РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 20 января 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
с участием представителя административного истца Кирина А.С., представителя министерства имущественных отношений Самарской области – Фитчиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-11/2020 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее также ПАО «Сбербанк России») обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок на подачу заявления и установить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 12 830 320,95 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 7 912 144,80 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2013 года в размере 3 235 527 рублей,
- нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 49 057 890,35 рубля.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № и арендатором объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, определенный в Отчетах об оценке, тем самым затронуты права и обязанности истца как плательщика арендной платы, земельного налога и налога на имущество организаций, исчисляемых из кадастровой стоимости объектов.
С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца Кирин А.С. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, уточнив заявленные требования относительно кадастрового номера земельного участка, пояснив, что в административном иске допущена опечатка и правильный кадастровый номер №.
Представитель заинтересованного лица министерства имущественных отношений Самарской области – Фитчина А.О., действующая на основании доверенности, не оспаривала определенную в отчете рыночную стоимость земельных участков. Просила установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере, определенном заключением судебной экспертизы, без выделения НДС из состава рыночной стоимости.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрации городского округа Тольятти, министерства имущественных отношений Самарской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных пояснениях ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области указал на допущенную в административном иске опечатку в кадастровом номере земельного участка, оканчивающегося цифрой 10, в случае уточнения требований, оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных отзывов либо возражений в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования ПАО «Сбербанк России» подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объектах недвижимости:
- земельном участке с кадастровым номером №, площадью 5 529 +/- 26.02 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенном по адресу ориентира: <адрес>,
- земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3 240+/-10 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенном по адресу ориентира: <адрес>,
- земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1 408 +/- 23 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенном по адресу ориентира: <адрес>,
- нежилом здании с кадастровым номером №, площадью 3 222,8 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>.
ПАО «Сбербанк России» владеет объектами недвижимости с кадастровыми номерами №, № на праве собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 19.06.2019 г., 20.06.2019г.
Кроме того, ПАО «Сбербанк России» на праве аренды владеет земельными участками с кадастровыми номерами №, №, что подтверждается договорами аренды от 21.08.2017 года № №, от 24.01.2006 года № №. По условиям договоров аренды размер арендной платы за пользование земельными участками рассчитывается с учетом удельного показателя их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость спорного объекта капитального строительства определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области 14.03.2012 N 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» по состоянию на 06.06.2011 года в размере 113 092 291 рубль 80 копеек.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет:
- с кадастровым номером № – 40 281 308,34 рублей по состоянию на 01.01.2013 года;
- для объекта с кадастровым номером № – 23 635 638 рублей по состоянию на 01.01.2013 года;
- для объекта с кадастровым номером № – 10 439 193,60 рублей по состоянию на 25.11.2013 года, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 17.06.2019 года.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также лица, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, и иные лица если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ), (ст. 39.20 ЗК РФ, п.п. 1 и 2 ст. 2, п. 2, 2-2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
ПАО «Сбербанк России», будучи собственником и арендатором спорных объектов недвижимости, является плательщиком налога на имущество организаций, земельного налога и арендной платы, исчисляемых с учетом их кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, в случае если, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
19.08.2019 г. административный истец обратился с соответствующим заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.
Однако, заявление к рассмотрению не принято по причине пропуска срока обращения по вопросу о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах и на основании ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ, ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, является обоснованным. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № внесены в ЕГРН 15.04.2012 года, сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № – 01.01.2013, 25.11.2013 года, иск подан в суд 07.10.2019 г. Таким образом, административным истцом пропущен пятилетний срок обращения с заявлением в суд, о восстановлении которого заявлено ходатайство.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.
Согласно статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 27.11.2018 года № №, №, № №, № № подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «Институт независимой оценки и аудита».
В соответствии с выводами оценщика итоговая величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости на дату кадастровой оценки определена в размере:
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 года - 12 830 320,95 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 года - 7 912 144,80 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25.11.2013 года - 3 235 527,68 рублей,
- нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года - 49 057 890,35 рублей.
В ходе судебного разбирательства удовлетворено ходатайство заинтересованного лица – министерства имущественных отношений Самарской области о назначения судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером №.
Из заключения эксперта индивидуального предпринимателя Байгушевой А.В. от 23.12.2019 года № № следует, что итоговая величина рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером № без учета НДС по состоянию на 06.06.2011г. составляет 44 426 660,17 рублей.
В ходе судебного заседания в разъяснение данного заключения допрошена оценщик ФИО1., которая подтвердила выводы, содержащиеся в экспертном заключении, и пояснила, что рыночная стоимость нежилого здания была рассчитана затратным, доходным и сравнительным подходами. Согласование результатов оценки стоимости нежилого здания, полученных с применением различных подходов, приведено на страницах 36-37 заключения. При этом вывод о величине рыночной стоимости объекта приведен как без учета НДС, так и без выделения НДС из рыночной стоимости. Согласованная рыночная стоимость объекта без выделения НДС составила 52 423 458,83 руб. Данное значение приведено в таблице на странице 37 экспертного заключения, дополнительных расчетов не требуется.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 УК РФ, в своих пояснениях ясно и недвусмысленно ответил на поставленные вопросы с приведением обоснований своих выводов. Оснований сомневаться в правильности и обоснованности суждений эксперта у суда не имеется.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости нежилого здания, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст. 79, 82, 84, 168 КАС Российской Федерации. С учетом полученных разъяснений, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован.
Представитель административного истца Кирин А.С. не привел возражений относительно данных экспертом разъяснений, а также содержащихся в экспертном заключении выводов.
Ходатайств о назначении повторной и дополнительной экспертизы участвующими в деле лицами не заявлено.
Поскольку законодательство об оценочной деятельности, как и налоговое законодательство не предусматривают, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости налог на добавленную стоимость (НДС) является ценообразующим фактором, определение рыночной стоимости объекта капитального строительства с выделением в ее составе НДС нормам законодательства об оценочной деятельности не соответствует.
С учетом изложенного, суд полагает, что выводы о рыночной стоимости нежилого здания без учета НДС, содержащиеся в отчете об оценке, не могут быть учтены, в связи с чем кадастровую стоимость нежилого здания следует установить по состоянию на дату оценки равной его рыночной стоимости без выделения из ее состава НДС в размере 52 423 458,83 рублей.
Вместе с тем, выводы оценщика ООО «Институт независимой оценки и аудита», изложенные в Отчетах об оценке в отношении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорены, не опровергнуты, иных доказательств рыночной стоимости указанных объектов недвижимости суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равными их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке.
Таким образом, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию при управлении Росреестра по Самарской области является 19.08.2019 года, в суд - 07.10.2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск публичного акционерного общества «Сбербанк России» удовлетворить частично.
Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 529 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 12 830 320,95 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 240 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 7 912 144,80 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 408 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2013 года в размере 3 235 527 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 3 222,8 расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 52 423 458,83 рублей.
Датой подачи ПАО «Сбербанк России» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 19.08.2019 года, в суд - 07.10.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О. А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.01.2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 20 января 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
с участием представителя административного истца Кирина А.С., представителя министерства имущественных отношений Самарской области – Фитчиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-11/2020 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск публичного акционерного общества «Сбербанк России» удовлетворить частично.
Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 529 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 12 830 320,95 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 240 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 7 912 144,80 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 408 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2013 года в размере 3 235 527 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 3 222,8 расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 52 423 458,83 рублей.
Датой подачи ПАО «Сбербанк России» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 19.08.2019 года, в суд - 07.10.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова