Дело № 2-1121/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Беспятовой Н.Н.,
при секретаре Пенкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 18 июня 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Гордей А.В., Гордей В.А., Гордей В.И. к Малкеровой Г.А., Потейковой В.И., Гельберт Е.С., Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области о внесении изменений в технические характеристики жилого дома, признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Гордей А.В., Гордей В.А., Гордей В.И. обратились в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Малкеровой Г.А., Потейковой В.И., Гельберт Е.С., Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области о внесении изменений в технические характеристики жилого дома, признании права собственности на квартиру. В обоснование своих требований указали, что Гордей А.В., Гордей В.А., Гордей В.И. принадлежит на праве общей долевой собственности квартира, состоящая из 3–х комнат, общей площадью 71,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности у истцов возникло с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира расположена в двухквартирном жилом доме с кадастровым номером №. Жилой дом состоит из спорной квартиры №1 с кадастровым номером № и одной части (квартиры) №2 с кадастровым номером №. Собственниками квартиры №2, <адрес>, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ являются ответчики: Малкерова Г.А., Потейкова В.И., Гельберт Е.С. Спорная квартира находится на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1821 кв.м., находящимся в общей долевой собственности истцов. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Дружинского сельского поселения на имя истцов выдано разрешение на строительство № в отношении жилого дома по адресу: <адрес>. Разрешение на строительство было выдано на основании градостроительного плана земельного участка № RU5552№-1606 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией Дружинского сельского поселения и на основании проектной документации «Реконструкция многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> подготовленный ООО «Проект СЕРВИС». ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации Дружинского сельского поселения № «О выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» истцами получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно проектной документации и разрешения на ввод в эксплуатацию после реконструкции площадь квартиры №1 увеличилась с 71,9 кв.м., на 94,5 кв.м., в части жилого дома (<адрес>) площадь осталась не изменной, и составляет 71,3 кв.м. В результате реконструкции общая площадь многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул.60 лет СССР, <адрес>, изменилась с 143,2 кв.м. на 164,6 кв.м. После произведенной реконструкции и ввода в эксплуатацию истцы обратились в ООО «Техкадастр», где были подготовлены технический план здания с кадастровым номером № и технический план помещения с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ технический платы были сданы в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области. 20.10.2016 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области было выдано решение № об отказе в учете изменений объекта недвижимости в отношении здания. В обоснование отказа указано следующее: частями 1,3 статьи 20 Закона о кадастре предусмотрено, что с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности. Правообладателями многоквартирного дома являются правообладатели помещений в данном здании. В орган кадастрового учета не представлены заявления от всех правообладателей объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. 21.10.2016 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области было вынесено решение № об отказе в учете изменений объекта недвижимости, в отношении помещения (квартиры истцов) с указанием, что в отношении здания с кадастровым номером №, в котором расположено помещение, государственный кадастровый учет приостановлен, после осуществления которого, возможен учет изменений помещения. Таким образом, получается, что без подачи заявления об учете изменения объектов всеми правообладателями помещений в данном здании, такие изменения внесены не будут. Ответчики, являющиеся собственниками квартиры №2 <адрес>, в силу личного затянувшегося конфликта между истцами и ответчиками, без объяснения причин отказываются подавать в регистрирующий орган заявление об учете изменений объектов недвижимости. ООО «Архитектурно-проектное бюро «АРХ-Е» произведено обследование жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> дано строительно-техническое заключение, согласно которого, техническое состояние несущих и ограждающих конструкций пристроенных новых помещений квартиры №1 <адрес> оценивается как исправное, строительные работы выполнены с соблюдением строительно-технических норм, признаки наличия угрозы жизни и здоровью граждан вследствие обрушения (разрушения) пристроенных новых помещений отсутствуют. Работы по реконструкции квартиры №1 в <адрес> выполнены в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, дефекты в возведенных конструкциях