Дело № 2-1778/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2023 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Эрзихановой С.Ф., с участием
истца Коваленко Веры Николаевны,
представителя истца Коваленко В.Н. – Лютиковой О.И., действующей на основании доверенности,
при секретаре судебного заседания Гончаровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Веры Николаевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Правительству Севастополя о признании отказа незаконным, признании распоряжения незаконным, обязании принять на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
истец обратилась в суд с иском Департаменту капитального строительства города Севастополя, Правительству Севастополя о признании отказа незаконным, признании распоряжения незаконным, обязании принять на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что она относится к категории граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 N 125-ФЗ. В целях реализации своих прав, истец неоднократно обращалась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в ответ на которые ей было отказано по различным формальным основаниям. Уведомлением от 29.12.2022 заявителю отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, со ссылкой на отсутствие в реестре записи актов гражданского состояния информации о государственной регистрации рождения истца. Коваленко В.Н., ссылаясь на отсутствие в регламенте предоставления государственной услуги требования о предоставлении свидетельства о рождении, а также отсутствие возможности получить указанные сведения из Черкасской области Украины, просила суд признать незаконным отказ Департамента в принятии на учет истца в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признать распоряжение Департамента от 29.12.2022 незаконным, обязать Департамент принять истца на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, обязать включить ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Ответчики Департамент капитального строительства города Севастополя, Правительств Севастополя в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчиков в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Коваленко В.Н. – Лютикова О.И., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, в части обязании ответчика включить истца в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Истец Коваленко В.Н. в судебном заседании иск поддержала, просила суд требования удовлетворить.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно ст. 3 указанного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
В силу ст. 8 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 840-ПП (ред. от 04.06.2020) Департамент капитального строительства города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, а также осуществляет организацию и проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
В соответствии положениями Административного регламента предоставления государственной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 15.11.2022 N 235-а/2022, граждане, указанные в п. 1.2 Регламента, подают в Департамент заявление о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению к регламенту; документы, подтверждающие родственные отношения и отношения свойства с членами семьи: свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, свидетельство о браке, копии документов, удостоверяющих личность, членов семьи, достигших 14-летнего возраста, справка о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык - при их наличии, свидетельства об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации, - при их наличии, копия вступившего в законную силу решения соответствующего суда о признании гражданина членом семьи заявителя - при наличии такого решения, свидетельства о перемене фамилии, имени, отчества (при их наличии); договор найма жилого помещения (если заявитель или член семьи заявителя являются нанимателями жилого помещения жилого фонда социального использования по договору найма, заключенного с организацией); правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН: договор купли-продажи; договор дарения; договор мены; договор ренты (пожизненного содержания с иждивением); свидетельство о праве на наследство по закону; свидетельство о праве на наследство по завещанию; решение суда; медицинское заключение, подтверждающее наличие тяжелой формы хронического заболевания (при проживании в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания); удостоверения и другие документы, подтверждающие принадлежность к категории лиц, определенных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации, имеющих право на предоставление жилого помещения; документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в городе Севастополе в общей сложности не менее десяти лет, для граждан, указанных в подпунктах 1, 3, 6 пункта 1.2.1 настоящего административного регламента: сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи с указанием ФИО, степени родства, даты рождения граждан, технических характеристик жилого помещения и принадлежности жилого помещения (срок действия 30 дней с даты выдачи), документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в городе Севастополе, выданные до 18.03.2014; решения суда с отметкой о вступлении в законную силу об установлении факта постоянного проживания в городе Севастополе с указанием адреса в отношении заявителя, его супруги (супруга), их несовершеннолетних детей (не требуется, если факт постоянного проживания заявителя и членов его семьи подтверждается паспортами указанных лиц); письменное согласие на обработку персональных данных всех членов семьи заявителя (дети, родители, супруги), совместно с ним проживающих, в том числе временно отсутствующих, несовершеннолетних (недееспособных, ограниченно дееспособных), по форме согласно приложениям N 15, N 16 к административному регламенту.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Как следует из материалов дела, 30.11.2022 Коваленко В.Н. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера, предоставив копии паспорта, трудовой книжки, справку о назначенных пенсиях и социальных выплатах, копию свидетельства пенсионера, страховое свидетельств обязательного пенсионного страхования, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, справку о надбавках на Крайнем Севере.
Распоряжением Департамента капитального строительства города Севастополя от 29.12.2022 № 1742-р/2022, заявителю отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с ответом органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, который свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно уведомлению от 29.12.2022 № 9696/01-05-02.1-29/02/22, Коваленко В.Н. указано об отсутствии в Едином государственном реестре записей актов гражданского состоянии информации о государственной регистрации ее рождения.
Из представленной в материалы дела копии паспорта гражданина Российской Федерации (<данные изъяты>) на имя Коваленко Веры Николаевны ДД.ММ.ГГГГ г.р., следует, что местом ее рождения является <адрес>
Как следует из ответа Управления записи актов гражданского состояния города Севастополя от 24.01.2023 № 5/01.1-25, на дату обращения сделать запрос в отдел РАГС Каменского района Черкасской области Украины на предмет направления свидетельства о рождении Коваленко В.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., не представляется возможным, в связи с прекращением приема международных почтовых отправлений в Украину.
Согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах МИЦ ПФР от 26.09.2022, продолжительность периодов работы и иной деятельности Коваленко В.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. составляет 26 лет 3 мес. 29 дн., продолжительность периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 20 лет 8 мес. 23 дн.
Из представленной выписки Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 15.12.2022 следует, что у Коваленко В.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. отсутствуют в собственности жилые помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Оценив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение жилищной субсидии, предусмотренной ФЗ РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ: истец выехала из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеет стаж работы в указанной местности не менее 15 лет, переехала на постоянное место жительства в г. Севастополь, жилых помещений за ней не зарегистрировано. Таким образом, суд полагает возможным возложить на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность по постановке Коваленко В.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требования истца о признании незаконным отказа Департамента в принятии на истца в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании незаконным распоряжения Департамента от 29.12.2022 № 1742-р/2022, поскольку формально отказ уполномоченного органа является законным, ввиду несоблюдения истцом положений предусмотренных Административным регламентом.
Принимая данное решение, уполномоченный орган руководствовался положениями Административного регламента, то есть формально отказ в предоставлении услуги является законным ввиду того, что заявителем не было представлено всех необходимых доказательств и документов, позволивших сделать вывод о наличии оснований для принятия на учет истца в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Коваленко Веры Николаевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Правительству Севастополя о признании отказа незаконным, признании распоряжения незаконным, обязании принять на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, удовлетворить частично.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) принять Коваленко Веру Николаевну ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <данные изъяты>) на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) включить Коваленко Веру Николаевну ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <данные изъяты> в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В удовлетворении остальной части иска Коваленко Веры Николаевны, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 30 июня 2023 года.
Судья: С.Ф. Эрзиханова