Дело № 2-405/2021
поступило 18.02.2021
УИД 54RS0023-01-2021-000278-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующей судьи Боровик С.Г.
при секретаре Малей Л.Н.
с участием
прокурора Власова А.А.
представителя Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора
Черенева А.В.
представителя администрации района Соловьевой Е.А.
представителя ДИиЗО Федотовой О.В.
представителя администрации р.п. Коченево Михайловой Т.А.
представителя Субикина В.Я. Капустина Д.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Коченевского района Новосибирской области и Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к администрации Коченевского района Новосибирской области, администрации р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области, Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, Субикину В. Я. о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( далее Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора ) обратилось в суд с вышеуказанным иском, просит суд:
1. Обязать администрацию р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области и Субикина В.Я. разработать, согласовать и утвердить проект рекультивации нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером № и прилегающей к нему захламленной территории, в установленном Положением о рекультивации и консервации земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 порядке и провести государственную экологическую экспертизу федерального уровня, указанного проекта рекультивации.
2. Обязать администрацию р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области и Субикина В.Я. ликвидировать несанкционированную свалку и провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером № и прилегающей к этому земельному участку захламленной территории площадью 56 913 кв.м. (5,7 га), расположенных в <адрес>, Коченевского района, Новосибирской области.
В обоснование требований указано следующее.
Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ проведен рейдовый осмотр, обследование территории земельного участка с кадастровым номером № в <адрес> и прилегающей к нему территории, в ходе которого выявлен объект несанкционированного размещения отходов.
Земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
По акту о приемке в эксплуатацию полигона ТБО от ДД.ММ.ГГГГ данный объект был принят в эксплуатацию после его реконструкции, проведенной ГУП Коченевского района «ППЖКХ» на земельном участке площадью 36,0 га, предоставленном в бессрочное (постоянное) пользование на основании решения Коченевской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ за №№.
Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №№, земельный участок у ГУП Коченевского района «ППЖКХ» был изъят и передан в аренду ИП Субикину В.Я.
В соответствии с постановлением администрации Коченевского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №№, был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №№ с индивидуальным предпринимателем Субикиным В.Я.
ИП Субикин В.Я. осуществлял деятельность по обращению с отходами на основании лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Истец утверждает, что указанный объект размещения отходов выведен из эксплуатации в ДД.ММ.ГГГГ году, в настоящее время деятельность по приему отходов на земельном участке не осуществляется.
С ДД.ММ.ГГГГ полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в границах определенных законом муниципальных образований и государственная собственность на которые не разграничена наделен Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее ДИиЗО), который не подписал акт приема передачи земельного участка с кадастровым номером №. Субикин В.Я. указанный участок не передал.
При этом территория земельного участка с кадастровым номером № в настоящее время замусорена бытовыми и строительными отходами, местами отмечено горение ТКО, в связи с горением которых, идет сильное задымление, ТКО представляют собой навалы пластика, стекла, упаковочного материала, автомобильных шин, картона, сломанной мебели, имеются участки с кучей строительного мусора (обломки бетона, кирпича, шифера, древесины). На территории несанкционированной свалки, а также прилегающей территории, подверженной его воздействию (земельный участок с кадастровым номером №), определено наличие плодородного слоя почвы мощностью 19 см., местами плодородный слой почвы нарушен перекрытием плодородного слоя почвы, установлено негативное воздействие свалки на окружающую среду ухудшающее качественное состояние прилегающих к свалке земель захламлением загрязнением, перекрытием твердыми коммунальными отходами и строительным мусором. Имеет место техногенное воздействие на растительный покров, уплотнение, нарушение плодородного слоя почвы.
Истец утверждает, что нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, восстановить которые должны Администрация р.п. Коченево и ДИиЗО наделенные властными полномочиями в области обращения с отходами, а так же Субикин В.Я., который не исполнил обязанность по ликвидации свалки и рекультивации арендованного земельного участка и прилегающей к нему территории по окончании осуществления им деятельности по размещению отходов производства и потребления.
07 апреля 2021 года требования Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора были соединены с требованиями прокурора Коченевского района.
Прокурор Коченевского района Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Коченевского района Новосибирской области, администрации р.п Коченево Коченевского района Новосибирской области, Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о понуждении к действию ( л.д.22-27 т.3), просил суд:
1.Обязать администрацию р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области в течение 30 суток с момента вынесения судом решения организовать тушение и ликвидацию очагов пожара твердых коммунальных отходов расположенных на территории полигона ТБО на земельном участке имеющего кадастровый номер №;
2.Обязать Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект рекультивации земель и провести рекультивацию земельного участка имеющего кадастровый номер № расположенного в северо-восточной части <адрес> Коченевского района Новосибирской области.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Коченевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Коченевского района требований законов в области отходов производства и потребления в части организации сбора и вывоза отходов, очистки территории от отходов, по результатам которой, выявлены нарушения названного законодательства, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен полигон ТБО выведенный из эксплуатации, на котором размещены твердые бытовые отходы.
Прокурор указывает, что наличие на вышеуказанном земельном участке бытовых отходов, мусора и отсутствия контроля вследствие прекращения деятельности полигона ТБО в ДД.ММ.ГГГГ года привело к неконтролируемому возгоранию отходов.
В связи с сложившейся ситуацией распоряжением главы р.п. Коченево от ДД.ММ.ГГГГ №№р введен режим чрезвычайной ситуации на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации р.п. Коченево внесено представление с требованием о ликвидации пожара, принятия мер по рекультивации земель. Представление рассмотрено и удовлетворено частично.
Вместе с тем работы по рекультивации не проведены, свалка бытовых отходов и очаги возгорания мусора полностью не ликвидированы. Наличие на указанной территории бытовых отходов и их непрерывное горение загрязняет окружающую среду и атмосферный воздух, с приходом потепления и таяния снега возникает угроза распространения очагов возгорания на большей площади свалки, что вновь создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в р.п. Коченево.
Прокурор считает, что обязанность по рекультивации земельного участка лежит на ДИиЗО, а органы местного самоуправления Коченевского района должны принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций связанных с возгоранием свалки.
В судебном заседании прокурор поддержал иск с учетом произведенного уточнения, просил суд:
1.Обязать администрацию Коченевского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов, имеющую координаты: широта <данные изъяты>, расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, в северо-восточной части <адрес>.
2.Обязать администрацию Коченевского района Новосибирской области и администрацию р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области в течение 20 суток с момента вынесения решения организовать тушение и ликвидацию очагов пожара твердых коммунальных отходов расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № и №.
3.Обязать ДИиЗО в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект рекультивации земель и провести рекультивацию земельных участках с кадастровыми номерами № и № расположенных в северо-восточной части <адрес> Коченевского района Новосибирской области.
Представитель Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора Черенев А.В., действующий по доверенности ( л.д. 150 т.1) исковые требования поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации района Соловьева Е.А., действующая по доверенности (л.д. 168 т.1) иски не признала, поскольку администрация района в отношении спорного земельного участка не является ни собственником, ни землепользователем, ни арендатором. Поскольку на данном земельном участке Субикин В.Я вел деятельность по размещению отходов 4 класса опасности, то на него и должна быть возложена обязанность по рекультивации или консервации полигона выведенного из эксплуатации. Указывает, что ликвидация пожаров входит в компетенцию администрации р.п. Коченево.
Представитель р.п. Коченево Михайлова Т.А. действующая по доверенности ( л.д. 153 т.1) иски не признала, утверждала, что спорный земельный участок расположен за границами поселка, администрация р.п.Коченево не уполномочена им распоряжаться, не имеет полномочии в области обращения с отходами.
Представитель ДИиЗО Федотова О.В. действующая по доверенности (л.д. 168 т.1) иски не признала, поскольку никаких противоправных действий Департамент не совершал, его вина не доказана. Кроме того у ДИиЗО отсутствуют какие либо полномочия в области обращения с отходами. Указала на то, что Субикин В.Я. не вернул спорный земельный участок, после прекращения договора аренды, в надлежащем состоянии. Считает, что Субикин В.Я. является лицом, причинившим вред окружающей среде.
Ответчик Субикин В.Я в суд не явился, просил о рассмотрении дела без его участия – л.д.9 т.3. Представил отзыв ( л.д.182 т.1) в котором указал, что его деятельность в границах земельного участка с кадастровым номером № была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, но велась деятельность иных лиц по размещению отходов производства. Полигон бытовых отходов был возвращен в государственную собственность, после прекращения договорных отношений, в том же состоянии что и на момент заключения договора аренды №№. Утверждает, что противоправных действий не совершал и его вина не доказана. Земельный участок с кадастровым номером № Субикин В.Я. использовал в соответствии с видом разрешенного использования, не допускал действий ухудшающих качественные характеристики участка.
Представитель Субикина В.Я. Капустин Д.Л., действующий по доверенности ( л.д. 196 т.3) в судебном заседании иски не признал, утверждал, что отсутствуют законные основания для предъявления иска к Субикину В.Я., поскольку он земельным участком не пользуется с 2019 года, договор аренды расторг.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
На основании ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 Земельного кодекса РФ, является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
В ст. 12 ЗК РФ указано, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
Земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения ( л.д. 43 т.1).
Распоряжением администрации р.п. Коченево от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д. 42 т.1) Коченевскому ППЖКХ был выдан акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей для утилизации бытовых и промышленных отходов.
По акту о приемке в эксплуатацию полигона ТБО от ДД.ММ.ГГГГ данный объект был принят в эксплуатацию после его реконструкции, проведенной ГУП Коченевского района «ППЖКХ» на земельном участке площадью 36,0 га, предоставленном в бессрочное (постоянное) пользование на основании решения Коченевской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ за №№.
Постановлением Администрации муниципального образования «Рабочий поселок Коченево» от ДД.ММ.ГГГГ №№, земельный участок у ГУП Коченевского района «ППЖКХ» был изъят и передан в аренду ИП Субикину В.Я.
В соответствии с постановлением главы администрации Коченевского района от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д. 46 т.1), был комиссионно с участием Субикина В.Я. обследован спорный земельный участок для размещения площадки под полигон для утилизации твердых бытовых отходов ( л.д. 47 т.1). Комиссия рекомендовала Субикину В.Я. в том числе снятие плодородного слоя почвы с площадки полигона, произвести техническую и биологическую рекультивацию нарушенных земель после окончания работ, обеспечить уборку мусора на расстоянии до 500 метров вокруг объекта и создание лесонасаждений по периметру участка шириной не менее 6 местров.
В соответствии с постановлением администрации Коченевского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ ( л.д. 58 т.1), был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ №№ с индивидуальным предпринимателем Субикиным В.Я. (л.д. 55 т.1). По условиям договора в аренду был предоставлен земельный участок земель населенных пунктов с кадастровым номером № для размещения площадки под полигон твердых бытовых отходов. Согласно п.2.1. Договора срок действия по ДД.ММ.ГГГГ. После окончания срока действия Договора, арендатор обязан вернуть участок арендодателю в надлежащем состоянии (п. 7.4. Договора)
ИП Субикин В.Я. осуществлял деятельность по обращению с отходами на основании лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ года №№ (т.1 л.д. 66) установлено, что общая площадь территории занятой отходами составляет 56 913 кв.м. (5,7 га), в том числе на земельном участке с кадастровым номером № - 1595 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером № - 25 284 кв.м.
Экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ №№ (т.1 л.д. 76) установлено наличие плодородного слоя почвы, мощностью 19 см на земельном участке с кадастровым номером №, факт перекрытия и порчи плодородного слоя почвы, наличие негативного воздействия свалки на окружающую среду,
Суд доверяет Экспертным заключениям от ДД.ММ.ГГГГ №№ и от ДД.ММ.ГГГГ года № №, представленным стороной истца, поскольку они согласуются с материалами дела, не оспаривалась ответчиками, выводы экспертов не опровергнуты в суде.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Руководствуясь указанными нормами материального права, исследовав и оценив представленные доказательства, свидетельствующие о том, что на территории Коченевского района на земельных участках с кадастровыми номерами № и № выявлены несанкционированные свалки мусора, мер по ликвидации которых не принимается, суды приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку ненадлежащее исполнение Администрациями района и <адрес> обязанностей по организации очистки указанных земельных участков от мусора и отходов повлекло образование несанкционированной свалки мусора, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняет ущерб окружающей среде, тем самым нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории Коченевского района Новосибирской области.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Допускается возможность возмещения вреда, причиненного природной среде посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств причинителя вреда в соответствии с проектом восстановительных работ.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании природного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно пункту 3 которых разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
При этом в силу подпункта "б" пункта 4 Постановления N 800 в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).
Согласно пункту 8 этого постановления рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В соответствии с пунктом 7.3 государственного стандарта "ГОСТ Р56598-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2015 N 1419-ст, после закрытия полигона владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса.
Пунктом 7.7 ГОСТа Р56598-2015 установлено, что рекультивацию территории полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, на основании предварительного разрешения на проведение работ компетентного органа государственной власти с участием предприятия, выполняющего дальнейшее использование земель.
Установив, что Субикин В.Я. продолжительное время осуществлял деятельность по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, в нарушение условий договора не вернул земельный участок в надлежащем состоянии, принимая во внимание факт порчи плодородного слоя почвы, а также то что Субикин В.Я. не принял мер для восстановления плодородия почв, руководствуясь указанными правовыми нормами, суд приходит к выводу, что Субикин В.Я. обязан разработать проект рекультивации земель и провести непосредственно саму рекультивацию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона - 29.12.2014 № 458-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2015):
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях процессе потребления физическими липами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся и процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими липами.
С 01.01.2016 Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений к Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в отдельные законодательные акты были внесены изменения, в том числе в части полномочий органов государственной власти и органов местною самоуправления в области обращения с отходами.
В частности, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ было отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов, в том числе на территории сельских поседений и межселенных территорий.
Аналогичные полномочия (вопросы местного значения) органов местного самоуправления муниципальных районов были изложены и в пункте 14 части 1 статьи 15 Федеральною закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В редакциях Федеральных законов № 89-ФЗ и № 131-ФЗ до 01.01.2016 полномочия органов местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов сводились к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (для сельских поселений) и организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (для муниципальных районов).
К полномочиям субъектов РФ с 01.01.2016 отнесена, в частности, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Также Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части полномочий органов местного самоуправления, к которым было отнесено участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, в том числе сельских поселении и межселенной территории, а также организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
С 01.01.2019 Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ в части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, в соответствии с которыми к их полномочиям на территории района, включая сельские поселения и межселенные территории стало относиться: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федеральною закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ) с 01.01.2019 к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федеральною закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2019 полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по обращению с отходами, были конкретизированы в рамках Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями.
При этом законодатель обязанность органов местного самоуправления по устранению (ликвидации) загрязнений территорий муниципальных образований не ставит в зависимость от вида отходов, которые не санкционированно размещены неустановленными лицами.
Полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами и охраны окружающей среды, определены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». К таким полномочиям относятся:
разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные, в том числе, на выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда
окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.
Законом Новосибирской области от 03.07.2015 № 582-03 «О разграничении полномочии органов государственной власти Новосибирской области в области обращения с отходами производства и потребления» разграничены полномочия органов государственной власти Новосибирской области в области обращения с отходами производства и потребления.
В частности, разграничены полномочия между областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере жилищно-коммунального хозяйства (министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области) и областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды (министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области).
Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области к числу областных исполнительных органов, реализующих полномочия в области обращения с отходами производства и потребления не относится.
Анализ вышеперечисленных доказательств и их оценка каждого в отдельности и в совокупности дает основания суду считать, что заявленные прокурором Коченевского района и Сибирским межрегиональным управления Росприроднадзора исковые требования к администрации района, администрации р.п. Коченево и Субикину В.Я. являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. Бездействие администрации района, администрации р.п. Коченево, как и деятельность Субикина В.Я. по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, его бездействие в части не приведения земельного участка в надлежащее состояние нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания. Суд полагает обязать администрацию р.п. Коченево и администрацию Коченевского района в течение 30 суток с момента вступления в законную силу решения суда организовать тушение и ликвидацию очагов пожара твердых коммунальных отходов расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать, согласовать и утвердить проект рекультивации земель, провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами № и №, провести государственную экологическую экспертизу федерального уровня, указанного проекта рекультивации и в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на указанных земельных участках. В удовлетворении требований предъявленных к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить иски прокурора Коченевского района Новосибирской области и Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования частично.
Обязать администрацию р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области и администрацию Коченевского района Новосибирской области в течение 30 суток с момента вступления в законную силу решения суда организовать тушение и ликвидацию очагов пожара твердых коммунальных отходов расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № и №.
Обязать администрацию Коченевского района Новосибирской области Субикина В. Я. и администрацию р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области
-в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать, согласовать и утвердить проект рекультивации земель, провести рекультивацию земельных участках с кадастровыми номерами № и № расположенных в северо-восточной части <адрес> Коченевского района Новосибирской области, провести государственную экологическую экспертизу федерального уровня, указанного проекта рекультивации.
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов имеющую координаты: широта <данные изъяты>, расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, в северо-восточной части <адрес>.
В удовлетворении требований предъявленных к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Коченевский районный суд Новосибирской области.
Судья: подпись Боровик С.Г.