Дело № 2-186/2024 (2-1521/2023)
УИД 83RS0001-01-2023-001897-55
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 мая 2024 года г.Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Волковой О.Н.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца Ивановой Ж.Ю.,
представителя истца ФИО8,
представителя ответчика – администрации МО «Городской округ» «Город Нарьян-Мар» ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Жанны Юрьевны к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, о восстановлении в праве на получение жилого помещения, об обязании предоставить вне очереди в первоочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Иванова Ж.Ю., уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, о восстановлении в праве на получение жилого помещения, об обязании предоставить вне очереди в первоочередном порядке жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указала, что она вместе с сыном ФИО2 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>. Указанная квартира была предоставлена в 1986 году ее отцу Чайникову Ю.Н. и матери Аксеновой (Чайниковой) З.И. как служебная. После смерти ее отца в 1992 году предприятием требование о выселении к ним не предъявлялось. Они в составе семьи ее отца: супруга Чайникова З.И., дочь - Иванова Ж.Ю. (истец), Лукина К.Э. остались проживать в данной квартире. Аксенова (Чайникова) З.И. и члены ее семьи, в том числе и истец состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В 2006 году истец указывает вышла замуж, и вместе с мужем стали проживать по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>. В 2008 году по неизвестной истцу причине Аксеновой З.И. была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, по договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи: супруг Аксенов Е.А., дочь Лукина К.Э. Истцу квартира не была предоставлена. В дальнейшем истец, будучи уверенной, что состоит на учете на получения жилья, обратилась к ответчику с заявлением о поставке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как малоимущая и с 02.03.2017 постановлена ответчиком на учет на получение жилья. В 2021 -2022 году Нарьян-Марским городским рассматривалось гражданское дело № и при рассмотрении дела она узнала, что имеется оспариваемое постановление. Считает, что оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, поскольку у ответчика не было оснований для снятия истца с учета, не была указана причина снятия с учета. Срок считает не пропущенным для обжалования данного постановления, поскольку о нарушении права она узнала только в 2022 году при рассмотрении гражданского дела.
Истец просит признать незаконным и отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановить истца в праве на получения жилого помещения по договору социального найма, возникшим ранее до ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика предоставить вне очереди в первоочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании истец Иванова Ж.Ю. и представитель истца ФИО8 исковые требования поддержали в полном объеме. Пояснили, что настаивают на рассмотрении исковых требований в том объеме, который указан в иске и к тому ответчику. Истец пояснила, что проживает по адресу: <адрес>, со своим сыном, пользуется данным помещением, оплачивает услуги за потребление электроэнергии. В 2008 году после расселения жильцов из других служебных квартир, расположенных в здании, ее матери и членам ее семьи была предоставлена квартира, но ей и сыну жилье не предоставили. С 2017 года она состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Об оспариваемом постановлении она узнала только в 2022 году.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО9 исковые требования не признал, поддержал доводы отзыва, в то числе заявил о пропуске срока.
Представитель третьего лица – Управления МЧС России по Ненецкому автономному округу, в судебное заседание не явился, представил суду пояснения.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Согласно ст.1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.51 ЖК РФ.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Ненецкого автономного округа от 05 июля 2005 года № 595-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» (далее по тексту - Закон НАО № 595-ОЗ) учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту жительства органами местного самоуправления.
В силу ст. 2 Закона Ненецкого автономного округа № 595-ОЗ принятие гражданина на учет осуществляется на основании заявления в письменной форме, поданного гражданином (его представителем) в орган местного самоуправления по месту своего жительства либо поступившего в орган местного самоуправления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр). Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Иванова Жанна Юрьевна зарегистрирована и проживает по месту жительства по адресу: <адрес>. Вместе с ней зарегистрирован и проживает с 2008 года ее сын ФИО2.
Данное жилое помещение расположено на первом этаже здания пожарного депо, принадлежащего ГУ МЧС России по Ненецкому автономному округу на праве оперативного управления.
С 2000-х годов здание пожарного депо, 1956 года постройки, находится в аварийном состоянии. Руководством Управления неоднократно принимались попытки по улучшению жилищных условий сотрудников пожарной охраны. В настоящее время в ГУ МЧС Росси по Ненецкому автономному округу жилищный фонд отсутствует.
Указанная квартира была предоставлена в 1986 году отцу истца Чайникову Ю.Н. и матери Аксеновой (Чайниковой) З.И. как служебная.
После смерти Чайникова Ю.Н. в 1992 году, его супруга Чайникова З.И., дочь - Иванова Ж.Ю. (истец), Лукина К.Э. остались проживать в данной квартире.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Для отдельных категорий граждан законами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения.
Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2006 года N 702-ОЗ «О предоставлении жилых помещений государственного Жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма» (действующая в день предоставления жилья в 2008 году) норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ненецкого автономного округа устанавливается в следующих размерах: семьям, состоящим из трех и более человек, - 12 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Судом установлено, что с 30.09.1980 Аксенова (Чайникова, Лукина) З.И. состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Согласно выписке из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Аксеновой З.И. и членам ее семьи: Аксенову Е.А. (муж), Лукиной К.Э. (дочь) предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 71,9 кв.м., в том числе жилой 38,3 кв.м. <адрес>. Аксенова З.И., Аксенов Е.А. (муж), Лукина К.Э. (дочь), Иванова Ж.Ю. (дочь), ФИО2 (внук) сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В договоре социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Аксёновой З.И. в составе её семьи указаны супруг Аксенов Е.А., дочь Лукина К.Э.
Из материалов дела следует, что 11 января 2017 года Иванова Ж.Ю. обратилась в администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» с заявление о признании ее малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации МО «Городском округ «Город Нарьян-Мар» № от ДД.ММ.ГГГГ Иванова Ж.Ю. с составом семьи: сын - ФИО2, 2007 года рождения, признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
29 октября 2021 года Иванова Ж.Ю. обратилась в Нарьян-Марский городской суда НАО с исковым заявлением об обязании администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» принять жилое помещение, расположенное по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, в муниципальную собственность; об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Вступившим в законную силу решением Нарьян-Марского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Ж. Ю. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» об обязании принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>; обязании заключить с Ивановой Жанной Юрьевной договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>; обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отказано.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Продолжительность общего срока исковой давности согласно пунктам 1 и 2 статьи 196 Гражданского кодекса составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса.
На основании пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, если законом не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 196 ГК РФ срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Началом течения такого десятилетнего срока, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 181 и абзацем вторым пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, является день нарушения права.
Если иное прямо не предусмотрено законом, для целей исчисления этого срока не принимается во внимание день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, и указанный срок не может быть восстановлен.
Таким образом, пункт 2 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает абсолютный пресекательный срок исковой давности, равный десяти годам, начинающий течь со дня нарушения права.
При этом начало течения указанного срока связано не моментом осведомления лица о нарушении права, как это имеет место во всех иных случаях, а моментом нарушения права.
Установление такого регулирования связано с обеспечением общего режима правовой определенности и стабильности правового положения субъектов права. Так, срок исковой давности, как пресекательный юридический механизм, являясь пределом осуществления права, преследует цель стабильности сложившегося в течение достаточного времени правового положения.
Названный срок применяется судом по заявлению стороны в споре.
В ходе рассмотрения дела ответчик заявил о пропуске срока, заявив что срок для обжалования оспариваемого постановления истцом пропущен и она не обращалась в суд более 15 лет, истец знала о том, что в 2008 году ей не предоставлена квартира.
Суд учитывает, что требование об оспаривании вышеуказанного постановления органа местного самоуправления предъявлено спустя более 10 лет с момента его вынесения.
Суд принимает во внимание, что Иванова Ж.Ю. проживала и проживает по месту жительства в спорной квартире и после того, как ее матери, сестре и отчиму предоставили квартиру, и она могла узнать в администрации по какой причине ей не предоставили жилье, в связи с чем приходит к выводу, что, истец не проявила должную заботливость и осмотрительность относительно своих жилищных прав. Истец имела объективную возможность узнать о причине не получения квартиры в 2008 году при расселении всех жильцов в <адрес> в <адрес>, в том числе путем обращения в администрацию с соответствующим заявлением, однако таким правом не воспользовалась и не выясняла причины, в связи с чем суд считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд.
Как следует из искового заявления, поданного в суд по вышеуказанному делу, истец указывала, что она (истец) не была указана матерью в качестве члена семьи при получении матерью квартиры, поскольку она была замужем и у нее была своя семья.
Из обращений Ивановой Ж.Ю. в прокуратуру Ненецкого автономного округа от 23.10.2023 также следует, что она (истец) не была указана матерью в качестве члена семьи и в составе семьи при получении матерью квартиры; так как у нее была создана другая семья.
Также учитывает, что норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ненецкого автономного округа, которая была установлена в 2008 году на семью, состоящим из трех и более человек, - составила 12 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, а предоставленная в 2008 квартира Аксеновой З.И. (матери истца) большей площади, чем положено по установленным нормативам. Суд также учитывает, что про происшествии более 16 лет в администрации не сохранились документы, которые предоставляла Аксенова З.И. при получение жилого помещения в 2008 году.
Кроме того, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика – администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» выполнены обязанности по принятию Ивановой Ж.Ю. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и до настоящего времени она состоит на учете на получения жилья, те самым ее жилищные права не нарушены.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что истец и ее сын состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и будут обеспечены жилым помещением в порядке очередности.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Ивановой Ж.Ю. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, о восстановлении в праве на получение жилого помещения, об обязании предоставить вне очереди в первоочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РРФ,
решил:
Исковые требования Ивановой Жанны Юрьевны к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, о восстановлении в праве на получение жилого помещения, об обязании предоставить вне очереди в первоочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 мая 2024 года.
<данные изъяты>