П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Дмитров 20 апреля 2022 г.
Судья Дмитровского городского суда Московской области Немцева Е.Н., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Сидоровой М.В., рассмотрел в судебном заседании на основании ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении
СИДОРОВОЙ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, работающей <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
Должностное лицо Сидорова М.В. совершила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, представляющего опасность для окружающих, при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ, в 17:00 обнаружено, что должностное лицо Сидорова М.В. заместитель <данные изъяты>, допустила нарушения действующего законодательства по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19); нарушение требований СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; нарушение требований СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID- 2019)», ст. 2, 11, 29, 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно:
- при осмотре помещений установлено, что обеззараживание воздуха в учебных помещениях 1 и 2 этажей не осуществляются. Имеется 2 передвижных рециркулятора (фойе 1 этаж; актовый зал 2 этаж). На рециркулятор, расположенный в актовом зале 2 этажа ( №) - не ведется учет часов работы, отсутствует журнал учета отработанного времени рециркулятора, отсутствует паспорт, отсутствует информация о мощности обеззараживателя, не проведен расчет часов работы для данного объекта. Рециркулятор в фойе 1 этажа (с обозначением на верхней части обеззараживателя ООО «ФерропластМедикал» - отсутствует паспортная часть, не проведен расчет часов работы для данного объекта, в связи с чем, невозможно определить рабочее состояние данного обеззараживателя, учет отработанного времени проводится формально, что не позволяет качественно провести дезинфекцию помещений. Количество имеющихся рециркуляторов недостаточно, для обеззараживания всех помещений организации (фототаблица №), что является нарушением п.4.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»,
- сотрудник (зам по безопасности) на момент проверки находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) (фототаблица №), что является нарушением требований п.4.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", ст.2, 11, 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п.4.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" перечень заболеваний, представляющий опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019- nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»:
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз.4 4.1 ст.2).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч.чЛ, 3 ст.29)
В соответствии СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней": в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан (п.5).
При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 15).
- в обиходе используется дезинфицирующее вещество (Ника) с истекшим сроком годности (фототаблица №), а также в техническом помещении отсутствуют емкости для обработки поверхностей помещений для ежедневной обработки и для проведения еженедельных генеральных уборок (фототаблица №), что является нарушением п. 2.3 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
- отсутствуют сведения о проведенной заключительной дезинфекции помещений <данные изъяты>» после регистрации подтвержденного случая заболевания, вызванного новым коронавирусом (COVID-2019) у сотрудника от ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует требованиям п. 6.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новойкоронавирусной инфекции (COVID-19)».
В соответствии с п.6.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 заключительную дезинфекцию проводят после убытия (госпитализации) больного или по выздоровлению больного (при лечении на дому). При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или "дымовым" способом. Воздух в отсутствие людей следует обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.
- Отсутствует журнал в отношении лиц, с температурой тела 37,1 и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий, что является нарушением п. 2.2 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
За вышеуказанные нарушения заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности МБУ ДО «Дмитровская детская школа искусств» Сидорова М.В. несет ответственность согласно должностной инструкции и приказа № от 01.09.2021г.
Выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Объективных причин, в соответствии с которыми требования указанных нормативно-правовых актов не были соблюдены, не установлено.
В судебном заседании Сидорова М.В. пояснила, что он является заместителем директора МБУ ДО «Дмитровская детская школа искусств». По поводу выявленных нарушений, она может пояснить, что в настоящее время все нарушения устранены, о чем представлен отчет в Роспотребнадзор. Вину признает. Просит строго не наказывать.
Факт совершения Сидоровой М.В. данного административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в отношении должностного лица Сидоровой М.В., в котором изложены вышеперечисленные обстоятельства и указаны выявленные в ходе проверки нарушения санитарного законодательства, с которыми Сидорова М.В. была согласна (л.д. 2-6);
-решением №-д от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по <адрес> о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МБУ ДО «Дмитровская детская школа искусств» по адресу: <адрес>Б (л.д.9-13);
- требование Дмитровского городского прокурора о проведении проверки (л.д. 14-15),
-актом внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ., согласно которого в ходе проверки МБУ ДО «Дмитровская детская школа искусств» по адресу: <адрес>, были выявлены вышеуказанные нарушение санитарно-эпидемиологических требований(л.д.24-32);
-протоколом осмотра помещений, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом Дмитровского ТОУ Роспотреназдора ФИО3 в присутствии директора школы ФИО4 был проведен осмотр помещений школы и выявлены указанные выше нарушение санитарно-эпидемиологических требований законодательства (л.д.33-36);
- фототаблицей к акту от 25.02.2022г. (л.д. 42-45),
- предписанием об устранении нарушения санитарно-эпидемиологических требований законодательства от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 46-48),
- копией приказа № от 01.09.2021г. о назначении ответственной за контроль и соблюдение санитарных требований Сидорову М.В. (л.д49).
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях должностного лица Сидоровой М.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Все письменные доказательства согласуются между собой, и не содержат взаимоисключающих сведений относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию по административному делу.
Согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», представляющий опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» короновирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п.1). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п.2). Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.3).
Согласно п.п.6 п.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
В соответствии с п.4.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе - обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха.
Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»:
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз.4 ч.1 ст.2).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч.ч.1, 3 ст.29)
В соответствии СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней": в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан (п.5).
При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 15).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вина должностного лица Сидоровой М.В. заключается в том, что она, имея возможность для исполнения требований законодательства, совершил правонарушение, не приняв всех возможных мер для соблюдения санитарного законодательства.
С учетом изложенного, в действиях Сидоровой М.В. формально усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку он совершил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из указанных разъяснений следует, что при рассмотрении вопроса о том, является ли административное правонарушение малозначительным, следует оценивать конкретные фактические обстоятельства дела об административном правонарушении, роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий.
Конструкция объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ не исключает возможности применения положений о малозначительности, поскольку само событие административного правонарушения по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ возможно в результате совершения различных действий, с разной степенью посягающих на объект и создающих различную по характеру угрозу охраняемым интересам. В настоящем случае наличие существенной угрозы конкретными нарушениями, не установлено.
Учитывая характер совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства дела (конкретные допущенные нарушения, а также совершенные действия, указывающие на отсутствие признаков существенной угрозы охраняемым интересам), и тот факт, что в настоящее время нарушения устранены, суд приходит к выводу о том, что деяние, совершенное Сидоровой М.В., лишь формально содержит признаки вмененного ему административного правонарушения, и о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Установление в законе такой меры воздействия, как устное замечание, свидетельствует о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.
Нормы КоАП РФ не содержат исключений для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в отношении вменяемого Сидоровой М.В. административного правонарушения.
С учетом оценки всех обстоятельств по делу, учитывая отсутствие негативных последствий допущенного нарушения, и то, что допущенное нарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не причинило вреда и каких-либо иных последствий, суд считает возможным с учетом положений статей 2.9 КоАП РФ производство по делу прекратить, и освободить Сидорову М.В. от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничится устным замечанием.
Устное замечание как мера порицания за совершение правонарушения будет достаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в статье 1.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.2.9, ст.ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении должностного лица СИДОРОВОЙ ФИО6 прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив ей устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья: