Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-148/2019 ~ М-6/2019 от 09.01.2019

2-148/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

12 февраля 2019 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием истца Мамалиевой З.А., представителя ответчика Распутиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамалиевой Зульфии Анатольевны к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Усть-Вымскому району о признании приказов незаконными, обязании произвести перерасчет выслуги лет, взыскании единовременного пособия при увольнении, денежного довольствия, денежной компенсации за нарушение срока выплат, компенсации морального вреда,

установил:

Мамалиева З.А., с учетом уточнений, обратилась в суд с иском к ОМВД России по Усть-Вымскому району о признании приказа от 29.10.2018 №210 л/с, приказа от 23.11.2018 №234 л/с незаконными, включении периода работы с 05.05.1997 по 22.08.2006 в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении, взыскании единовременного пособия при увольнении, неначисленного денежного довольствия за период с 23.12.2015 по 18.10.2018, денежной компенсации за нарушение срока выплат, компенсации морального вреда в размере 150000 руб., признании незаконным отказа в представлении к награждению медалью "За отличие в службе",

В обоснование своих требований указала, что по 18.10.2018 проходила службу в ОМВД России по Усть-Вымскому району. После увольнения ответчиком были изданы приказы о перерасчете выслуги лет, в который не вошел стаж работы в органах уголовно-исполнительной системы, в связи с чем, ей выплачено единовременное пособие при увольнении в размере 2 окладов денежного содержания вместо положенных 7 окладов. Также работодателем неверно была определена процентная надбавка за выслугу лет, в связи с чем, ей начислено денежное довольствие в меньшем размере.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве ссылался на отсутствие нарушений законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в части расчета выслуги лет, отсутствия оснований для перерасчета денежного довольствия, недоказанности причинения истцу нравственных страданий, кроме того, ходатайствовал о применении последствий пропуска срока для обращения в суд.

Определением суда от 12.02.2019 производство по делу в части требований о признании незаконным отказа в представлении к награждению медалью "За отличие в службе", взыскании денежного довольствия за период с 23.12.2015 по 17.12.2017 и с 19.07.2018 по 18.10.2018 было прекращено в связи с отказом от иска в данной части.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в оставшейся части в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон "О службе в ОВД").

Согласно ч.1 ст.38 Закона "О службе в ОВД" в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия исчисляется стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

При этом в силу ч.4 ст.38 Закона "О службе в ОВД" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет, назначения ежемесячной надбавки за стаж службы и выплаты единовременного пособия при увольнении включаются разные периоды в календарном или льготном исчислении.

Так, для назначения пенсии за выслугу лет в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, а также периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (в календарном или льготном исчислении) (п.1 ч.4 ст.38 Закона "О службе в ОВД"); для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении) (п.2 ч.4 ст.38 Закона "О службе в ОВД"); для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел - периоды, указанные в части 2 настоящей статьи (в календарном исчислении) (п.3 ч.4 ст.38 Закона "О службе в ОВД").

В соответствии с ч.2 ст.38 Закона "О службе в ОВД" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются, в том числе, период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел, период прохождения гражданином службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Под службой в органах внутренних дел на основании п.1 ст.1 Закона "О службе в ОВД" понимается федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Также под службой в уголовно-исполнительной системе в силу п.1 ст.1 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" понимается федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Установлено, что Мамалиева З.А. с 05.05.1997 по 22.08.2006 работала (должность), ФГУ ИК-31 УФСИН России по РК С 04.10.2007 по 08.11.2008 и 05.12.2008 истец проходила службу на различных должностях в органах внутренних дел. С 01.03.2018 – в (должность) ОП №15 ОМВД России по Усть-Вымскому району.

Приказом и.о. начальника ОМВД России по Усть-Вымскому району от 15.10.2018 №206 л/с Мамалиева З.А. уволена со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (по п.4 ч.2 ст.82 Закона "О службе в ОВД"). Указанным приказом определена дата увольнения 18.10.2018, а также установлена выслуга лет на дату увольнения 20 лет 03 мес. 01 день в календарном исчислении, в льготном - 25 лет 08 мес. 25 дней, выслуга лет для выплаты единовременного пособия – 20 лет 03 мес. 01 день.

На основании приказа и.о. начальника ОМВД России по Усть-Вымскому району от 29.10.2018 №210 л/с истцу установлен стаж для выплаты процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет по состоянию на 18.10.2018 – 20 лет 03 мес. 01 день, а также внесено изменение в п.3 Приказа МВД по РК от 15.10.2018 №206 л/с путем установления выслуги лет для выплаты единовременного пособия – 10 лет 11 мес. 14 день, в который вошел период службы Мамалиевой З.А. в ФКУ ИК?31 УФСИН России по Республике Коми, ОВД по Усть-Вымскому району, ОМВД России по Усть-Вымскому району с 04.10.2007 по 18.10.2018. Из стажа службы (выслуги лет) исключены период работы истца с 05.05.1997 по 22.08.2006. С данным приказом Мамалиева З.А. ознакомлена 29.10.2018, о чем имеется её подпись в листе согласования.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно - исполнительной системы в период работы истца с 05.05.1997 по 22.08.2006 регламентировался Законом РФ от 21.07.1993 №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением ВС РФ от 23.12.1992 №4202-1.

