Дело № 2-812/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сальск 25 июня 2020 г.
Сальский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Ткаченко М.В.
при секретаре Кистеревой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бирюкова О.В. к Бирюкову С.П., Бирюкову Д.П. о признании договора дарения заключенным, о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Бирюкова О.В. обратился в суд с иском к Бирюкову С.П., Бирюкову Д.П. о признании договора дарения заключенным, о признании права собственности, указывая, что 14 мая 2009 года между ним и Бирюковым П.В., приходящимся ему дедушкой, был заключен договор дарения, по условиям которого он принял в дар земельный участок с жилым домом, расположенные по адресу: <адрес>. Договор дарения был удостоверен нотариусом Сальского района ростовской области ЛПА, зарегистрирован в реестре за № и совершен с согласия супруги Дарителя БЕМ, приходящейся ему бабушкой.
В указанном жилом доме он проживал с самого детства и зарегистрирован в нем в настоящее время.
23 февраля 2011 года умер его дедушка Бирюков П.В.
29 апреля 2016 года умерла его бабушка БЕМ.
После их смерти никто из наследников не обращался в нотариальную контору с заявлением о вступлении в наследство на имущество умерших, так как им было известно о том, что дедушка подарил истцу дом, в котором он с ним проживал. Никто из ответчиков не возражал и не заявляя никаких прав на жилой дом и земельный участок.
Истец считал, что все документы, связанные с договором дарения ими оформлены в установленном законом порядке, так как договор был удостоверен нотариусом. О том, что необходимо было сдать его на регистрацию, ему стало известно только тогда, когда он решил продать дом. У него семья и они решили купить общее жилье и переехать в другой город, а подаренный дом продать.
С момент заключения договора дарения и до настоящего времени он владеет и пользуется подаренным ему имуществом, как собственным: содержит домовладения в порядке, производит текущий ремонт, платит налоги и коммунальные платежи.
Весь период с момента заключения договора он являлся полноправным собственником дома и единственным ограничением в данном случае является отсутствие возможности совершать следки по распоряжению домовладением, поскольку правами по распоряжению наделены только собственники недвижимого имущества. Законодательством Российской Федерации не предусмотрены сроки обращения граждан за государственной регистрацией прав, регистрацией перехода прав по договору, регистрацией договоров отчуждения недвижимого имущества.
В связи со смертью дарителя он не может зарегистрировать договор самостоятельно.
Просит признать договор дарения от 14 мая 2009 года жилого дома с земельным участком, расположенных по адресу: <адрес>, заключенным.
Признать за Бирюковым О.В. право собственности на жилой дом, кадастровый №, общей площадью 54,9 кв.м., с земельным участком, кадастровым №, площадью 836 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Истец Бирюков О.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Крупина М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Бирюков С.П. в судебном заседании исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения.
Ответчик Бирюков Д.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, в письменном заявлении исковые требования признал в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 79).
Суд в соответствии с положениями п. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
В силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права «своей волей и в своем интересе».
Каждый субъект гражданских прав волен свободно осуществлять права в своих интересах, но не должен при этом нарушать права и интересы других лиц.
На основании п. п. 1, 2, 3 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из материалов дела, 14 мая 2009 года между Бирюковым П.В. и Бирюковым О.В. заключен договор дарения жилого дома с земельным участком, по условиям которого Бирюков О.В. принял в дар от Бирюкова П.В. земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 836 кв.м., с расположенным на нем жилым домом саманным обложенным кирпичом под литер Аа1а2 общей площадью 54,9 кв.м., жилой площадью 39,4 кв.м., сараем саманным обложенным кирпичом (Б), сараем кирпичным (Д), двумя сараями тесовыми (бЕ), подвалом со входом (Д1п/Д), гаражом саманным обложенным кирпичом (В), двумя навесами (МЖ), душем (К), уборной (Л), сараем шиферным (Г), бассейном (И), заборами, воротами, находящимися по адресу: <адрес>.
Даритель подарил земельный участок с расположенным на нем жилым домом с согласия своей супруги БЕМ, подпись которой засвидетельствована ЛПА нотариусом Сальского района Ростовской области, 10 февраля 2009 года.
Согласно п. 4 договора Бирюков О.В., указанный целый жилой дом с земельным участком принял в дар, передача дарителем и принятие одаряемому осуществлена посредством вручения правоустанавливающего документа и договора дарения земельного участка с расположенным на нем жилым домом.
