Дело № 5-192/2022
УИД 32 RS0033-01-2022-000494-44
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2022 года г. Брянск
Судья Фокинского районного суда г. Брянска Шилина В.Д., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ в отношении Андреева А.Э.,
УСТАНОВИЛ:
10 марта 2022 года в Фокинский районный суд г. Брянска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, в отношении Андреева А.Э.
В соответствии с требованиями ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Изучение поступившего дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, в отношении Андреева А.Э. показало, что его направление в Фокинский районный суд г. Брянска осуществлено с грубыми нарушениями требований КоАП РФ, в связи с чем, оно подлежит возвращению в ОП № УМВД России по г. Брянску.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 и 5 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении
Согласно части 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п.2 ст.26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются в протоколе об административном правонарушении (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Определением судьи Фокинского районного суда г. Брянска от 15 декабря 2021 г. протокол № от 26 октября 2021 г. об административном правонарушении и другие материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, в отношении Андреева А.Э. возвращен в ОП № УМВД России по г. Брянску для устранения выявленных нарушений с указанием в частности на то, что личность лица, совершившего административное правонарушение, надлежащим образом не была установлена при составлении протокола об административном правонарушении (в протоколе указан паспорт, как документ удостоверяющий личность, однако из материалов дела не следовало, что привлекаемое лицо документировано документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, копия такового в материалах дела отсутствовала).
Вместе с тем, нарушения, послужившие для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов об административном правонарушении, не устранены.
Как следует из протокола об административном правонарушении в качестве документа удостоверяющего личность лица, совершившего административное правонарушение, указан паспорт, однако из материалов дела не следует, что привлекаемое лицо документировано документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, копия паспорта иностранного гражданина к материалам дела об административном правонарушении не приложена.
При этом должностным лицом внесены исправления в протокол об административном правонарушении в части указания иного документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (документ О 11615, выданный УФМС 19.07.2016 г.).
Однако из системного толкования положений статьи 28.2 КоАП РФ следует, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого он составлен. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица об их внесении.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Таким образом, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть ознакомлено с исправлениями, внесенными в протокол об административном правонарушении.
Как усматривается из протокола об административном № от 26 октября 2021 г., в графу «документ, удостоверяющий личность» внесены изменения. Вместе с тем, в представленных материалах отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в указанный протокол были внесены при его составлении в присутствии Андреева А.Э. Подпись названного лица напротив внесенных изменений, сведения об ознакомлении последнего с внесенными изменениями, как и уведомление о внесении в указанный протокол изменений, отсутствуют.
Более того, в силу ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, указанный протокол не содержит сведений о том, что лицу, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, была вручена копия протокола об административном правонарушении. В материалах дела также отсутствуют сведения о направлении данного протокола в адрес Андреева А.Э. и получении его последним.
Кроме того, должностным лицом не выяснен вопрос, если привлекаемое лицо является иностранным гражданином, владеет ли он русским языком.
В силу абзаца 2 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
В соответствии с ч. 3 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с обязательным участием лица, в суде рассматриваются дела о правонарушениях, за которые предусмотрено наказание в виде: административного ареста или обязательных работ, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства и в случае признания обязательным участия данного лица судьей, рассматривающим дело.
В день поступления дела об административном правонарушении Андреев А.Э. в судебное заседание самостоятельно не явился и сотрудниками полиции доставлен не был.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Указанные выше обстоятельства являются основанием для возврата протокола и материалов дела для устранения существенных недостатков.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4. КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол № от 26 октября 2021 года об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, в отношении Андреева А.Э. в ОП № УМВД России по г. Брянску для устранения выявленных недостатков.
Определение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 суток.
Судья В.Д. Шилина