Хасавюртовского совета народных депутатов ДАССР от 15.03.1988г. он был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в очередь многодетных семей.
Распоряжением Администрации МО городской округ «<адрес>» от 11.06.2019г. №р он был переведен в единую очередь в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. №.
Решением Хасавюртовского городского суда от 12.12.2019г. по делу № ему было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО «<адрес>» о признании за ним право состоять на учете в администрации МО «<адрес>» в порядке единого учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и о возложении на администрации МО «<адрес>» обязанности перевести его на учет в порядке единого учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, согласно Постановлению Правительства РФ от 06.09.1998г. за №, с датой принятия на учет с 27.10.1998г.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Дагестан от 16.03.2020г. по делу № указанное решение было отменено, по делу принято новое решение - об удовлетворении его исковых требований.
30.07.2020г. он обратился в Минстрой РД с просьбой обеспечить его и членов семьи жилым помещением в форме единовременной денежной выплаты, направить ему по почте России решение о включении его и членов семьи в список граждан получателей единовременной денежной выплаты, выдать Свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
К указанному заявлению от 30.07.2020г. были приложены необходимые документы для регистрации заявления, предусмотренные пунктом 6 Порядка предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РД от 13.08.2018г. № (далее - Порядок), в том числе выписка из решения органа местного самоуправления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) до ДД.ММ.ГГГГ, а также Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 16.03.2020г. по делу №.
Письмом от 21.08.2020г. №.2-6082/20 Минстрой РД возвратил его заявление с приложенными к нему документами со ссылкой на то, что в настоящее время финансирование на выдачу ЕДВ не предусмотрено. В письме указанно, что государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017г. №, не предусматривает дальнейшее финансирование после 2018 года мероприятия по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц. Федеральный бюджет на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов не предусматривает предоставление субвенции указанного целевого назначения. Федеральными органами государственной власти не определен источник финансирования данного мероприятия.
Также указано, что им не представлено решение органа местного самоуправления о переводе его на единый учет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998г. № с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГг.
21.10.2020г. он повторно обратился в Минстрой РД с заявлением о включении его и членов семьи в список граждан получателей единовременной денежной выплаты.
В своем письме от 10.11.2020г. №.2-8315/20 Минстрой РД воспроизвел те же доводы об отсутствии финансирования из федерального бюджета мероприятий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненные ним лиц.
Указанное решение считает незаконным, грубо нарушающим его материальные права на получение единовременной денежной выплаты, лишающим его возможности реализовать предоставленное ему федеральным законодательством право.
Законом не предусмотрено возвращение заявления на том основании, что на данный момент отсутствует финансирование из федерального бюджета и своим решением ответчик фактически лишил его возможности воспользоваться своим правом на получение ЕДВ в соответствии с ФЗ №342-ФЗ от 08.12.2010г.
На основании изложенного в иске просит суд признать незаконным решение Минстроя РД от 21.08.2020г. о возвращении его заявления от 30.07.2020г. и приложенных к нему документов о включении гражданина, уволенного с военной службы (службы) в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать Минстрой РД рассмотреть его заявление от 30.07.2020г. и приложенные к нему документы о включении гражданина, уволенного с военной службы (службы) в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и направить ему письменное уведомление о принятом решении.
В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования уточнены в части даты решения Минстроя РД, которое он просит признать незаконным, с учетом уточнений просит суд признать незаконным решение Минстроя РД от 10.11.2020г. о возвращении его заявления от 21.10.2020г. о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан рассмотреть заявление о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, гражданину, уволенному с военной службы (службы).
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. постановлено: «Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении его заявления о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязании Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан рассмотреть заявление о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, гражданину, уволенному с военной службы (службы)».
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
В судебное заседание истец ФИО1, будучи извещен о времени и месте судебного разбирательства, не явился, просил суд рассмотреть дело без своего участия, в связи с чем определено рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик - Минстрой РД, будучи извещенным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание представителя не направил, в ранее представленных возражениях выразил позицию относительно заявленного иска, сведений об уважительности причин неявки представителя не сообщил, судом определено рассмотреть дело без участия ответчика на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ признав причины неявки неуважительными.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно ч.1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно отказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД от ДД.ММ.ГГГГ №.2-8315/20 в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дальнейшее финансирование после 2018 года мероприятия по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, прекращено после 2018 года. Федеральный бюджет на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов не предусматривает предоставление субвенции указанного целевого назначения. Федеральными органами государственной власти не определен источник финансирования данного мероприятия.
Согласно отказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №.2-6082/20 переданные полномочия по Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» осуществляются уполномоченным органом Минстроем РД в соответствии с Порядком предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №. В приложенных к заявлению документах имеется Выписка из решения Исполкома Хасавюртовского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. Тем самым, за ним закреплено право на получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда. К заявлению также приобщено Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, которым возложена на администрацию МО ГО «<адрес>» обязанность перевести ФИО1 на учет в порядке единого учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ. Соответствующего решения органа местного самоуправления о переводе ФИО1 на указанный учет в представленных материалах отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 данного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на следующие обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до ДД.ММ.ГГГГ в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:
1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Порядок постановки на жилищный учет граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями по федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, установлен Правительством Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», которым утверждены правила единого порядка постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений категорий граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства.
Правовое изменение о принятии указанных категорий граждан на учет «в установленном Правительством Российской Федерации порядке» в статью 2 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ введено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 360-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Дата начала действия этих изменений - с ДД.ММ.ГГГГ
В связи с изложенным граждане, поставленные на муниципальный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, подавшие заявления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан после ДД.ММ.ГГГГ, не обладают правом на жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета.
Согласно приказу МВД РД от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ФИО1 уволен из ОВД.
В соответствии с выпиской из решения Исполкома Хасавюртовского городского совета народных депутатов Дагестанской АССР <адрес> (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протоколов жилищной комиссии в части приема на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО1 с составом семьи 5 человек принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ № на момент увольнения из МВД по РД ФИО1 состоял в должности старшего участкового инспектора милиции ОВД <адрес>, содержащейся за счет средств местного бюджета. Продолжительность службы в МВД по РД на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета составляет 10 лет 2 месяца 5 дней.
Согласно справке начальника отдела учета и распределения жилья МО ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. №, распоряжением Администрации Муниципального образования городской округ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 из очереди многодетных семей переведен в единую очередь.
В силу пункта 6 Порядка предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ №), к заявлению обязательно прилагается выписка из решения органа местного самоуправления о постановке на учет до ДД.ММ.ГГГГ в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Доводы представителя административного ответчика о том, что выписка из распоряжения Администрации Муниципального образования городской округ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № к заявлению ФИО1 не прилагалась подтверждается материалами дела. Суду выписка также не представлена.
Согласно апелляционному определению Верховного суда Республики Дагестан от 16.03.2020г. по делу № решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Исковые требования ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» удовлетворены. За ФИО1 признано право состоять на учете в Администрации МО ГО «<адрес>» в порядке единого учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, и членов их семей, имеющих и соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ. На Администрацию МО ГО «<адрес>» возложена обязанность перевести ФИО1 на учет в порядке единого учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в игранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Отменяя ранее состоявшиеся по делу судебные акты, Пятый кассационный суд общей юрисдикции в своем определении от ДД.ММ.ГГГГг. указал на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76- ФЗ «О статусе военнослужащего» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21 -П, сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору даже в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременно денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в соответствии с которым решение о принятии лиц, уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, на учёт нуждающихся принимают органы местного самоуправления.
Из совокупности приведенных выше положений следует, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации уволенных со службы указанных граждан возможно при наличии следующих условий: 1) они должны быть приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ; 2) они должны быть уволены со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями; 3) общая продолжительность службы указанных граждан в календарном исчислении должна составлять не менее 10 лет.
