№ 2-184/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Казанское
Казанского района Тюменской области 1 августа 2024 года
Казанский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Харитонова В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Акжановой С.Б.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Казанского района Тюменской области Казанцевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюменского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Сельскохозяйственному производственному кооперативу им. «Чапаева» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект указанной санитарно-защитной зоны,
УСТАНОВИЛ:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор, обратился в суд с исковым заявлением, поданным в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Сельскохозяйственному производственному кооперативу им. «Чапаева» (далее по тексту – СХПК им. «Чапаева») о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки (животноводческая ферма), расположенной по адресу: <адрес>, и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект указанной санитарно-защитной зоны. Свои требования мотивирует тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Тюменской области. По результатам проведенной проверки установлено, что СХПК им. «Чапаева» является собственником производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, на которой размещены коровник и телятник (далее по тексту – животноводческая ферма). При этом эксплуатация указанной животноводческой фермы осуществляется с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку поголовье указанной животноводческой фермы составляет менее 1,2 тысячи голов и относится к объектам, для которых в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее по тексту - СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 №74, предусмотрена разработка проектов санитарно-защитной зоны, которая является обязательной. Ответчик при осуществлении деятельности по эксплуатации животноводческой фермы и, являясь собственником животноводческой фермы, допустил нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанное создает угрозу здоровья неопределенного круга лиц, нарушаются право граждан на благоприятную окружающую среду. Также нарушены интересы Российской Федерации, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также регулирующей вопросы использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования. В соответствии с паспортом национального проекта «Экология» национальными целями и целевыми показателями, на достижение которых влияет указанный национальный проект, является снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Вместе с тем, не разработка проекта санитарно-защитной зоны для животноводческой фермы создает угрозу загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха и негативного воздействия на здоровье человека, что препятствует реализации целевых показателей национального проекта. Просит обязать СХПК им. «Чапаева» разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, и обратиться в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в срок 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда.
До судебного заседания от представителя ответчика СХПК им. «Чапаева» – председателя СХПК им. «Чапаева» Тюкавина С.А., действующего по должности, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, исковые требования признает в полном объеме, обстоятельства, изложенные в заявлении, подтверждает, суду доверяет (л.д.54).
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель истца Казанцева А.П. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав позицию представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе проверки установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности СХПК им. «Чапаева» имеется производственная площадка №3 – животноводческая ферма, расположенная по адресу: <адрес>, на которой размещены коровник и телятник (л.д.14-15, 20-27).
Из выписки ЕГРЮЛ №ЮЭ9965-24-78137740 от 19.06.2024 следует, что основным видом деятельности СХПК им. «Чапаева» является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока» (код 01.41) (л.д.28-37).
Согласно имеющейся в материалах дела информации из Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду подтверждается, что данный эксплуатируемый объект – площадка №3 (ферма) является объектом, на котором размещены источники выброса в окружающую среду вредных веществ, образующихся в результате содержания животных - коровник и телятник, в которых содержится 700 голов крупнорогатого скота (л.д.14-15). Тем самым создается угроза загрязнения атмосферного воздуха.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в письменном объяснении директора СХПК им. «Чапаева» - Тюкавина С.А., а также отчетах о движении скота за январь, февраль, март и апрель 2024 (л.д.12-13, 16-19).
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания понимается, в том числе обязанность собственника поддерживать безопасное состояние принадлежащего ему имущества.
В соответствии со ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст.11). При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила (ст.12).
Таким образом, при эксплуатации имущества, в том числе животноводческой фермы, должны соблюдаться санитарные правила.
Разделом 11 Таблицы 7.1 «Санитарная классификация» Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установлено, что фермы крупного рогатого скота менее 1,2 тысяч голов (всех специализаций) относятся к классу III (позиция 11.3.2) в отношении которых устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон – 300 метров.
Согласно п.3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I – III класса опасности является обязательной.
В соответствии с п.3.3. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
В силу п.4.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В соответствии с п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» предусмотрено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Пункт 14 названных Правил предусматривает, что к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Из содержания п.25 названных Правил следует, что санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, сведения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении указанного объекта отсутствуют.
Таким образом, ответчиком осуществляется эксплуатация объекта с нарушением установленных санитарных правил.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что необходимость разработать проект санитарно-защитной зоны для животноводческой фермы обусловлена действующим законодательством, а ответчик, как собственник объекта, являющийся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, обязан соблюдать требования законодательства, действующие в отношении видов основной деятельности и целевого назначения принадлежащего ему имущества, а поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
До судебного заседания представителем ответчика представлены суду копия договора проведения работ №471/24 (по разработке проекта санитарно-защитных зон) от 12.07.2024, в соответствии с которым ответчик заключил договор с ИП Сафроновой О.А. по разработке проекта санитарно-защитных зон для данного объекта в срок до 31.10.2025 (л.д.56).
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные судом обязанности, суд принимает во внимание необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на исполнение ответчиком обязанности, и с учетом положений ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», приходит к выводу об установлении срока для исполнения такой обязанности продолжительностью 15 месяцев.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», разделом 7.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора (ИНН 7204006003, ОГРН 1027200810284), поданные в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Сельскохозяйственному производственному кооперативу им. «Чапаева» (ИНН 7218000971, ОГРН 1027201232695) о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект указанной санитарно-защитной зоны удовлетворить.
Обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив им. «Чапаева» разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки (животноводческая ферма), расположенной по адресу: <адрес>, и обратиться в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в срок 15 (пятнадцать) месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Казанский районный суд Тюменской области.
Решение изготовлено в печатном виде в совещательной комнате.
Председательствующий судья /подпись/ Харитонов В.Ю.
Подлинник решения подшит в дело № 2-184/2024 и хранится в Казанском районном суде Тюменской области.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Харитонов В.Ю.