Право собственности дарителя Бирюкова П.В. на отчуждаемое имущество на день совершения сделки подтверждалось:
-на земельный участок свидетельством № на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданным 22 декабря 1992 г. Гигантовским поссоветом Сальского района Ростовской области; свидетельством о государственной регистрации права на недвижимость серии 61-АД №, выданным 18 декабря 2008 г. Сальским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области. Право зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 18 декабря 2008 г., запись регистрации №, что подтверждается выпиской и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Сальским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области 14 мая 2009 г. №;
-на жилой дом свидетельством о праве на наследство по закону, удостоверенным 15 ноября 1988 г. СЛА, государственным нотариусом Сальской ГНК Ростовской области по реестру №; свидетельством о государственной регистрации права серия 61–АД №, выданным 14 января 2009 г. Сальским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>. Право зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 14 января 2009 г., запись регистрации №, что подтверждается выпиской и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Сальским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области 14 мая 2009 г. № (л.д.12).
В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Моментом заключения договора, подлежащего государственной регистрации, является момент его регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ).
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1). В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2).
В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 3 статьи 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 18 ГК РФ, способность обладать имуществом на праве собственности и распоряжаться, является одним из элементов содержания правоспособности граждан. На основании ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, прекращается смертью.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В состав наследства входят надлежавшие наследодателю на день открытия наследства, т.е. на день смерти гражданина, вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. ст. 1112, 1113 ГК РФ).
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец ссылается на то, что договор сторонами исполнен, но не был зарегистрирован в Сальском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области в связи со смертью дарителя.
Судом установлено, что Бирюков П.В. умер 23 февраля 2011 года, что подтверждается свидетельством о смерти Серия III-АН №, выданным Сектором п.Гигант Отдела ЗАГС Администрации Сальского района Ростовской области (л.д.24)
Его супруга БЕМ умерла 29 апреля 2016 года, что подтверждается свидетельством о смерти Серия IV-АН №, выданным Сектором п.Гигант Отдела ЗАГС Администрации Сальского района Ростовской области (л.д.25)
Согласно информации, представленной нотариусами Сальского нотариального округа Ростовской области, наследственное дело к имуществу Бирюкова П.В. и Бирюковой Е.М. не заводилось, соглашение о расторжении договора дарения жилого дома с земельным участком не удостоверялось (л.д.64, 84, 85, 86).
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» действовавшей на период заключения договора, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица (в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ).
Порядок государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в случае уклонения сторон договора дарения от такой регистрации нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируется.
Вместе с тем, согласно ст. 6 ГК РФ к таким отношениям по аналогии подлежит применению п. 3 ст. 551 ГК РФ, согласно которому в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В п. 61 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 ст. 551 ГК РФ).
Из системного толкования п. 3 ст. 551, абз. 2 п. 1 ст. 556 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 61 вышеназванного Постановления, следует, что для разрешения иска о государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом по договору дарения следует установить не только наличие документа о передаче имущества, но также установить фактический переход имущества от дарителя к одаряемому.
Факт передачи имущества истцу подтверждается тем, что истец проживает в указанном жилом доме по настоящее время, производит оплату коммунальных услуг (л.д.34-48), что сторонами не оспаривалось, доказательств незаключенности договора дарения в материалы дела не представлено.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные истцом доказательства, учитывая признание иска ответчиками, суд полагает, что заключенный 14 мая 2009 года между Бирюковым П.В. и Бирюковым О.В. договор дарения жилого дома с земельным участком не противоречит закону.
Суд полагает, что сделка совершена с соблюдением положений ст. 572 ГК РФ, поскольку с момента приобретения по договору дарения спорные жилой дом и земельный участок фактически находятся в пользовании истца, никаких претензий к истцу не предъявлялось, договор дарения не оспорен и не признан недействительным, сделка не противоречит закону, в связи с чем, следует признать за Бирюковым О.В. право собственности на жилой дом общей площадью Признать за Бирюковым О.В. право собственности на жилой дом, общей площадью 54,9 кв.м., кадастровый №, с земельным участком площадью 836 кв.м., кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Бирюковым О.В. право собственности на жилой дом, общей площадью 54,9 кв.м., кадастровый №, с земельным участком площадью 836 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №, по адресу: <адрес>, на основании договора дарения жилого дома с земельным участком от 14 мая 2009 года, заключенного между Бирюковым П.В. и Бирюковым О.В..
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ М.В. Ткаченко
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июля 2020 г.