УИД 79RS0002-01-2023-002708-94
Дело № 2-2029/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Новосельцев А.В.,
при секретаре Гаджикишиевой Д.Т.,
с участием помощника прокурора г. Биробиджана Драгунова А.Г.,
истца - Цыгановой Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Биробиджана в интересах Цыгановой Надежды Геннадьевны к мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора в интересах Цыгановой Н.Г. обратился в суд с иском к мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что Цыганова Н.Г. является нанимателем жилого помещения по адресу: Еврейская автономная область, <адрес> по договору социального найма жилого помещения от 19.02.2018 № 233, заключенного с мэрией города МО «Город Биробиджан». Распоряжением мэрии города Биробиджана от 25.12.2014 № 98 многоквартирный <адрес> в <адрес> ЕАО признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения многоквартирного <адрес> в <адрес> установлен до 31.12.2021. При этом, несмотря на то, что срок расселения истек, Цыганова Н.Г. до настоящего времени не переселена из аварийного дома. Принимаемые мэрией города МО «Город Биробиджан» меры, направленные на расселение, проживающих в данном многоквартирном жилом доме, являются недостаточными. Просит суд возложить обязанность на мэрию города Биробиджан предоставить Цыгановой Надежде Геннадьевне по договору социального найма благоустроенное жилье применительно к условиям муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте муниципального образования «Город Биробиджан», в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству 18.07.2023 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца члены семьи Цыгановой Н.Г., Чернецкий Н.В., Чернецкий А.Н.
Заявлением от 22.08.2023 требования уточнены, просит суд возложить на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области обязанность предоставить Цыгановой Надежде Геннадьевне, Чернецкому Николаю Владимировичу, Чернецкому Алексею Николаевичу благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, в виде отдельной двухкомнатной квартиры равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 36,6 кв.м. на условиях договора социального найма. Уточненные требования поддержаны.
В судебном заседании истец Цыганова Н.Г. доводы и требования иска поддержала, суду пояснила, что лишена в полной мере пользоваться временно предоставленным жилым помешением, делать там ремонт, поскольку срок не определен.
Представитель ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, третьи лица Чернецкий Н.В., Чернецкий А.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участиников, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя данную конституционную гарантию, законодатель предусмотрел в Жилищном кодексе РФ институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма урегулирован нормами главы 7 Жилищного кодекса РФ (ст.ст. 49-50 ЖК РФ).
Для возникновения жилищного правоотношения по социальному найму жилого помещения, в частности из муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридически значимых обстоятельств как малоимущность и нуждаемость гражданина в жилом помещении.
В соответствии с требованиями ст. 49, 52, 57 ЖК РФ муниципальные жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке очередности гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ), что согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, а также с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в определениях от 05.03.2009 № 376-ОП, от 12.04.2011 № 551-О-О.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Частью 1 ст. 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Исходя из указанных выше положений действующего законодательства, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Как отмечено в разделе III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 57 ЖК РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании статьи 89 ЖК РФ.
В судебном заседании установлено, что согласно договору социального найма жилого помещения от 19.02.2018 № 233 нанимателю Цыгановой Н.Г. и членам ее семьи Чернецкому Н.В., Чернецкому А.Н. предоставлена квартира, расположенная по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, общей площадью 36,6 кв.м., жилой площадью 24 кв.м.
Распоряжением мэрии города МО «Город Биробиджан от 25.12.2014 № 725 многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Ориентировочный срок расселения 31.12.2025.
Указанное распоряжение мэрии города, принято по результатам рассмотрения заключения межведомственной комиссии от 18.12.2014 № 98, согласно которому Многоквартирный жилой дом, расположенный по указанному адресу, построен в 1979 году, является двухэтажным, выполненным из бруса. Фундамент бетонный, цоколь кирпичный. Наблюдается разрушение штукатурного покрытия и кладки в цокольной части фундамента, загнивание нижней части венцов, участками поступает мох. Кровля дома в неудовлетворительном состоянии, имеются следы протечек. Наружная обивка дома частично сгнила, местами отсутствует. В подъездах дома полы деформированы, местами половое покрытие провалилось. Стены, потолки имеют дефекты в отделке. Оконные блоки деревянные, полусгнившие, не открываются. Санитарно-техническое состояние жилого помещения неудовлетворительное. Условия проживания в многоквартирном <адрес> в <адрес> не отвечают требованиям раздела 2,9, п. 2.9, 9.2 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», ст. 23 Федерального закона от 30.01.1999 № 52-ФЗ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека». В целом здание и его объемно-планировочные и конструктивные решения не соответствуют требования СП 54.13330.211 «Здания жилые многоквартирные». Здание в целом находится в аварийном состоянии и не отвечает требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». Дальнейшая эксплуатация здания представляет угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей. Реконструкция здания нецелесообразна. Межведомственная комиссия приняла заключение о признании многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
В соответствии с Государственной программой «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на период 2019 – 2025 годов», утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 24.05.2019 № 147-пп, осуществляется переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с перечнем многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, рок расселения многоквартирного <адрес> в <адрес> установлен до 31.12.2021.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Статьёй 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Вместе с тем, Цыгановой Н.Г. и члены ее семьи не приобретшими либо утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, не признавались, до настоящего времени в нём зарегистрированы.
Цыгановой Н.Г. и членам ее семьи – Чернецкому Н.В. и Чернецкому А.Н. предоставлено во временное возмездное пользование для проживания до приобретения мэрией города МО «<адрес>» ЕАО жилого помещения взамен <адрес>. 22 по <адрес> в <адрес>, предоставлено жилое помещение общей площадью 43,6 кв.м. по адресу: ЕАО, <адрес>.
С учетом изложенных в заключениях выводов об аварийном состоянии дома по состоянию на 2014 год, отсутствием сведений о поддержании конструкций дома в надлежащем состоянии после признании дома аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о наличии угрозы жизни и здоровью людей, проживающих в данном доме в настоящее время, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению и приходит к выводу, что материальному истцу должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
В данном случае предоставление жилого помещения обусловлено расселением из аварийного дома, следовательно, истцу должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах данного населенного пункта.
Согласно сведениям из ЕГРН от 22.08.2023, информация о правах Чернецкой Н.Г. на объекты недвижимости отсутствует.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, имеет общую площадь 36,6 кв.м., жилую – 24,0 кв.м.
При таких обстоятельствах, исковые требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194 -199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора г. Биробиджана в интересах Цыгановой Надежды Геннадьевны к мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности предоставить жилое помещение - удовлетворить.
Возложить на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782) обязанность предоставить Цыгановой Надежде Геннадьевне (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт серии №), Чернецкому Николаю Владимировичу, Чернецкому Алексею Николаевичу благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, в виде отдельной двухкомнатной квартиры равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 36,6 кв.м. на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Я.И. Новосельцев
Мотивированное решение составлено 29.08.2023.