Из совокупности положений ст.24 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 и ч.1 ст.1 Положения о службе в ОВД следует службу в уголовно-исполнительной системе проходят сотрудники уголовно-исполнительной системы, к которым относятся граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Работники уголовно - исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, являются персоналом этих учреждений. Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

(должность) согласно штанным расписаниям являлась должностью Учреждений КЛ-400/1 и ИК-31, и относилась к категории персонала – рабочий. Таким образом, отношения Мамалиевой З.А. с работодателями в период с 05.05.1997 по 22.08.2006 регламентировались трудовым законодательством. Установленный порядок и условия прохождения службы уголовно - исполнительной системы на неё не распространялся.

На основании изложенного, с учетом положений ч.2, п.3 ч.4 ст.38 Закона "О службе в ОВД" в стаж службы для предоставления единовременной выплаты при увольнении не могут засчитываться периоды, не относящиеся к службе в уголовно-исполнительной системе.

При этом ссылка истца на постановление Правительства РФ от 22.09.1993 №941 и Постановление Правительства РФ от 27.12.2011 №1158 предусматривающие включение в стаж службы (выслугу лет) периодов работы до зачисления на службу в органы внутренних дел либо в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в учреждениях уголовно-исполнительной системы является несостоятельной, поскольку указанные постановления в силу положений п.3 ч.4 ст.38 Закона "О службе в ОВД" не подлежат применению для расчета выплаты единовременного пособия при увольнении.

Таким образом, требования о включении периодов работы истца с 05.05.1997 по 22.08.2006 в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении подлежат оставлению без удовлетворения.

Поскольку изменения, внесенные в приказ от 15.10.2018 №206 л/с приказом от 29.10.2018 №210 л/с в части изменения выслуги лет для выплаты единовременного пособия на 10 лет 11 мес. 14 дней основаны на действующих положениях Закона "О службе в ОВД", постольку в требовании о признании приказа от 29.10.2018 №210 в данной части незаконным следует отказать.

Приказ от 23.11.2018 №234 л/с вносит изменение в приказ от 29.10.2018 №210 л/с в части установления стажа для выплаты процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с 20 лет 03 мес. 01 день по состоянию на 18.10.2018 на 20 лет 00 мес. 01 день по состоянию на 18.07.2018.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, данные изменения были внесены с целью выплаты истцу процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% с даты возникновения права, а не с даты, определенной по состоянию на дату увольнения. При этом в выслугу лет истца включены все периоды её работы в учреждениях УИС и службы в ОВД. На основании данных приказов истцу был произведен перерасчет и выплачено денежное довольствие с 18.07.2018, исходя из установленной ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), превышающий 20 лет, в размере 30%.

Поскольку истцом не оспаривается установленная в оспариваемых приказах выслуга лет для начисления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания, постольку оснований для признания приказа от 29.10.2018 №210 л/с и приказа от 23.11.2018 №234 л/с незаконными и их отмене нет.

На основании ч.7 ст.3 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.

В соответствии с п.105, п.106.4 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 31.01.2013 №65 (далее - Порядок), при увольнении сотрудников со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию финансовое подразделение (бухгалтерия) обязано обеспечить их всеми положенными видами денежного довольствия и произвести записи о выплаченных суммах в денежном аттестате.

Согласно денежному аттестату от 18.10.2018 Мамалиевой З.А, при увольнении полагалась, в том числе, выплата единовременного пособия в размере 2 окладов денежного содержания в сумме 37 440 руб. исходя из установленной выслуги лет 10 лет 11 мес. 14 дней.

Таким образом, довод иска о незаконности выплаты единовременного пособия в размере двух окладов вместо положенных семи являются ошибочными, в связи с чем, требования Мамалиевой З.А. о взыскании с ОМВД Росси по Усть-Вымскому району единовременного пособия при увольнении в размере 93600 руб., составляющего 5 окладов денежного содержания, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Истцом также заявлены требования о взыскании недоначисленного денежного довольствия за период с 18.12.2017 по 18.07.2018 в связи с неправильным исчислением ответчиком стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).

Согласно ч.4 ст.72 Закона "О службе в ОВД" сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Согласно ч.1 ст.136 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме известить работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате (ч.1 ст.136 ТК РФ).

Согласно п.4 Порядка выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.

Исходя из предмета иска и положений ч.4 ст.72 Закона "О службе в ОВД" о предполагаемом нарушении своего права на получение денежного довольствия в большем размере Мамалиева З.А. должна была узнать в момент получения расчетного листка и выплаты заработной платы за соответствующий месяц и с этого момента в установленный срок обратиться с иском в суд.

Мамалиевой З.А. ежемесячно выдавались расчетные листки, в которых указаны, в том числе, процент ежемесячной надбавки за выслугу лет.

