Дело № 2-59/2024
УИД 33RS0015-01-2023-002512-76 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 февраля 2024 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи О.П. Перегудовой,
при секретаре судебного заседания О.В. Гармаевой,
с участием представителя ответчика Кузнецова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области к администрации г. Петушки Владимирской области об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Владимирской области) обратилось в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Петушки Владимирской области.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной специалистами Управления Роспотребнадзора проверки установлено ненадлежащее содержание контейнерной площадки у жилого дома №16 по л. Профсоюзная в г. Петушки, а также её захламление крупно габаритными отходами и территории вокруг нее. Ссылаясь на нормы законодательства Российской Федерации, нормативные правовые акты, содержащие санитарно-эпидемиологические и технические нормы, истец указал, что к полномочиям органов местного самоуправления города отнесена обязанность по оборудованию контейнерных площадок для сбора ТКО (КГО). Уточнив исковые требования, просит суд:
- обязать администрацию г.Петушки Петушинского района устранить выявленные нарушения санитарного законодательства, а именно определить схему размещения места (площадки) накопления ТКО (КГО) для источника накопления - дома № 16 по ул.Профсоюзная, в г.Петушки Петушинского района, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в срок до 01.11.2023 г.
- обязать администрацию г.Петушки Петушинского района устранить выявленные нарушения санитарного законодательства, а именно обустроить контейнерную площадку для накопления ТКО и специальную площадку для накопления КГО для источника накопления - дома № 16 по ул.Профсоюзная, в г.Петушки Петушинского района, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в срок до 01.12.2023 г.
- обязать администрацию г.Петушки Петушинского района осуществлять контроль за комплексным обслуживанием контейнерной площадки, которое включает в себя очистку внутри контейнерной площадки и прилегающей территории в радиусе 5-ти метров от края площадки.
В судебное заседание представитель истца Управление Роспотребнадзора по Владимирской области Мустяцэ О.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивала на исковых требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Петушки Кузнецов Д.В. в судебном заседании иск не признал, указал на невозможность удовлетворения исковых требований в связи с существующей плотной жилой застройкой и охранными зонами.
Третье лицо МУП «РСУ» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслав представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закона № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в томчисле, посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об
отходах производства и потребления» к одному из принципов государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об
отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного
самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация
экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Из материалом дела судом установлено, что в результате обращения гражданина (вх. № 716/ж-2022) по вопросу размещения контейнерной площадки в непосредственной близости от жилых домов № 14 и № 16 по ул.Профсоюзная в г. Петушки, а также захламления крупно габаритными отходами контейнерной площадки и территории вокруг нее Управлением Роспотребнадзора по Владимирской области сделан запрос в адрес администрации г.Петушки Петушинского района о предоставлении сведений о расстоянии на котором располагается площадка для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по ул.Профсоюзная г.Петушки до дома № 16 по ул.Профсоюзная, д.16 (т.к. находится ближе).
Согласно ответа, полученного от администрации г.Петушки Петушинского района, площадка для сбора ТКО по ул.Профсоюзная расположена на расстоянии более 15 метров от жилого дома № 16 по ул.Профсоюзная.
19.07.2022 специалистами ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области» в Петушинском и Собинском районах проведены инструментальные замеры (расстояние от контейнерной площадки до жилого дома, расположенного по адресу: Петушинский район, г.Петушки, ул.Профсоюзная, д.16). Расстояние составило - 13,22м.
19.07.2022 специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Петушинском и Собинском районах проведено выездное обследование контейнерной площадки, расположенной по адресу: Владимирская область, г.Петушки, ул.Профсоюзная (около дома № 16). В ходе осмотра установлено: контейнерная площадка имеет ограждение с 3-х сторон из кирпича, твердое покрытие (бетонное основание), установлено два контейнера для сбора ТКО объемом 1,1 м3. На площадке складированы доски, два листа строительного материала.
По результатам выездного обследования принято решение об объявлении и направлении администрации города Петушки Петушинского района предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 25.07.2022. № 223-22, в котором предлагалось:
- обеспечить проведение уборки контейнерной площадки, расположенной по адресу: г.Петушки, ул.Профсоюзная;
- не допускать нарушения обязательных требований вышеуказанного законодательства, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В отзыве на предостережение от 25.07.2022г. № 223-22 администрация г. Петушки сообщила, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г.Петушки, ул.Профсоюзная, выполнена согласно СанПиН 2.1.3684-21 - имеет подъездной путь, твердое бетонное покрытие с уклоном, ограждение. В постановлении администрации города Петушки от 22.04.2016г. № 228 «О закреплении контейнерных площадок и контейнеров для сбора ТБО определено, что вышеуказанная контейнерная площадка закреплена за МУП «РСУ» г.Петушки на праве хозяйственного ведения. Согласно акту осмотра от 14.07.2022, расстояние от дома № 16 по ул.Профсоюзная до контейнеров составило более 15 метров. Администрация города Петушки с представителями МУП «Водоканал Петушинского района», МУП «РСУ» г.Петушки, Петушинского филиала ООО «Владимиртеплогаз», регионального оператора ООО «Хартия», Управления административно-технического надзора Владимирской области по Петушинскому району не согласовала перенос контейнерной площадки в связи с плотной жилой застройкой и охранными зонами.
В связи с повторным поступлением в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Петушинском и Собинском районах обращения гражданина (вх. № 681/ж-2022) по вопросу размещения контейнерной площадки в непосредственной близости от жилого дома № 16 по ул.Профсоюзная в г. Петушки, а также захламления крупно габаритными отходами контейнерной площадки и территории вокруг нее, специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области» 04.08.2023 проведены инструментальные замеры (расстояние от контейнерной площадки до жилого дома, расположенного по адресу: Петушинский район, г.Петушки, ул.Профсоюзная, д.16). Расстояние составило - 14,2 м.
04.08.2023 специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Петушинском и Собинском районах было проведено выездное обследование контейнерной площадки, расположенной по адресу: Владимирская область, г.Петушки, ул.Профсоюзная (около дома № 16). В ходе осмотра установлено: контейнерная площадка имеет твердое покрытие, ограждение частично разрушено. На площадке установлено два контейнера для сбора ТКО. Крупногабаритные отходы (далее - КГО) складируются рядом с площадкой на землю. Контейнеры пустые. Площадка и территория с правой стороны контейнерной площадки находится в неудовлетворительном санитарном состоянии: на контейнерной площадке имеются пакеты с отходами, а также отходы россыпью. С правой стороны от контейнерной площадки имеются навалы КГО в виде матрасов, автомобильных покрышек, деревянных досок.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о длительном неисполнении администрацией г. Петушки Петушинского района обязанности по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п.3 указанных СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно п.4 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021, с изм. от 30.05.2023) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В обоснование иска истец ссылается на представленные материалы проведенных выездных проверок, которые свидетельствуют о том, что ликвидация места несанкционированного размещения ТКО (КГО) (за пределами контейнерной площадки), а также создание и оборудование контейнерной площадки в соответствии с требованиями санитарных правил для источника накопления - дома № 16 по ул.Профсоюзная, в г.Петушки Петушинского района ответчиком должным образом не осуществляется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пунктом 2 Правил N 1039 места накопления (площадка) ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Таким образом, возлагая на ответчика обязанность оборудованию контейнерной площадки для накопления ТКО (КГО), в целях исполнимости судебного решения суд должен исследовать вопрос о соответствии размещения данной площадки вышеуказанным требованиям.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В возражениях на исковые требования представитель ответчика ссылается на невозможность определения схемы размещения, а следствие перенос (оборудование) контейнерной площадки для накопления ТКО (КГО) для источника накопления - дома № 16 по ул.Профсоюзная, в г.Петушки Петушинского района в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 в связи с существующей плотностью жилой застройки и охранные зоны.
Данные обстоятельства истцом не опровергнуты, подтверждены выписками из ЕГРН в отношении соседних земельных участков, сообщением АО «ОРЭС-Владимирская область» от 08.12.2023.
В рамках рассматриваемого спора в результате совместного выхода специалистов Управления Роспотребнадзора по Владимирской области и администрации г. Петушки место размещения контейнерной площадки для накопления ТКО и специальной площадки для накопления КГО для источника накопления - дома № 16 по ул.Профсоюзная, в г.Петушки в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 не определено.
Таким образом, оснований для возложения на администрацию г. Петушки обязанности на разработке схемы размещения места (площадки) накопления ТКО (КГО), обустройства контейнерной площадки для накопления ТКО (КГО) и специальной для источника накопления - дома №16 по ул. Профсоюзная г. Петушки, у суда не имеется, данные исковые требованиях удовлетворению не подлежат.
Требования в части возложения на администрацию г. Петушки осуществления контроля за комплексным обслуживанием контейнерной площадки, являются производными от основных требований, поэтому также не подлежат удовлетворению.
Между тем, требований в части признания незаконным действий (бездействия) администрации г. Петушки в отношении существующей контейнерной площадки для накопления ТКО для источника накопления - дома № 16 по ул.Профсоюзная в г.Петушки не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области к администрации г. Петушки Владимирской области об обязании определить схему размещения места (площадки) накопления ТКО (КГО), обустройства контейнерной площадки для накопления ТКО и специальной площади для накопления КГО для источника накопления - дома №16 по ул. Профсоюзная г. Петушки, обязании осуществления контроля за комплексным обслуживанием данной контейнерной площадки, отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2024 года
Судья: /подпись/ О.П. Перегудова