Дело № 12-8/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
пос. Ола 24 июля 2020 года
Судья Ольского районного суда Магаданской области Стахорская О.А.
с участием:
представителя заявителя Замаруева В.Г., действующего на основании доверенности, прокурора – помощника прокурора Ольского района Брянцевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области по адресу: Магаданская область, Ольский район, пос. Ола, ул. Советская, д. 32, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ремстройдом» на постановление № 159 по делу об административном правонарушении от 26 мая 2020 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением № 159 от 26.05.2020 Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ольском районе принято решение о привлечении ООО «Ремстройдом» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в виде предупреждения.
Основанием для привлечения ООО «Ремстройдом» к административной ответственности явилось то, что 05.03.2020 в подвальном помещении 1 подъезда дома 6 по ул. Кооперативной в пос. Ола, доступ закрыт, запорные устройства (замки) установлены в дверь, в подвальном помещении сухо, следов протекания не установлено, вместе с тем, таблички с местом нахождения ключей не размещены, в данном подвальном помещении обнаружен многочисленный бытовой мусор. Также установлено, что выгребная яма ЖБО не переполнена, сброс ЖБО в нее обеспечен в нормальном режиме, однако обнаружена протечка сточных вод из горловины промежуточного колодка сбора ЖБО, соединенного с внутридомовой системой канализации подъезда № 1 указанного жилого дома, кроме того, перед подъездом № 1 имеется наледь, образовавшаяся от вытекания ЖБО, что является нарушением требований п.п. 3.2, 3.3 СанПиН 2.1.7.3550-19, п.п. 9.1 и 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Учитывая приведенные обстоятельства прокурором Ольского района принято решение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 10.04.2020.
Не согласившись с указанным постановлением ООО «Рмстройдом» обратилось в суд с жалобой, в которой просит суд отменить указанное постановление, а в дополнении к жалобе прекратить производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. В качестве доводов заявителем указано на незаконность вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, поскольку не было учтено заявление об отложении рассмотрения вопроса о составлении вынесении указанного постановления, поскольку на предприятии были введены нерабочие дни, согласно указу Президента РФ. Также указывает на несогласие с постановлением в части вмененного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Ремстройдом» жалобу и дополнение к ней, поддержал в полном объеме.
Прокурор в ходе рассмотрения дела просила отказать ООО «Ремстройдом», оставив жалобу без удовлетворения.
Заслушав объяснения указанных лиц, проверив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе и в дополнении к ней, прихожу к следующему.
Согласно ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Оспариваемое постановление вынесено 26.05.2020 и получена ООО «Ремстройдом» - 08.06.2020, что подтверждается почтовым уведомлением. Жалоба, согласно отметке канцелярии суда, поступила в суд 19.06.2020 и была подана в электронном виде через портал на сайте Ольского районного суда Магаданской области. Согласно скрин-шоту со страницы «Обращения» ГАС «Правосудие» жалоба была направлена в Ольский районный суд 18.06.2020 в 23-06 час., то есть в сроки установленные законом, в связи с чем ходатайство о восстановлении срока заявлено излишне и не подлежит разрешению.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, помимо прочего, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По смыслу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В силу ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.ч. 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 указанного Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Таким образом, должностное лицо административного органа вправе составить протокол об административном правонарушении при условии обеспечения возможности физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых составляется данный протокол, принять участие в составлении протокола об административном правонарушении, ознакомиться с данным протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию.
.Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что 10 апреля 2020 года прокурором Ольского района Кудымом С.А. в отношении ООО «Ремстройдом» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 6.3 КоАП РФ. Постановление вынесено в отсутствие представителя ООО «Ремстройдом».
Указанное постановление послужило основанием для вынесения Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ольском районе в отношении ООО «Ремстройдом» постановления № 159 по делу об административном правонарушении от 26.05.2020 и привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ.
Вынося 10.04.2020 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, прокурор Ольского района не учел, что 31 марта 2020 года Правительством Магаданской области в целях предотвращения угрозы распространения на-территории Магаданской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) принято постановление №215-пп «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее -Постановление № 215-пп).
Пунктом 4 указанного постановления (в редакции, действовавшей 10 апреля 2020 года) всем лицам, находящимся на территории Магаданской области, предписано с 4 по 30 апреля 2020 года включительно соблюдать режим «самоизоляции», установленный пунктом 9 названного постановления, по месту жительства либо месту пребывания, фактического нахождения, в том числе в жилых и садовых домах, размещенных на садовых земельных участках.
Пунктом 9 Постановления № 215-пп гражданам предписано не покидать места проживания (пребывания) включительно по 30 апреля 2020 года, за исключением следующих случаев: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением; осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Магаданской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки); следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания); выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на: случаи оказания медицинской помощи; деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности; деятельность руководителей и сотрудников государственных органов Магаданской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Магаданской области, организаций, осуществляющих деятельность на территории Магаданской области, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования; граждан, определенных решением областного оперативного штаба по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Магаданской области.
Таким образом, в день вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Ремстройдом» (10 апреля 2020 года) приведенными выше нормами Постановления № 215-пп на всех граждан, находящихся на территории Магаданской области, была возложена обязанность не покидать место проживания (пребывания) за исключением предусмотренных постановлением случаев, к числу которых участие в процессуальных действиях по делам об административных правонарушениях не отнесено.
Указанные обстоятельства препятствовали представителю ООО «Ремстройдом» явиться в прокуратуру Ольского района для участия в составлении протокола об административном правонарушении, что свидетельствует об отсутствии у представителя Общества возможности принять участие в составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также ознакомиться с ним, представить объяснения и замечания по его содержанию, то есть реализовать права, предусмотренные частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, представитель Общества направил письменное уведомление о невозможности явки.
При таком положении вынесение прокурором Ольского района указанного постановления об административном правонарушении в отношении ООО «Ремстройдом» в отсутствие законного представителя данного Общества не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права Общества на защиту.
Указанный недостаток является существенным, так как согласно статьям 26.1 и 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обстоятельства, нарушение которых, ведет к привлечению к административной ответственности, за пределы которого ни коллегиальный орган, ни судья, пересматривающий дело по жалобе, выходить не вправе. Отсутствие в протоколе четкого описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, и противоречит требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Указанный недостаток не мог быть восполнен при рассмотрении дела коллегиальным органом, что исключало возможность проверки обоснованности вмененного деяния и принятия законного и обоснованного решения по делу, и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ должно было явится основанием для возвращения протокола должностному лицу, его составившему.
Однако в настоящее время такая возможность утрачена, поскольку согласно положениям статьи 29.4 КоАП РФ, а также позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке пункта 4 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.
Оспариваемое решение было принято коллегиальным органом к производству, рассмотрено по существу, что исключает возможность возвращения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении для устранения его недостатков.
Составленное с существенными нарушениями постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ является недопустимым доказательством по настоящему делу, в связи с чем в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возникают неустранимые сомнения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу, постановление коллегиального органа по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании, которого было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ольском районе № 159 по делу об административном правонарушении от 26 мая 2020 года, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ремстройдом», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд непосредственно или через Ольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись О.А. Стахорская
Копия верна:
Судья О.А. Стахорская