Таким образом, течение трехмесячного срока для обращения в суд следует исчислять отдельно за каждый месяц, в котором начислялось денежное довольствие в меньшем размере, однако с рассматриваемым иском Мамалиева З.А. обратилась в суд лишь 09.01.2019, в то время как срок для обращения в суд по требованию о взыскании неначисленного денежного довольствия за последний месяц спорного периода – июль 2018 года истек 26.10.2018.

Уважительных причин пропуска трехмесячного срока обращения в суд Мамалиева З.А. не привела, обстоятельств, объективно препятствовавших ей своевременно обратиться в суд, не усматривается.

Принимая во внимание, что в силу положений абз.2 ч.6 ст.152 ГПК РФ установление факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об оставлении без удовлетворения исковых требований Мамалиевой З.А. к ОМВД России по Усть-Вымскому району о взыскании неначисленного денежного довольствия за период 18.12.2017 по 18.07.2018 в размере 6208 руб. в полном объеме.

Разрешая исковые требования в части взыскания денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающегося истцу при увольнении денежного довольствия и иных выплат, суд приходит к следующему.

Выплата денежного довольствия ранее установленного пунктом 4 настоящего Порядка периода производится увольняемому сотруднику - в последний день службы (пункт 5 Порядка).

Таким образом, обязанность работодателя произвести истцу выплату заработной платы и иных выплат, причитающихся при увольнении, должна была быть исполнена 18.10.2018.

Согласно платежному поручению от 20.12.2018 <Номер> и списку-ордеру на зачисление средств Мамалиевой З.А. 20.12.2018 перечислено единовременное пособие при увольнении в размере 37440 руб., то есть с нарушением срока выплаты выходного пособия.

Поскольку законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в органах внутренних дел, ответственность органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за несвоевременную выплату денежного довольствия и иных выплат сотрудникам органов внутренних дел, в том числе при увольнении сотрудника органа внутренних дел, не установлена, в силу ч.2 ст.3 Закона "О службе в ОВД" и ч.2 ст.34 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" к данным правоотношениям применяются нормы трудового законодательства.

Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Согласно данной норме закона при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Как было установлено судом, единовременное пособие в сумме 37440 руб. перечислено истцу 20.12.2018, следовательно, требования о взыскании денежной компенсации за нарушение срока выплаты единовременного пособия при увольнении за период с 19.10.2018 по 20.12.2018 являются обоснованными.

Таким образом, с ответчика надлежит взыскать денежную компенсацию за нарушение срока выплаты причитающегося Мамалиевой З.А. при увольнении единовременного пособия в размере 1181 руб. 86 коп., исходя из расчета: 37440 руб. * 59 дн. * 1/150 * 7,5% (за период с 19.10.2018 по 16.12.2018) + 37 440 руб. * 4 дн. * 1/150 * 7,75% (за период с 17.12.2018 по 20.12.2018).

Поскольку в удовлетворении требований о взыскании единовременного пособия в размере 5 окладов денежного содержания отказано, а взыскание денежной компенсации за нарушение срока выплаты единовременного пособия, начиная с 18.10.2018, не основано на законе, требования о взыскании денежной компенсации за нарушение срока выплаты единовременного пособия в размере 5631 руб. 60 коп., составляющем разницу между заявленной в иске суммой 6813 руб. 46 коп. и суммой удовлетворенных требований 1181 руб. 86 коп., суд оставляет без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

С учетом установленных обстоятельств дела, достаточной для возмещения, причиненных в результате нарушения срока выплаты единовременного пособия при увольнении нравственных страданий истца, суд считает сумму в 500 руб., при этом учитывает характер допущенного нарушения и его последствия, а также требования разумности и справедливости.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Мамалиевой Зульфии Анатольевны – удовлетворить частично.

Взыскать с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Усть-Вымскому району в пользу Мамалиевой Зульфии Анатольевны денежную компенсацию за нарушение срока выплаты единовременного пособия при увольнении за период с 19 октября 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 1181 руб. 86 коп., компенсацию морального вреда за нарушение срока выплаты единовременного пособия при увольнении в размере 500 руб., а всего 1681 (Одна тысяча сто восемьдесят один) руб. 86 коп.

Исковые требования Мамалиевой Зульфии Анатольевны к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Усть-Вымскому району о признании приказа от 29 октября 2018 года №210 л/с, приказа от 23 ноября 2018 года №234 л/с незаконными, включении периода работы с 05 мая 1997 года по 22 августа 2006 года в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении, взыскании единовременного пособия при увольнении в размере 93600 руб., неначисленного денежного довольствия за период 18 декабря 2017 года по 18 июля 2018 года включительно в размере 6208 руб., компенсации за нарушение срока выплаты единовременного пособия при увольнении в размере 5631 руб. 60 коп. – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

судья

А.Е. Ермаков

2-148/2019 ~ М-6/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мамалиева Зульфия Анатольевна
Ответчики
ОМВД по Усть-Вымскому району
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Ермаков Артём Евгеньевич
Дело на странице суда
uwsud--komi.sudrf.ru
09.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2019Передача материалов судье
10.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2019Судебное заседание
12.02.2019Судебное заседание
17.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2019Дело оформлено
19.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее