Судья Орлова Н.А.
Дело № 11-101/2022
№ 2-388/2022
УИД 63MS0002-01-2022-000477-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 сентября 2022 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г.Самары в составе:
председательствующего Александровой Т.В.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 11-101/2022 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области ФИО5 от 18.03.2022 по гражданскому делу № по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги, которым постановлено:
«Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности удовлетворить: взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» денежные средства в размере 7.366 рублей 52 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей»,
установил:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье с иском к ФИО1 о взыскании задолженности, в обоснование своих требований указав, что ответчик является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 58 кв.м. Истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. В силу публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019, даты фактического оказания услуг потребителю. С указанного времени истец принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Ответчику были направлены платежные документы, однако обязательство по оплате оказанных услуг не было исполнено. Сумма задолженности за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 составляет 7.366 рублей 52 копейки. Вынесенный 28.05.2021 судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен по заявлению ответчика 14.09.2021. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ООО «ЭкоСтройРесурс» просило мирового судью взыскать с Кириллова С.А. сумму задолженности по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 в размере 7.366 рублей 52 копейки, расходы по государственной пошлине в размере 400 рублей.
Мировым судьей судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области постановлено выше названное решение, с которым ответчик ФИО1 не согласен, в обоснование доводов апелляционный жалобы указав, что использует дом и земельный участок в качестве дачи в летний период, постоянно там не проживает, в его отсутствие на даче также никого нет. С 2019 года на дачах нет машины по собору мусора, оборудованных контейнеров в пределах 100 метров также нет. Он вынужден везти мусор в г. Самару. Являясь инвалидом, он не может оформить льготу, поскольку прописан в г. Самаре. Просит решение мирового судьи отменить, обязать истца выделить ему как инвалиду персональный контейнер емкостью не более 200 л.
В судебное заседание ответчик ФИО1, уведомленный о слушании дела надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца, уведомленный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца. Представил возражения на апелляционную жалобу, в которой решение мирового судьи просил оставить без изменения, указав, что платежные документы направляются потребителям до 01 числа месяца, следующего за расчетным периодом, за который производится оплата. Обязанность по несению расходов возникает у собственников в силу закона. Организацией контейнерных площадок (место накопления ТКО) на основании п.2 Постановления Правительства № 1156 занимаются органы местного самоуправления, собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества МКД на основании заявки заинтересованного лица. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение от обязанности по несению расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления. Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие факты ненадлежащего оказания услуг по обращению с ТКО. Начисление услуги по обращению с ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, в связи с чем собственники жилых домов, не лишены возможности получения услуг по обращению с ТКО посредством использования любой контейнерной площадки на территории Самарской области. При установлении платы за услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы при временном отсутствии собственника. Просит решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд не находит оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке в связи со следующим.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч. 2 ст. 24.7).
Согласно пункту 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от 01.11.2018 года, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказываются региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс».
Предложение о заключении договора об обращении с ТКО опубликовано региональным оператором на официальном сайте https:// ecostr.ru 23.12.2018, следовательно, в силу публичности договор на вывоз ТКО считается заключенным с собственниками жилых помещений вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019 даты фактического оказания истцом услуг потребителю.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в числе прочих относится: установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, что предусмотрено п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 1023 от 29.12.2018 года "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. м, общей площади жилого помещения" было принято решение об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м общей площади жилого помещения.
Мировым судьей установлено и подтверждается выпиской из ЕГРН, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 58 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 15-17).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 года № 95 утвержден предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме 598,16 руб./м3.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и Самара на 1 кв.м, общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов составляет 0,091 м3 в год.
Согласно пункту 9(2) раздела II(1) «Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении(жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире» Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.04.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2): (общая площадь жилого помещения) х (норматив накопления твердых коммунальных отходов) х (цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Следовательно, для жилого дома, принадлежащего истцу цена такой услуги составляет 263 рубля 09 копеек в месяц (58 кв.м х 0,091 м3/год/ 12 мес. х 598,16 руб./м3).
Мировым судьей установлено, и признано ответчиком, что в период с 01.01.2019 по 30.04.2021 ответчиком обязанность по оплате оказанных услуг по принятию, сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО не исполнена, в связи с чем мирового судьи законно и обоснованно взыскал задолженность в размере 7.366 рублей 52 копейки.
Доводы ответчика об отсутствии контейнерных площадок в пределах 100 м от дома не влекут отмену решения, поскольку согласно п. п.2 Постановления Правительства № 1156 занимаются органы местного самоуправления, собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества МКД на основании заявки заинтересованного лица. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение от обязанности по несению расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления.
Ссылки ответчика на то, что в жилом доме он бывает крайне редко, постоянно проживает в г. Самаре, куда и вывозит мусор после пребывания в жилом доме в <адрес>, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку неиспользование истцом (собственником) жилого помещения не освобождает его от установленной законом обязанности по содержанию принадлежащего имущества и оплате оказанных услуг, независимо от количества жилых помещений, находящихся у него в собственности. Кроме того, тем самым ответчик подтверждает, что накапливающийся мусор он выбрасывает в организованные мусорные площадки, вывоз мусора из которых осуществляет истец.
Положения пункта 148(36) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения, в данном случае применению не подлежат, поскольку, как указано выше, данные нормы устанавливают возможность перерасчета лишь при применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Тогда как на территории Самарской области норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен на 1 кв.м общей площади жилого помещения. Следовательно, размер платы не связан ни с количеством собственников помещения, ни с фактом их проживания, ни с фактом их временного отсутствия.
В связи с изложенным правовые основания для возложения на регионального оператора обязанности осуществить перерасчет платы ответчику за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствуют.
Не влекут отмену судебного решения и доводы ответчика об отсутствии в районе 100 метров от его жилого дома контейнерных площадок.
Согласно ч. 1, 2 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Территориальная схема обращения с отходами Самарской области утверждена Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 (ред. от 02.07.2018) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области".
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления.
Следовательно, ООО «ЭкоСтройРесур» осуществляет сбор ТКО в местах, организованных органами местного самоуправления, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области.
Для создания дополнительных мест накопления ТКО и внесения их в территориальную схему обращения с отходами, ответчик вправе обратиться в уполномоченные органы с ответствующей заявкой. Согласно п. 11 Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области" пересмотр территориальной схемы осуществляется путем внесения изменений. Внесение изменений в территориальную схему осуществляется органом исполнительной власти Самарской области, наделенным полномочиями по утверждению территориальной схемы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют доводы, приведенные им при рассмотрении дела мировым судьей, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, которым мировой судья в обжалуемом решении дал надлежащую оценку.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, мировым судьей не допущено.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В тексте апелляционной жалобы ответчик просит выделить ему как инвалиду персональный контейнер емкостью не более 200 л, которое разрешению судом апелляционной инстанции не подлежит, поскольку является отдельным требованием, с которым истец вправе обратиться в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░5 ░░ 18.03.2022 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░