отсутствуют. Техническое состояние дома относится в работоспособному, при котором обеспечивается несущая способность конструкций и отсутствует угроза обрушений. По результатам обследования строительных конструкций (фундамента, несущих стен здания, перекрытий и др.), инженерных коммуникаций строения жилого дома, требования по прочности, долговечности, неизменяемости сопрягаемых элементов, трещиностойкости и деформативности строительных конструкций здания, после выполнения реконструкции в данных конкретных условиях выполняются. Несущая способность строительных конструкций здания после выполнения реконструкции обеспечена и не представляет потенциальной угрозы для жизни и здоровья людей, не нарушаются правила эксплуатации жилого дома, не затрагиваются охраняемые законом интересы других граждан, что подтверждается, в том числе, и долговременной эксплуатацией здания. Строение жилого дома в доме <адрес> Омского муниципального района Омской области после выполненной реконструкции, может эксплуатироваться в дальнейшем безопасно и безаварийно в обычном режиме, без каких-либо ограничений. Необходимость в усилении и восстановлении строительных конструкций полностью отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Техкадастр» был подготовлен технический план здания с кадастровым номером №, а также технический план помещения с кадастровым номером №. Согласно заключению кадастрового инженера площадь здания, рассчитанная в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90, составила 220,4 кв.м. (площадь этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен), что отличается от площади, указанной в проектной документации ввиду различия расчетов. С учетом уточнения исковых требований просят внести изменения в технические характеристики объекта жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, изменив общую площадь с 143,2 кв.м. на 220,4 кв.м., в том числе изменив площадь квартиры №1 с 71,9 кв.м. на 94,5 кв.м., площадь квартиры №2 оставить 71,3 кв.м.; признать за Гордей А.В., Гордей В.А., Гордей В.И. право собственности на объект – квартиру, состоящую из 3 комнат, общей площадью 94,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
Истцы Гордей А.В., Гордей В.А., Гордей В.И., их представитель по устному ходатайству Фролов А.А. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Гельберт Е.С., представитель ответчика Кокунин М.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истцов не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указано, что ответчики являются собственниками жилого помещения – части жилого дома, а не квартиры в многоквартирном жилом доме. Поскольку ответчиками вполне правомерно были получены свидетельства о долевой собственности на часть жилого дома, соответственно, истцы также владеют жилым помещением – частью жилого дома, право собственности, на которое было ими приобретено также как и ответчиками в порядке приватизации. Истцы осуществили реконструкцию принадлежащего им жилого помещения, в результате которого увеличилась площадь этого жилого помещения. Из представленной истцами документации следует, что реконструкция жилого помещения, принадлежащего истцам, была произведена на основании проектной документации «многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес> Данная проектная документация была подготовлена ошибочно с указанием объекта как многоквартирного дома, без учета того, что на момент ее изготовления, ответчики являлись собственниками объекта недвижимости – части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Фактически проектная документация была запрошена и изготовлена на другую часть жилого дома, принадлежащую истцам. Соответственно, с нарушением прав ответчиков администрацией Дружинского сельского поселения было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, который таковым не является в силу наличия права собственности ответчиков на часть жилого дома на момент вынесения данного акта. Соответственно, было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию как на многоквартирный жилой дом. После обращения истцов за регистрацией права собственности на реконструированный объект – многоквартирный жилой дом, регистрирующим органом было правомерно отказано в связи с отсутствием согласия на реконструкцию всех собственников многоквартирного жилого дома. В существующем положении регистрация объекта недвижимости, принадлежащего истцам, не может быть осуществлена в связи с тем, что отсутствуют собственники многоквартирного жилого дома. Ответчики являются собственниками другого объекта недвижимости – части жилого дома. Своего согласия на регистрацию права собственности квартиры истцов ответчики давать не обязаны. Также указали, что они не возражают против сохранения жилого помещения истцов в реконструированном состоянии, в то же время полагают, что Малкерова Г.А., Потейкова В.И., Гельберт Е.С. являются ненадлежащими ответчиками по заявленными истцами требованиям.
Ответчики Малкерова Г.А., Потейкова В.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили, в письменном отзыве на исковое заявление выразили несогласие с заявленным иском.
Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ Гордей В.А. обратился в Администрацию Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Дружинского сельского поселения №-п был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ Гордей В.А. обратился с заявлением в Администрацию Дружинского сельского поселения с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на указанном выше земельном участке. Истцом было представлено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором собственники двухквартирного дома, проживающие по адресу: <адрес> – Гордей В.А., Гордей В.И., Гордей А.В., и собственники, проживающие по адресу: <адрес> – Потейкова В.И., Малкерова Г.А., Гельберт Е.С. выразили свое согласие на реконструкцию квартиры по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Дружинского сельского поселения истцам было выдано разрешение на строительство № в отношении жилого дома по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Дружинского сельского поселения было вынесено постановление №-п «О выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» и выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с вступлением в законную силу закона Омской области от 21.02.2017 № 1954-ОЗ, которым внесены изменения в ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», исключены из вопросов местного значения сельских поселения, предусмотренные п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ вопросы местного значения, в частности утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие участков в границах поселений для муниципальных нужд, осуществление муниципального контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе осмотров нарушений. Указанные полномочия с 01.04.2017 осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Верзаков А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно сведений, содержащихся в ЕГРН, на объект индивидуального жилищного строительства, назначение – жилое, общей площадью – 143,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в состав жилого дома входят два помещения: - кадастровый № общей площадью 71,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> - кадастровый № общей площадью 71,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Сведения об указанных объектах недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании технического паспорта от 12.11.2007 б/н, переданного организацией по технической инвентаризации в рамках исполнения государственного контракта. Применительно к ч. 6 ст. 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет помещений, в связи с изменением их характеристик расположенных в здании в результате реконструкции которых изменены параметры здания (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик реконструированного здания, который по правилам п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации осуществляется по заявлению всех собственников. Просил рассматривать дело в отсутствие представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Омской области Киргинцев К.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно актуальным данным ЕГРН жилой дом с кадастровым номером № имеет площадь равную 143,2 кв.м. В указанном доме расположены квартира № 1 (71,9 кв.м.) и квартира № 2 (71,3 кв.м.). В исковом заявлении истцы указывают, что реконструировали квартиру №1, в связи с чем, просят внести изменения в технические характеристики квартиры и жилого дома и признать право на реконструированный объект недвижимого имущества. В случае уклонения одного из собственников, полагал, что возможно принятие судом решения о подаче заявлений без одновременного обращения правообладателей квартиры № 2. Согласно исковому заявлению площадь квартиры, в связи с осуществлением реконструкции увеличилась на 22,6 кв.м., тогда как площадь дома увеличилась на 21,4 кв.м., что свидетельствует о несоразмерности заявленных требований.
Суд счел возможным рассмотрение дела при указанной явке.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В судебном заседании установлено, что квартира, состоящая из трех комнат, общей площадью 71,90 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/3 доли за каждым, истцам Гордей В.И., Гордей В.А., Гордей А.В., что подтверждается соответственно свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, право собственности на указанную квартиру было приобретено истцами на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, б/н.
Согласно указанному договору, заключенному между государственным учреждением «Центр технической инвентаризации Омской области» (предприятие), действующим на основании постановления Главы районного самоуправления Омского района Омской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ, и Гордей В.А., Гордей В.И., Гордей А.В. (граждане), предприятие передало, а граждане приняли в долевую собственность жилое помещение: квартиру № 1 в жилом доме <адрес>. Указанное жилое помещение состоит из 3 комнат, общая площадь квартиры 71,9 кв.м., жилая площадь квартиры 44,1 кв.м.
Помещение с кадастровым номером №, назначение – жилое, наименование – квартира, расположенное по адресу: <адрес>, имеет площадь 71,9 кв.м., расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером №, находится в общей долевой собственности Гордей, Гордей В.А., Гордей В.И. по 1/3 доле за каждым, что следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, судом установлено, что истцы являются собственниками жилого помещения – квартиры, расположенной в пределах объекта - здания с кадастровым номером №.
Также в ходе судебного разбирательства установлено, что здание с кадастровым номером №, назначение – жилое, наименование – объект индивидуального жилищного строительства, расположенное по адресу: <адрес>, имеет площадь 143,2 кв.м., кадастровые номера помещений, расположенных в здании: №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Помещение с кадастровым номером №, назначение – жилое помещение, наименование – часть жилого дома, расположенное по адресу: <адрес>, имеет площадь 71,3 кв.м., расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером №, находится в общей долевой собственности Потейковой В.И. (5/12 долей), Гельберт Е.С. (1/4 доля), Малкеровой Г.А. (1/3 доля), что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №
Таким образом, два помещения, а именно принадлежащая истцам на праве общей долевой собственности квартира № 1 и принадлежащая ответчиками Малкеровой Г.А., Потейковой В.И.. Гельберт Е.С. часть жилого дома пом. 2Ч расположены в пределах объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №.
Бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» в материалы дела по запросу суд представлен технический паспорт на дом государственного общественного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов, выполненный Омским районным бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что дом <адрес> состоит из двух жилых квартир, имеет общую площадь 143,7 кв.м., жилую площадь 87,9 кв.м.
Согласно техническому паспорту на жилой дом – объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, выполненного ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом 1980 года постройки имеет общую площадь 143,2 кв.м., жилую площадь 87,4 кв.м.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану строения, помещение №1 имеет площадь 71,9 кв.м., помещение № 2 имеет площадь 71,3 кв.м.
По заказу Гордей В.А. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «Техкадастр» ММН был подготовлен технический план здания в связи с изменением сведений о площади здания с кадастровым номером №, из которого следует, что площадь указанного объекта недвижимости составляет 220,4 кв.м. В сделанном кадастровым инженером заключении указано, что технический план здания подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о площади жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами № и № в связи с реконструкцией здания с кадастровым номером №. В ходе проведения кадастровых работ было проведено натурное обследование объекта учета, в результате которого было подтверждено существование здания. Кроме того были произведены геодезические изыскания, в результате которых были получены координаты характерных точек здания. В реконструируемом здании с кадастровым номером № (наименование: объект индивидуального жилищного строительства) расположено 2 помещения с кадастровыми номерами: № (квартира), № (часть жилого дома). Площадь здания рассчитана в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90, и составила 220,4 кв.м. (площадь этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен), что отличается от площади, указанной в проектной документации ввиду различия расчетов.
Также ДД.ММ.ГГГГ по заказу Гордей В.А. кадастровым инженером ООО «Техкадастр» ММН был подготовлен технический план помещения с кадастровым номером №, из которого следует, что площадь квартиры № 1 после реконструкции составила 94,5 кв.м.
Обращаясь в суд с исковым заявлением истцы указали, что ими на основании разрешения на строительство № была произведена реконструкция принадлежащей им квартиры, в связи с чем, изменилась ее площадь, а также изменилась общая площадь дома.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, истцам Гордей А.В., Гордей В.А., Гордей В.И. принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/3 доле за каждым земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1821 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании заявления Гордей В.А., постановлением Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1821 кв.м., разработанный Администрацией Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
В 2015 году ООО «ПРОЕКТ Сервис» была выполнена проектная документация по реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с указанным проектом предусматривалась реконструкция квартиры № 1 многоквартирного жилого дома, а именно: демонтаж внутренних перегородок (пом. №8), демонтаж существующих пристроек (пом. 9,10,11), пристройка новых помещений. Общая площадь дома после реконструкции – 143,20 кв.м., часть жилого дома № 1 – 94,5 кв.м., общая площадь части жилого дома – 71,3 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Гордей В.А. обратился в Администрацию Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
12.11.2015 Администрацией Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области было выдано разрешение № на реконструкцию объекта капитального строительства – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Краткие проектные характеристики реконструкции – увеличение общей площади на 33,09 кв.м.
По завершению работ по реконструкции, в связи с изменением сведений о площади здания с кадастровым номером №, в том числе в связи с исправлением ошибки, по заказу Гордей В.А., ООО «Техкадастр» был подготовлен технический план здания, согласно которому общая площадь многоквартирного дома – 164,6 кв.м., в доме расположено два помещения: квартира 1 площадью 93,3 кв.м., квартира 2 площадью 71,3 кв.м.
Гордей В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – двухквартирного жилого дома, местоположение <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
На основании постановления Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта: многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, за № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельных участках с кадастровыми номерами №, №.
Из указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию следует, что общая площадь жилых помещений составила 165,8 кв.м., в том числе площадь части жилого дома – 71,3 кв.м., площадь 3-комнатной квартиры – 94,5 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. На государственную регистрацию были представлены следующие документы: технический план здания № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, ответ органов государственной власти или местного самоуправления на территориальную зону, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в учете изменений по следующим основаниям. В рамках поданного заявления представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, представленное в рамках дополнительных документов, в которых имеются различия в характеристиках объекта недвижимости. Имеются разночтения в наименовании объекта недвижимости в техническом плане и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию. Выявлено несоответствие площади объекта недвижимости указанной в техническом плане (164,6 кв.м.) и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ (165,8 кв.м.). Кроме того, в данном разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указана площадь «по проекту» - 165,8 кв.м. Проектная документация с указанной площадью в составе технического плана отсутствует. Кроме того, не указана общая площадь жилых помещений (с учетом балконов, лоджий, веранд и террас). В орган кадастрового учета не представлены заявления от всех правообладателей объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу положений статей 8, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, выдача которого относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Часть 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном, объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Положениями п.п. 1 - 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно разъяснениям пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указанные нормы о самовольной постройке распространяются и на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 5. ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Взаимосвязанные положения частей 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывают на то, что предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 указанного закона вопросы местного значения на территории Омской области в границах поселения, а именно: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, относятся к числу вопросов местного значения муниципального района.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» (в редакции, действующей на момент выдачи разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию) за сельскими поселениями Омской области были закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.
В связи с вступлением в законную силу закона Омской области от 21.02.2017 № 1954-ОЗ, которым внесены изменения в ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», исключены из вопросов местного значения сельских поселений, предусмотренные п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы местного значения, в частности выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
Таким образом, на момент выдачи истцам разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным на это органом являлась Администрация Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. В настоящее время данные функции относятся к компетенции Администрации Омского муниципального района Омской области.
Как следует из материалов дела, 16.09.2016 Администрацией Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №
При этом, в материалах дела представлены две копии такого разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, отличающиеся друг от друга.
Так, согласно копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в материалы дела истцами, общая площадь жилых помещений в реконструированном многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, обозначена как 164,6 кв.м.
Согласно копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в материалы дела ответчиком Администрацией Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, общая площадь жилых помещений в реконструированном многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, обозначена как 165,8 кв.м.
На наличие таких противоречий указано в решении отдела кадастрового учета Филиала «ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Более того, согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ММН в связи с изменением сведений о площади здания с кадастровым номером №, площадь реконструированного здания составляет 220,4 кв.м.
Также в материалы дела истцом и ответчиком Администрацией Дружинского сельского поселения Омского муниципального района представлены разные варианты проектной документации в отношении реконструкции объекта капитального строительства.
Кроме того, разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, содержит наименование объекта – жилой дом, в то же время приведены адресные характеристики не жилого дома, а квартиры, принадлежащей истцам – <адрес>
Таким образом, целый ряд выявленных и не устраненных противоречий в разрешительной документации на выполнение реконструкции здания свидетельствует о невыполнении истцами предписанного законом административного порядка.
При таком положении, в отсутствие надлежащим образом оформленных разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства и разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации о самовольной постройке.
Соответственно, вопреки доводам Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, последняя является надлежащим ответчиком по требованиям истцов о признании за ними права на квартиру в реконструированном виде.
Истцами в материалы дела предоставлено строительно-техническое заключение, выполненное ООО «Архитектурно-проектное бюро «АРХ-Е» ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым техническое состояние несущих и ограждающих конструкций пристроенных новых помещений квартиры №1 в доме <адрес> оценивается как исправное, строительные работы выполнены с соблюдением строительно-технических норм, признаки наличия угрозы жизни и здоровью граждан вследствие обрушения (разрушения) пристроенных новых помещений отсутствует. Работы по реконструкции квартиры №1 в доме №<адрес> выполнены в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, дефекты в возведенных конструкциях отсутствуют. Техническое состояние дома относится к работоспособному, при котором обеспечивается несущая способность конструкция и отсутствует угроза обрушения. По результатам обследования строительных конструкций (фундамента, несущих стен здания, перекрытий и др.), инженерных коммуникаций строения жилого дома, требования по прочности, долговечности, неизменяемости сопрягаемых элементов, трещиностойкости и деформативности строительных конструкций здания, после выполненной реконструкции в данных конкретных условиях выполняются. Несущая способность строительных конструкций здания после выполненной реконструкции обеспечена и не представляет потенциальной угрозы для жизни и здоровья людей, не нарушаются правила эксплуатации жилого дома, не затрагиваются охраняемые законом интересы других граждан, что подтверждается в том числе и долговременной безаварийной эксплуатацией здания. Строение жилого дома <адрес>, после выполненной реконструкции, может эксплуатироваться в дальнейшем безопасно и безаварийно в обычном режиме, без каких-либо ограничений. Необходимость в усилении и восстановлении строительных конструкций полностью отсутствует.
Объект отвечает требованиям главы II, п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, согласно которому несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, должны находится в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан.
Объект отвечает требованиям главы II, п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, согласно которому помещение должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри жилого помещения.
Объект отвечает требованиям главы II, п. 12, п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, согласно которым жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Объект соответствует требованию ст. 7 главы 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Жилой дом соответствует требованиям механической безопасности, обладает прочностью и устойчивостью, не влечет угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Объект соответствует требованиям СП 55.13330.2016 Свод правил «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001» (утв. приказом Минстроя и ЖКХ РФ от 20.10.2016 № 725/пр), СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Несоответствия, создающие угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в доме не выявлены.
Также из заключения следует, что проведена проверка на соответствие требованиям пожарной безопасности обследуемого объекта (жилого дома). В ходе проверки, специалист, исходя из своей компетенции, на основании данных, содержащихся в представленных материалах и результатов осмотра объекта исследования, пришел к выводу, что объект (жилой дом), расположенный по адресу: <адрес>, соответствует требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производительные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, граждане обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки; проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что при возведении самовольной постройки (самовольной реконструкции) истцами не допущено существенных нарушений градостроительных норм и правил, она не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку реконструкция объекта капитального строительства осуществлена на принадлежащим истцам на праве собственности земельном участке, при осуществлении реконструкции соблюдены градостроительные и строительные нормативы, не нарушены права и законные интересы других лиц, собственники части жилого дома 2Ч не возражали против сохранения здания и квартиры №1 в реконструированном виде, истцами принимались меры к получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, суд полагает возможным сохранить здание с кадастровым номером № и помещение с кадастровым номером № в реконструированном состоянии.
Государственная регистрация и кадастровый учет недвижимого имущества осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ для осуществления кадастрового учета изменений жилого дома необходимо предоставление заявлений от всех собственников квартир, расположенных в указанном доме.
Применительно к ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет расположенных в здании помещений в связи с изменением их характеристик, в результате реконструкции которых изменены параметры здания (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик реконструированного здания, который по правилам п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации осуществляется по заявлению всех собственников.
В судебном заседании было установлено, что ответчики Малкерова Г.А., Потейкова В.И., Гельберт Е.С. являются собственниками помещения – части жилого дома с кадастровым номером №, входящего в состав здания с кадастровым номером №.
При этом, из материалов кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером № суд усматривает, что на основании технического паспорта б/н от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому принадлежащая ответчикам часть жилого строения А(2Ч) обозначена как жилой дом – объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, с общей площадью жилого дома - 71,3 кв.м., жилой площадью 43,3 кв.м., на государственный кадастровый учет был поставлен объект с кадастровым номером № в качестве жилого дома – объекта индивидуального жилищного строительства.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ органом государственного кадастрового учета было выявлено несоответствие сведений государственного кадастра недвижимости сведениям, содержащихся в документах, на основании которых они вносились. Согласно техническому паспорту на жилой дом с инвентарным номером № от ДД.ММ.ГГГГ объекту недвижимости с кадастровым номером № был неправильно указан вид объекта и соответственно, все сопутствующие этому виду характеристики.
В итоге, решением органа государственного кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым номером № снят с государственного кадастрового учета.
Доводы ответчиков, о том, что принадлежащее им помещение является самостоятельным объектом недвижимости не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Согласно сведений, содержащихся в ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером №, в его состав входят два помещения: № и №.
При этом объект, принадлежащий ответчикам объект недвижимости с кадастровым номером №, имеющий адрес: <адрес>, учтен в ЕГРН в качестве помещения с назначением: жилое, наименованием: часть жилого дома, в составе здания с кадастровым номером №.
При таком положении, для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об увеличенной площади здания с кадастровым номером №, требуется подача заявлений всеми собственниками помещений в составе такого здания, в том числе и ответчиками, а потому Маркелова Г.А., Попейкова В.И., Гельберт Е.С. в указанной части исковых требований истцов выступают надлежащими ответчиками.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (п. 4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Таким образом, суд отмечает, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав отнесены к исключительной компетенции органа регистрации - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальным органам, которым на территории Омской области является Управление Росреестра по Омской области, в связи с чем, суд не может вносить изменения в технические характеристики жилого дома.
Таким образом, поскольку здание с кадастровым номером № подлежит сохранению в реконструированном виде с измененной площадью, ответчики, являющиеся собственниками помещения с кадастровым номером №, в ходе судебного разбирательства категорически возражали против подачи ими заявлений для осуществления кадастрового учета изменений площади здания, ссылаясь на отсутствие законодательно установленной обязанности для этого, применительно к части 6 статьи 40 Закона о государственной регистрации недвижимости указанные изменения характеристик жилого дома подлежат государственному кадастровому учету.
При таком положении, суд полагает надлежащим способом защиты нарушенного права истцов указание о том, что судебное постановление по делу является основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации изменений площади здания с кадастровым номером № без одновременного обращения с заявлением правообладателей помещения с кадастровым номером №.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гордей А.В., Гордей В.А., Гордей В.И. к Малкеровой Г.А., Потейковой В.И., Гельберт Е.С., Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области о внесении изменений в технические характеристики жилого дома, признании права собственности на квартиру удовлетворить.
Сохранить здание с кадастровым номером №, учтенное в Едином государственном реестре недвижимости как объект индивидуального жилищного строительства, назначение - жилое, 1980 года строительства, площадью 143,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, и помещение с кадастровым номером в №, учтенное в Едином государственном реестре недвижимости как квартира, назначение – жилое помещение, площадью 71,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии.
Признать за Гордей А.В., Гордей В.А., Гордей В.И. право общей долевой собственности в равных долях, по 1/3 доли за каждым, на жилое помещение – квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 94,5 кв.м.
Настоящее решение является основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации изменения площади здания с кадастровым номером №, учтенного в Едином государственном реестре недвижимости как объект индивидуального жилищного строительства, назначение - жилое, 1980 года строительства, в связи с изменением площади квартиры № 1 (жилое помещение с кадастровым номером № в результате реконструкции, без одновременного обращения с заявлением правообладателей помещения с кадастровым номером №, учтенного в Едином государственном реестре недвижимости как часть жилого дома, назначение – жилое, расположенного по адресу: <адрес> Потейковой В.И., Гельберт Е.С., Малкеровой Г.А..
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Н.Н.Беспятова
Решение в окончательной форме изготовлено 24 июня 2019 года.