Дело № 2-285/2024
УИД: 22RS0013-01-2023-004890-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2024 года г. Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Матвеева А.В.,
при секретаре Смирновой В.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Бийска Ануфриевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Бийска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция» о признании права собственности на защитное сооружение гражданской обороны отсутствующим, признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Бийска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ТЭП-Интеграция» о признании права собственности на защитное сооружение гражданской обороны отсутствующим, признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны.
В исковом заявлении истец просит суд:
признать отсутствующим право собственности ООО «ТЭП-Интеграция» (ИНН: 0411143982, ОГРН: 1090411001383) на защитное сооружение гражданской обороны № в составе нежилого здания, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> край согласно техническому паспорту, площадью 846 метров;
признать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны № в составе нежилого здания, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> край согласно техническому паспорту, площадью 846 метров (т. 1 л.д. 3-7).
В обоснование исковых требований истец указывает, что прокуратурой г. Бийска проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, защитных сооружениях гражданской обороны, в ходе которой выявлены следующие нарушения закона.
Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны №, согласно паспорту защитного сооружения имеет площадь 846 м., располагается в подвальном помещении нежилого здания - здание цеха реализации, расположенного по адресу: <адрес> край принадлежащем Обществу с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция». Право собственности зарегистрировано в Едином царственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и возникло в результате заключения договора купли-продажи № от 20.12.2012 с ОАО «Бийский котельный завод», на основании которого в пользу ООО «ТЭП-Интеграция» отчуждено здание цеха реализации, общей площадью 5190,1 кв.м., кадастровый номер №
К ОАО «Бийский котельный завод» указанное здание перешло на основании плана приватизации от 15.10.1992, утвержденному комитетом по управлению государственным имуществом Алтайского края.
Защитное сооружение гражданской обороны № введено в эксплуатацию в 1975 году, класс - III.
Правовое регулирование в области правоотношений по созданию и использованию защитных сооружений гражданской обороны осуществляется Федеральным законом от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и Правилами №583.
На основании плана приватизации государственного предприятия БиКЗ, утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом Алтайского края и согласованного Советом народных депутатов, 15.10.1992 цех реализации, в том числе подвальное помещение, находившееся на момент приватизации в федеральной собственности, в составе основных фондов государственного предприятия БиКЗ, в нарушение вышеуказанных требований законодательства полностью передано в собственность Открытого акционерного общества «Бийский котельный завод» в отсутствие решения уполномоченного органа о приватизации защитного сооружения гражданской обороны №
Право собственности Российской Федерации на спорное защитное сооружение возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № и относится исключительно к федеральной собственности.
При указанных обстоятельствах защитное сооружение гражданской обороны № является федеральной собственностью и не подлежало приватизации. То есть, нарушены имущественные права государства.
В этой связи, истец обратился в суд с данным исковым заявлением.
В настоящем судебном заседании участвующий в деле прокурор Ануфриева О.А. настаивала на удовлетворении искового заявления по основаниям, в нем изложенным, просила суд удовлетворить иск прокурора в полном объеме.
Представитель ответчика Обществу с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция» по доверенности Шувалова Д.Г. в настоящем судебном заседании исковое заявление прокурора не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленного истцом иска в полном объеме в связи с его необоснованностью.
Остальные лица, участвующие в деле, их представители, в настоящее судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании имеющихся по делу доказательств судом установлено, что прокуратурой г. Бийска проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, защитных сооружениях гражданской обороны, в ходе которой выявлены следующие нарушения закона.
Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны №, согласно паспорту защитного сооружения имеет площадь 846 м., располагается в подвальном помещении нежилого здания - здание цеха реализации, расположенного по адресу: <адрес> край принадлежащем Обществу с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция». Право собственности зарегистрировано в Едином царственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и возникло в результате заключения договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Бийский котельный завод», на основании которого в пользу ООО «ТЭП-Интеграция» отчуждено здание цеха реализации, общей площадью 5190,1 кв.м., кадастровый номер №
К ОАО «Бийский котельный завод» указанное здание перешло на основании плана приватизации от 15.10.1992, утвержденному комитетом по управлению государственным имуществом Алтайского края.
Защитное сооружение гражданской обороны № введено в эксплуатацию в 1975 году, класс - III.
Правовое регулирование в области правоотношений по созданию и использованию защитных сооружений гражданской обороны осуществляется Федеральным законом от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и Правилами №583.
На основании плана приватизации государственного предприятия БиКЗ, утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом Алтайского края и согласованного Советом народных депутатов, 15.10.1992 цех реализации, в том числе подвальное помещение, находившееся на момент приватизации в федеральной собственности, в составе основных фондов государственного предприятия БиКЗ, в нарушение вышеуказанных требований законодательства полностью передано в собственность Открытого акционерного общества «Бийский котельный завод» в отсутствие решения уполномоченного органа о приватизации защитного сооружения гражданской обороны №.