Судом кассационной инстанции отмечено следующее: отсутствие ведения в органах местного самоуправления специального жилищного учета для военнослужащих и приравненных к ним лиц не должно способствовать нарушению прав заявителя. Право истца ФИО1 состоять на соответствующем специальном учете в Администрации МО ГО «<адрес>» с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено судебным постановлением, вступившим в законную силу, которым на Администрацию МО ГО «<адрес>» возложена обязанность перевести ФИО1 на учет в порядке единого учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, право ФИО1 на получение жилой площади установлено вступившим в законную силу судебным постановлением суда апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Приведенные положения процессуального закона направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
Выводы суда о законности действий ответчика, направленных на игнорирование указанного судебного постановления, не могут быть признаны правильными, поскольку длительность исполнения судебного акта Администрацией города и несвоевременное принятие органом местного самоуправления мер по приведению в соответствие даты постановки истца на специальный жилищный учет для военнослужащих и приравненных к ним лиц не может вменяться в вину заявителя, нарушенное право которого подлежало восстановлению в полном объеме.
Более того, положениями пункта 12,13 Порядка предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, жилых помещений в собственность этих граждан бесплатно или по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № не предусмотрен возврат поданных гражданином заявления и документов без рассмотрения и регистрации.
На уполномоченный орган возложена обязанность проверки достоверности и полноты представленных документов, в том числе в виде запросов в администрации муниципальных образований по месту принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в органы (учреждения) по последнему месту их службы, и в течение 25 календарных дней с даты представления заявления принятия решения об отказе либо о включении гражданина, уволенного с военной службы (службы), в список граждан. Указанное решение, принимается комиссией, созданной для этих целей правовым актом уполномоченного органа.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в рассмотрении заявления ФИО1 о постановке на такой учет, ввиду непредставления дополнительных документов, необходимых, по его мнению, для принятия решения о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ и, следовательно, вывод судов первой и второй инстанций о правомерности оспариваемого отказа не соответствует приведенным нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В материалах дела представлена Выписка из распоряжения Администрации МО ГО «<адрес>» от 27.01.2021г. №р, в соответствии с которым на основании заявления ФИО1 и апелляционного определения ВС РД от 16.03.2020г. в распоряжение Администрации МО ГО «<адрес>» от 11.06.2019г. № внесены дополнения в раздел протокола № заседания жилищной комиссии при Администрации МО ГО «<адрес>» в отношении ФИО1 следующими словами «считать состоящим на учете в порядке единого учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, с ДД.ММ.ГГГГ».
Указанные акты ненормативного характера органа местного самоуправления кем-либо не оспорены, доказательств об обратном в суд не представлены.
Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, не могут влиять на реализацию этих прав граждан, поскольку действующим
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД признано уполномоченным органом исполнительной власти РД по обеспечению на территории РД за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями.
С учетом изложенных обстоятельств, суд обоснованно приходит к выводу о том, что возврат заявлений ФИО1 со стороны Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан документов в обоснование в предоставления ему единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения по условиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ является незаконным и создающим ему препятствия в реализации права, гарантированного Конституцией РФ, в обеспечении жилой площадью, в связи, с чем, исковые требования находит подлежащими удовлетворению в полном объеме с учетом заявленных им уточнений.
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая то, что уточнения исковых требований не подменяют заявленные истцом исковые требования в первоначальном иске, не влекут прекращения производства по ним, поскольку отказа от исковых требований от истца не поступало, подлежат признанию незаконными решения Минстроя РД от 21.08.2020г. и от 10.11.2020г., с обязанием ответчика рассмотреть заявление истца с приложенными к нему документами о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с направлением письменного уведомления о принятом решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 (паспорт серии 8201 №) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (ОГРН 1070562001950) о признании незаконным отказа в принятии заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты, обязании рассмотреть заявление и направить принятое по нему решение удовлетворить.
Признать незаконным решение Минстроя РД от 21.08.2020г. о возвращении заявления ФИО1 от 30.07.2020г. и приложенных к нему документов о включении гражданина, уволенного с военной службы (службы) в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать незаконным решение Минстроя РД от 10.11.2020г. о возвращении заявления истца от 21.10.2020г. о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан рассмотреть заявление о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, гражданину, уволенному с военной службы (службы).
Обязать Минстрой РД рассмотреть заявление ФИО1 от 30.07.2020г. и приложенные к нему документы о включении гражданина, уволенного с военной службы (службы) в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и направить ему письменное уведомление о принятом решении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.М. Алимов