Дело № 2-845/2023 (17) УИД 66RS0004-01-2022-010612-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 21.02.2023)
г. Екатеринбург 14 февраля 2023 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Тихоновой О.А. при секретаре судебного заседания Гераськиной А.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исламзаде Ш. Салимхан кызы и Исламзаде У. Илхам оглы, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Исламзаде Р. У. кызы, Исламзаде Х. У. кызы, Исламзаде А. У. оглы, к администрации г. Екатеринбурга, администрации <адрес> г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Исламзаде Ш.С.к. и Исламзаде У.И.о, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Исламзаде Р.У.к., Исламзаде Х.У.к., Исламзаде А.У.о. обратились в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга, администрации <адрес> г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указали, что они обращались в администрацию <адрес> г. Екатеринбурга с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставив для этого необходимый пакет документов. Однако согласно выписке из протокола заседания комиссии по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма от <//> им было отказано в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по мотиву превышения учетной нормы для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Считают, что им также необоснованно было вменено ухудшение жилищных условий. Учитывая изложенное, просят признать отказ ответчиков в принятии истцов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснованным, обязать ответчиков поставить истов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истцы Исламзаде Ш.С.к. и Исламзаде У.И.о, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Исламзаде Р.У.к., Исламзаде Х.У.к., Исламзаде А.У.о., поддержали исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации <адрес> г. Екатеринбурга Иванова Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен в срок и надлежащим образом, причин своего отсутствия суду не указал, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
В соответствии со ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресату более не проживает и не находится.
На основании ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Учитывая изложенное, а также обстоятельства заблаговременного размещения на сайте Ленинского районного суда г. Екатеринбурга сведений о месте и времени судебного заседания, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу частей 2, 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе, если не представлены предусмотренные 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» к документам, являющимся основаниями для принятия граждан на учет, относятся следующие документы:
1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, подающего заявление о принятии на учет;
2) справка, заверенная подписью должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, подтверждающая место жительства гражданина, подающего заявление, и (или) содержащая сведения о совместно проживающих с ним лицах;
3) документы, необходимые в соответствии с законом Свердловской области для определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода семьи, приходящегося на каждого ее члена, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи.
Материалами дела установлено, что истцы обратились в администрацию Ленинского района г. Екатеринбурга с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Признание молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, осуществляется в рамках оказания муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий» (далее - муниципальная услуга). Предоставление муниципальной услуги урегулировано Административным регламентом, утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.07.2012 № 2861 (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 15 Административного регламента заявителям может быть отказано в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий при наличии оснований для отказа, указанных в пункте 21 Административного регламента.
Согласно п. 21 Административного регламента одним из оснований отказа является неподтверждение заявителем права быть признанным нуждающимся в жилых помещениях.
На основании пункта 3 Административного регламента заявителем на получение муниципальной услуги выступает молодая семья, соответствующая определенным условиям, в том числе обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На территории муниципального образования «город Екатеринбург» учетная норма для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлена Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и составляет 10 кв.м, общей площади на человека.
В соответствии с Административным регламентом определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения членов молодой семьи производится в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации с учетом статьи 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации на основе сведений о составе семьи, включая совместно проживающих (постоянно зарегистрированных) с ними членов семьи.
При наличии у молодой семьи - заявителя и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Также учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за 5 лет.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, предоставленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Уральскому федеральному округу (далее - выписка ЕГРН) в общей долевой собственности семьи Исламзаде находится жилой дом общей площадью 42,2 кв. м, по адресу: <адрес>.
Также установлено, что в общей совместной собственности семьи Исламзаде находились жилые помещения общей площадью 31,6 кв. м, по адресу: <адрес>, отчуждение которого было произведено <//>, а также жилое помещение общей площадью 37,8 кв. м, по адресу: <адрес>, отчуждение которого было произведено <//>.
Следовательно, одновременно в собственности семьи находились жилые помещение до момента отчуждения общей площадью 69,4 кв. м., что превышает установленную норму для постановки на учет. Впоследствии семьей Исламзаде приобретено жилое помещение меньшей площадью.
Доводы истцов о том, что с их стороны отсутствуют действия по намеренному ухудшению жилищных условий, поскольку в 2017 году они фактически приобрели жилое помещение больше площади, в связи с чем ухудшения жилищных условий с их стороны не имелось, не могут быть приняты судом во внимание в силу следующего.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы закона, данное ограничение допустимо в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в результате которого такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Как видно из материалов дела, на момент обращения истца с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий 5-летний срок с момента отчуждения ими принадлежащих им жилых помещений не истек.
Доказательств вынужденного характера отчуждения принадлежавших им жилых помещений в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, а судом не установлено.
Ссылки истцов на то, что непосредственно ими жилищные условия не изменились в связи с отчуждением жилого помещения общей площадью 37,8 кв. м, по адресу: <адрес>, не состоятельны, в связи с чем при определении приходящейся на семью площади жилых помещений административный орган верно учел данное жилое помещение при расчете установленной нормы для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Исламзаде Ш.С.к. и Исламзаде У.И.о, действующиих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Исламзаде Р.У.к., Исламзаде Х.У.к., Исламзаде А.У.о. к администрации г. Екатеринбурга, администрации Ленинского района г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Исламзаде Ш. Салимхан кызы (№) и Исламзаде У. Илхам оглы (№), действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Исламзаде Р. У. кызы (№), Исламзаде Х. У. кызы (№), Исламзаде А. У. оглы (СНИЛС 203-037-618-09), к администрации г. Екатеринбурга, администрации <адрес> г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья О.А. Тихонова