Право собственности Российской Федерации на спорное защитное сооружение возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 и относится исключительно к федеральной собственности.
При указанных обстоятельствах защитное сооружение гражданской обороны № является федеральной собственностью и не подлежало приватизации. То есть, нарушены имущественные права государства.
Определением Бийского городского суда Алтайского края от 13.11.2023 по данному гражданскому делу назначалось проведение судебной строительно-техническую экспертизы, на разрешение экспертов был поставлен вопрос: является ли подвальное помещение нежилого здания - цеха реализации по адресу <адрес> защитным сооружением гражданской обороны?
Проведение судебной экспертизы поручалось судом экспертам экспертного учреждения: ООО «Экспертиза» (<адрес>).
По заключению эксперта ООО «Экспертиза»№ от 26.12.2023, в результате сопоставления результатов экспертного осмотра с данными, представленными в материалах гражданского дела (инвентарным паспортом и паспортом убежища №) и требованиями СН 405-70 «Указания по проектированию убежищ гражданской обороны», эксперт пришел к выводу о том, что исследуемое подвальное помещение здания – цеха реализации по адресу <адрес> проектировалось и возводилось как защитное сооружение гражданской обороны (т. 1 л.д. 184-240).
В этой связи определением Бийского городского суда Алтайского края от 26.03.2024 по данному гражданскому делу судом назначалось проведение судебной строительно-технической экспертизы, на разрешение которой судом были поставлены следующие вопросы:
1) Каковы технические характеристики, объемно-планировочные и конструктивные решения подвального помещения здания - цеха реализации по адресу: <адрес> (составить технический план)?
2) Какие помещения входят в состав подвального помещения здания - цеха реализации по адресу: <адрес>, каковы их технические характеристики, назначение помещений, площадь, объемно-планировочные и конструктивные решения (составить технический план)?
3) Имеются ли в исследуемом помещении – инженерные коммуникации: водопровод, канализация, отопление, электроснабжение, обеспечивающие функционирование здания, расположенного по адресу: <адрес>?
Проведение судебной экспертизы суд счел возможным поручить экспертам экспертного учреждения: ООО «Экспертиза» (<адрес>).
По заключению экспертов ООО «Экспертиза» № от 15.05.2024 схематический план подвальных помещений административного здания № по <адрес> приведен в приложении 2, фотографии - в приложении 1.
Исследуемые подвальные помещения запроектированы и предназначены изначально для убежища, выполнены по схеме зальной планировки, все помещения объединены вокруг основного помещения (зала) №, предназначенного для сбора людей, площадью 492,6 кв.м.
Вход в подвальные помещения с первого этажа здания организован через лестничную клетку в помещении №, запасной эвакуационный выход - через лестничную клетку в помещении №, через большинство помещений проложены инженерные коммуникации (силовые кабели электроснабжения, трубопроводы водо-, теплоснабжения, канализования).
На дату осмотра фактическая общая площадь всех подвальных помещений составляет 1012,5 кв.м, строительный объем - 3905 куб.м, минимальная высота помещений от 3,0м.
Фундаменты подвала ж/б ленточные, каркас из ж/б и кирпичных колонн, перекрытие - ж/б плиты, стены и перегородки из ж/б панелей и кирпичные, внутренняя отделка - побелка, окраска, керамическая плитка, двери деревянные.
На дату осмотра подвальные помещения фактически используются для размещения инженерного оборудования здания (тепловой узел, электрощитовая, трубопроводы, силовые кабели, оборудование), архивов основного предприятия, расположенного в здании, а также в качестве подсобных помещений для размещения инвентаря, инструмента и т.д.
Сведения о всех помещениях, входящих в состав исследуемого объекта, приведены в исследованиях по второму вопросу в таблице №.
На дату осмотра (см. приложения 1,2):
- основной вход в подвал организован из 1-го этажа здания через лестничную клетку в помещении №, эвакуационный (запасной) выход организован через лестничную клетку в помещении №, в указанных помещениях устроены вводы/выводы инженерного оборудования в здание (водоснабжение, отопление, канализование, силовые кабели);
- имеющийся ранее подземный вход в убежище из-за пределов здания в помещении № заделан кирпичной кладкой;
- все оборудование, предназначенное для эксплуатации убежища по своему прямому назначению, полностью или частично демонтировано;
- выполнены новые инженерные коммуникации (трубопроводы водоснабжения, отопления, канализования и силовые кабели), частично восстановлена (переустроена) система вентиляции части подвальных помещений;
- через помещения № транзитом проложены трубопроводы и кабели инженерных коммуникаций и обеспечения здания, электрощитовое оборудование (вводно-распределительное устройство со щитами учета) расположено в помещении №, тепловой узел - в помещении №, вывод трубопровода канализации - в помещении №;
- санитарно-технические приборы в помещениях санузлов № не функционируют, раковины в помещениях № демонтированы;
- все конструктивные элементы убежища находятся в ограниченно работоспособном состоянии (местами в плитах перекрытия и перемычках разрушен защитный слой арматуры, глубокая коррозия металла, следы протечек, замачивания, ремонта);
- доступ в помещения № отсутствовал, двери закрыты, размеры приняты по техпаспорту, предназначение – со слов представителя истца (подсобные помещения для хранения инструмента, инвентаря).
На дату осмотра в исследуемом подвальном помещении устроены новые инженерные коммуникации, обеспечивающие все административное здание № по <адрес> электричеством, водой, теплом и канализованием (см. приложения 1,2):
- новые трубопроводы тепло-, водоснабжения здания проложены транзитом через помещения № вводы в здание устроены в помещениях №, тепловой узел с элементами контроля и управления - в помещении №;
- новые трубопроводы канализования проложены транзитом через помещения №, выводы с первого этажа здания устроены в помещениях №, общий вывод из здания - в помещении №;
- новые силовые кабели электроснабжения здания проложены в помещениях №,№, электрощитовая с элементами контроля и управления электроснабжения всего здания устроена в помещении №.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает данное гражданское дело, непостоянна и персонально изменчива, поэтому исковое заявление истца направлено, в том числе, на защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно статье 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям; областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу положений статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации.
Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого назначения и условий использования.
Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
В пункте 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» закреплено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В силу положений пункта 2.2.2 раздела 2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 № 2980-1, объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения относились к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284), исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
До вступления в силу указанной Государственной программы приватизации от 24.12.1993, которая полностью запретила переход в частную собственность как защитных сооружении гражданской обороны, приватизация объектов гражданской обороны была возможна только по решению Правительства Российской Федерации.
На момент разграничения государственной собственности в соответствии с Постановлением № 3020-1 спорное помещение являлось объектом федеральной собственности, право на который возникло у Российской Федерации в силу закона независимо от государственной регистрации такого права.
Поскольку именно Правительство Российской Федерации не принимало решения о приватизации спорного объекта гражданской обороны, то, следовательно, оно из состава федеральной собственности не выбывало, в установленном порядке из федеральной собственности в собственность ответчика не передавались.
Согласно положениям действовавшего ранее положения пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившего в законную силу 01.01.1998, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, Российская Федерация является собственником спорного объекта недвижимости, право собственности на который возникло вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997, и признается юридически действительным при отсутствии его регистрации.
Согласно статье 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», разъяснено, что исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ, к их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Российская Федерация является собственником спорного убежища, следовательно, применение срока исковой давности не предусмотрено
В силу положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковое заявление прокурора города Бийска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция» о признании права собственности на защитное сооружение гражданской обороны отсутствующим, признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, обоснованным, оно подлежит удовлетворению судом.
Суд признает отсутствующим право собственности Общества с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция» (ИНН: 0411143982, ОГРН: 1090411001383) на защитное сооружение гражданской обороны № в составе нежилого здания, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> край согласно техническому паспорту, площадью 846 метров, в соответствии с заключением строительно-технической экспертизы Общества с ограниченной ответственностью «Экспертиза№ от 15.05.2024;
признает право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны № в составе нежилого здания, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> край согласно техническому паспорту, площадью 846 метров, в соответствии с заключением строительно-технической экспертизы Общества с ограниченной ответственностью № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями статьи 103 ГПК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с удовлетворением судом искового заявления прокурора города Бийска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция» о признании права собственности на защитное сооружение гражданской обороны отсутствующим, признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, с ответчика Общества с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция» (ИНН: 0411143982, ОГРН: 1090411001383) в доход бюджета городского округа муниципального образования город Бийск подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Бийска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае к Обществу с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция» о признании права собственности на защитное сооружение гражданской обороны отсутствующим, признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Общества с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция» №) на защитное сооружение гражданской обороны № в составе нежилого здания, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> край согласно техническому паспорту, площадью 846 метров, в соответствии с заключением строительно-технической экспертизы Общества с ограниченной ответственностью «Экспертиза» №) № от 15.05.2024.
Признать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны № в составе нежилого здания, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> край согласно техническому паспорту, площадью 846 метров, в соответствии с заключением строительно-технической экспертизы Общества с ограниченной ответственностью «Экспертиза» (№) № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТЭП-Интеграция» (ИНН: №) в доход бюджета городского округа муниципального образования город Бийск судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление прокурора в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: Матвеев А.В.
Мотивированное решение суда составлено: 18.06.2024.