56RS0038-01-2023-001165-92
Дело № 2-102/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 января 2024 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд <адрес> в составе судьи Рафиковой В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Имашевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулевацкой Ольги Николаевны к администрации муниципального образования Сакмарский сельсовет <адрес>, Вороньжеву Денису Павловичу о признании права собственности по праву наследования,
установил:
Кулевацкая О.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее родной брат – ФИО2 На момент смерти брат проживал один по адресу: <адрес>. Она является единственным наследником по закону. Других наследников нет. Наследственное имущество, оставшееся после смерти брата состоит из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, мебели, кухонной утвари, постельных принадлежностей, хозяйственного инвентаря. Истцом были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, она вступила во владение жилым домом, пользуется вещами, принадлежащими умершему брату, мебелью, кухонной утварью, постельными принадлежностями. В настоящее время в спорном доме зарегистрированы Пантелеев А.С., Кирсанова Л.В., Немцов А.С., которые были зарегистрированы умершим по просьбе его бывшей супруги Вороньжевой Е.В. Никто из зарегистрированных лиц в доме никогда не проживал и их местонахождение истцу не известно. В установленный законом срок истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, нотариусом было указано, поскольку она является наследником второй очереди, подать документы об открытии наследства можно только в течении трех месяцев, следующих за установленным сроком, что и было сделано, поскольку наследников первой очереди у брата нет. В выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано, так как не представлено правоустанавливающих документов на вышеуказанный дом. Право собственности ФИО2 на жилой дом подтверждается выпиской из протокола АОЗТ «Рассвет» от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче ордера о выделении квартиры по <адрес>, разрешением на обмен квартиры по <адрес> на дом по <адрес>, копиями похозяйственных книг. Просит признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью 41,9 кв.м., год постройки 1952, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен Вороньжев Д.П.
В судебном заседании стороны – истец Кулевацкая О.Н., представитель ответчика администрации муниципального образования Сакмарский сельсовет <адрес>, ответчик Вороньжев Д.П., надлежаще извещенные о дате и месте рассмотрения дела не присутствовали. Сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает. Кулевацкая О.Н. обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика администрации МО Сакмарский сельсовет <адрес> также ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём признания права.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В порядке ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно абз. 2 п. 2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.1113 Гражданского Кодекса Российской Федерации наследование открывается со смертью гражданина.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Положениями ч. 1 ст. 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п.1 ст.1153 ГК РФ).
При этом признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества либо оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п.2 ст.1153 ГК РФ).
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Вороньжевым Н.В. и Тихоновой З.Д., в связи с чем, последней присвоена фамилия Вороньжева.
Из материалов дела следует, что родителями Кулевацкой (до регистрации брака Вороньжевой) О.Н. и Вороньжева П.Н. приходятся: отец Вороньжев Н.В., мать Вороньжева З.Д.
Вороньжева З.Д. умерла 03.04.1984 г.
ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Вороньжевым П.Н. и Антоновой Н.С., последней присвоена фамилия Вороньжева.
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 и ФИО14 родился сын ФИО3 (запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из копий из похозяйственных книг за 1997 г. следует, что Вороньжев П.Н., Вороньжева Н.С., Вороньжев Д.П. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
Согласно Выписке из протокола № заседания АОЗТ «РАССВЕТ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решено выделить квартиру по адресу: <адрес> ФИО2
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что АО «Рассвет» <адрес> не возражает против обмена квартиры по <адрес> квартиросъемщик ФИО2, на квартиру по <адрес> квартиросъемщик ФИО15
Таким образом, ФИО2 приобрел право собственности на дом по адресу: <адрес>, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО2 и Вороньжевой Н.С. расторгнут.
ФИО14 и ФИО3 сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
Между ФИО2 и ФИО16 зарегистрирован брак, который согласно свидетельства о расторжении брака прекращен ДД.ММ.ГГГГ.
При жизни свои права на дом в установленном законом порядке ФИО2 не оформил. Факт владения домом документально отражен в Похозяйственных книгах.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер.
После его смерти с заявлением о принятии наследства обратилась его сестра ФИО1, нотариусом нотариального округа <адрес> и <адрес> ФИО17 заведено наследственное дело №.
ФИО3, приходившийся при жизни ФИО2, следовательно, являясь наследником первой очереди к имуществу умершего, с заявлением о принятии наследства не обращался.
Таким образом, поскольку право ФИО2 на дом по адресу: <адрес> возникло при его жизни, дом по адресу: <адрес>, подлежит включению в состав наследственной массы после его смерти в силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцом заявлены требования о признании права собственности на дом в порядке наследования по закону.
Данные требования суд находит законными и обоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», в судебном порядке рассматриваются требования наследников о включении имущества в состав наследственной массы до истечения срока принятия наследства, а после истечения срока также требования о признании права собственности в порядке наследования при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество.
Как следует из материалов наследственного дела, ФИО1, будучи наследником второй очереди, обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Наследник первой очереди ФИО3 с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался.
Кулевацкая О.Н. является единственным наследником, обратившимся к нотариусу.
Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о включении спорного дома в состав наследственной массы после смерти ФИО2, за истцом, как наследником второй очереди, может быть признано право собственности на данное имущество в порядке наследования по закону в силу части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования Кулевацкой О.Н. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кулевацкой Ольги Николаевны к администрации муниципального образования Сакмарский сельсовет <адрес>, Вороньжеву Денису Павловичу о признании права собственности по праву наследования, – удовлетворить.
Признать за Кулевацкой Ольгой Николаевной право собственности на жилой дом общей площадью 41,9 кв.м., год постройки 1952, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение изготовлено 17 января 2024 года.