Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3420/2023 ~ М-2555/2023 от 20.09.2023

                                                       УИД 04RS0021-01-2023-003233-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2023 года                                                                     г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Халтуриной Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3420/2023 по иску Колмыкова Виталия Сергеевича к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании передать земельный участок из федеральной собственности в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

                   Колмыков В.С. обратился в суд в своих интересах и в интересах неопределенного круга лиц с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту военного имущества Министерства обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в котором просил обязать Министерство обороны Российской Федерации и Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации безвозмездно передать из федеральной собственности в муниципальную собственность МО «город Улан-Удэ» земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ...

          В обоснование иска указывал, что он является владельцем самовольно возведенного жилого дома по адресу: ..., расположенного на земельном участке площадью ... кв.м. с условным номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона образуемого земельного участка – зона специального военного назначения (зона С-2). Указанный дом самовольно возведен в период с 2000 по 2007 г.г., имеется технический паспорт на дом. Согласно распоряжению председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ...-ПСО ему отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м. входит в земли населенных пунктов, территориальная зона образуемого земельного участка зона специального военного назначения (зона С-2). Указывает, что на основании ч.3 ст.3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" В случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обратились высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо глава муниципального образования, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, предусмотренные частью 1 настоящей статьи органы обязаны принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства. Во исполнение указанных требований законодательства, исполняющий обязанности мэра г.Улан-Удэ 19.09.2022 обратился к начальнику ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ с заявлением о безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность. Ответа на данное заявление не настоящего времени не последовало. На сформированном спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, ранее переданные в муниципальную собственности, то есть, спорный земельный участок по факту как охранная зона военного объекта не используется.

     Определением суда от 16.11.2023 производство по делу по иску Колмыкова В.С. в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании передать земельный участок из федеральной собственности в муниципальную собственность прекращено.

                 В судебное заседание истец Колмыков В.С. не явился, направил своего представителя по доверенности Бальжинова Г.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Бальжинов Г. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Никитин С.С., участвуя в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ Шагдуржапова Б.Д., действующая на основании доверенности, в судебное заседание также не явилась, направила письменный отзыв, в котором разрешение требований оставила на усмотрение суда.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" земли, другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.

Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества, в связи с чем ее интересы включают в себя вопросы сохранности федеральной собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п.п. 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082, и п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 «О некоторых вопросах управления федеральным имуществом» Минобороны России осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Тем самым, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных учреждений.

Согласно п. 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации Минобороны России в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных организаций и его приватизации, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных организаций, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Из искового заявления следует, что истец Колмыков В.С. является владельцем самовольно возведенного жилого дома по адресу: ..., расположенного на земельном участке площадью ... кв.м. с условным номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона образуемого земельного участка – зона специального военного назначения (зона С-2). Указанный дом самовольно возведен в период с 2000 по 2007 г.г., имеется технический паспорт на дом.

Согласно распоряжению председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ...-ПСО ему отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м. входит в земли населенных пунктов, территориальная зона образуемого земельного участка зона специального военного назначения (зона С-2).

Установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером ... является Российская Федерация в лице ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Заявляя настоящие исковые требования, истец Колмыков В.С. ссылается, в том числе, на нормы Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вместе с тем, условия и основания безвозмездной передачи имущества Вооруженных Сил Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования регулируется специальным Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 423-ФЗ).

Так, согласно ст.1 Федерального закона N 423-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.

        Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки.

          В соответствии с ч.2.1 ст.2 Федерального закона N 423-ФЗ одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного в части 1 настоящей статьи имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования. Передача в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено, не допускается.

          Согласно ч.3 ст.3 Федерального закона N 423-ФЗ отказ в передаче военного имущества в муниципальную собственность допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.

           В соответствии с позицией войсковой части 05776 (Бурятский территориальный гарнизон), изложенной в письме ... от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок не подлежит передаче в муниципальную собственность в связи с формированием новых воинских частей в Республике Бурятия (батальон ВП, отдельный батальон РЭБ) и необходимости его использования для нужд ВС РФ. Передача спорного земельного участка в муниципальную собственность не представляется возможной и будет противоречить интересам Российской Федерации по обеспечению осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в материалы дела представлен ответ Врио начальника штаба –первого заместителя командующего войсками Восточного военного округа генерал-майора Савич М. от 01.111.2023 на обращение начальника ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, согласно которому по результатам рассмотрения обращения сообщено, что земельный участок ... планируется к использованию в интересах воинских частей 36 армий, отчуждение нецелесообразно.

При таких обстоятельствах, суд не соглашается с доводами истца, согласно которым, спорный земельный участок подлежит передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Кроме того, суд не усматривает в данном случае каких-либо нарушений прав истца.

Так, ни собственником, ни правообладателем какие-либо решения о предоставлении истцу в пользование (либо на каком-либо ином праве) части спорного земельного участка не принимались. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Истцом данные обстоятельства также не отрицаются.

Обосновывая свои требования, истец ссылается на возведение в пределах спорного земельного участка жилого дома.

Как также не отрицается истцом и подтверждено сведениями ЕГРН, права на строение, возведенное Колмыковым В.С., не зарегистрированы.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

Тем самым, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены Колмыковым В.С. необоснованно и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колмыкова Виталия Сергеевича (...) оставить без удовлетворения.

            Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья:                                                                       Ю.А. Смирнова

                 Решение в окончательной форме принято 23.11.2023.

2-3420/2023 ~ М-2555/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колмыков Виталий Сергеевич
Ответчики
ФКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации
Департамент военного имущества Министерства Обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ"
Бальжинов Ганжур
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Смирнова Юлия Александровна
Дело на странице суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
20.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2023Передача материалов судье
25.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2023Подготовка дела (собеседование)
11.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее