Судья Ахтемирова Ю.С. 12-723/20
РЕШЕНИЕ
04 февраля 2021 г. г. Самара
Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием ФИО7 Р.С., рассмотрев жалобу на постановление Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 05 ноября 2020 года, которым,
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Р.С., прекращено на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава указанного административного правонарушения,
установил:
08.10.2020 должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти ФИО9 Н.С. составлен протокол № 18-12/103 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ФИО10 Р.С.
Протокол об административном правонарушении и материалы направлены по подведомственности для рассмотрения по существу в Автозаводской районный суд г. Тольятти.
Определением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти от 16 октября 2020 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ФИО11 Р.С., передано в Центральный районный суд г. Тольятти.
05 ноября 2020 года судьей Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области вынесено вышеуказанное постановление.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судебного акта, специалист Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти ФИО12 Н.С. обратилась с жалобой в Самарский областной суд, в которой просит постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ФИО13 Р.С. были не выполнены санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти надлежаще извещено.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО14 Р.С. возражавшего против доводов жалобы, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закон) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона).
В силу статьи 29 указанного Федерального Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотре профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 №39 введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
В соответствии с п.2.2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.07.2020г №22 граждане Российской Федерации, прибывающие на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) обязаны в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 метолом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Всем лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации, выдается уведомление о выполнении постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019".
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
08.10.2020 года должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной служб по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Тольятти ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ФИО15 Р.С., которым вменяется ему, что он, прибывший воздушным транспортом ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты>), в срок до 17.09.2020 года в 20 ч.00 мин не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую короновирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» в установленный законом срок трехдневный срок, тем самым нарушив п.2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации орт 27.07.2020 № 22 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020г. № 7 и 30.03.2020г. №9).
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ФИО16 Р.С. на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, судья районного суда обоснованно исходил, что 15.09.2020 года ФИО17 Р.С. прибыл воздушным транспортом из Турции авиарейсом Анталия- Ростов-на-Дону, а трехдневный срок, предусмотренный для прохождения ФИО18 Р.С. лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, после заполнения формы «предоставление сведений о результатах теста на новую короновирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации», должен был исчислен с 16.09.2020.
В соответствии с абзацем 10 пункта 48 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018), сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами.
Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Положения данной статьи не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Кроме того, правовые основы исчисления времени, установления часовых зон, а также регулирование отношений, возникающих при распространении информации о точном значении времени и календарной дат определены Федеральным законом от 03 июня 2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени".
Согласно п. 7 ст. 2 указанного Закона, календарный день - период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце.
Время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.
По смыслу положений ст.4.8 КоАП РФ, имеющих приоритетное значение по отношению к положениям п.2.2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», трехдневный срок, предусмотренный для прохождения ФИО19 Р.С. лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, с размещением информации о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, после заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации», должен был исчислен с 16.09.2020, и заканчивается в 18.09.2020 года в 24ч.00м.
Таким образом, событие административного правонарушения, описанного в протоколе об административном правонарушении № 18-12/103 от 08.10.2020 года отсутствовало, поскольку по состоянию на 17.09.2020 года 00ч.00м. трехдневный срок прохождения исследований и размещение информации о результате исследований у ФИО20 Р.С. не истек.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою виновность, то есть, как следует из содержания и смысла изложенной нормы, бремя доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на должностного лица, осуществляющего производство по делу.
В связи с этим, оснований полагать о наличии в действиях ФИО21 Р.С. состава вмененного ему административного правонарушения, не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом судьи районного суда, что производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ФИО22 Р.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы специалиста территориального отдела Управления Роспобнадзора по Самарской области в г. Тольятти дело об административном правонарушении рассмотрено без нарушений требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Оснований для удовлетворения жалобы специалиста Территориального отдела Управления Ропотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти ФИО23 Н.С. на постановление судьи Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 05 ноября 2020 года, не имеется.
Совокупность перечисленных выше обстоятельств не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ФИО24 Р.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 05 ноября 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении Р.С. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения – оставить без изменения.
Жалобу специалиста Территориального отдела Управления Ропотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти ФИО26 Н.С. – оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г.