Дело № 2-3505/2024
УИД 05RS0031-01-2024-003147-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2024 года г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Айгуновой З.Б., при секретаре судебного заседания Темирхановой Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджиибрагимова ФИО6 к отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД о взыскании недовыплаченной части пенсионного обеспечения
УСТАНОВИЛ:
Гаджиибрагимова Г.М. обратился в суд с иском к ОСФР по РД о взыскании недовыплаченных сумм ежемесячной компенсации в возмещении вреда здоровью в размере 499099 рублей, указав при этом, что является инвалидом второй группы, причина инвалидности: заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с непосредственным участием в действиях особого риска.
Основанием для установления инвалидности являлись фактическое участие Гаджиибрагимова Г. М. в действиях особого риска, в частности он проходил срочную службу в первой зоне опасности при ликвидации аварии на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 07.05.1984 года по 25.10.1984 года был прикомандирован при в/части №, где получил облучение 6,5 рентген, что подтверждено справкой от 17.08.1986 г. № выданной и подписанный командиром в/части № полковником С. Гарбузовым.
Военнослужащим, принимавшим непосредственное участие в действиях особого риска, законодательством СССР и РФ предоставляются льготы. В частности предполагается выплата государством ежемесячной компенсации в размере 10500 рублей.
Управлением социальной защиты населения в МО «город Махачкала» с 16.10.2018 г. назначена Гаджиибрагимову Г. М. ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на вред здоровью, которые ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В установленном порядке оно перечислялось на его лицевой счет № (филиал №), однако 01.09.2020 года было приостановлено.
В связи с чем Гаджиибрагимов Г. М. вынужден был снова обратиться в ОФПиСС РФ по РД с заявлением об осуществлении установленного законом выплаты.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 07.02.2023 года по делу №2а-1465/2022 признано незаконным бездействие отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД, выразившегося в не рассмотрении письменного обращения Гаджиибрагимова Г. М., обязании устранить допущенные нарушения, рассмотреть данное заявление и направить ответ заявителю.
С февраля 2024 года оплата установленных законом компенсационных выплат в размере 13863, 87 рублей возобновилась.
Между тем, в связи с незаконным приостановлением осуществления оплаты компенсационных выплат, Гаджиибрагимову Г. М. причинен материальный ущерб.
Сумма ущерба составляет: 13863, 87 рублей (ежемесячная материальное обеспечение/ежемесячная денежная компенсация в возмещения вреда здоровью) х 36 месяцев (три года) = 499 099, 32 рублей.
Сумма причиненного ущерба в размере 499 099, 32 рублей, подлежит взысканию с ответчика.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали по основаниям изложенным в иске, при этом уточнив, что просят о взыскании компенсационных выплат за период с 01.04.2021 по 01.01.2024.
В судебном заседании представитель ответчика требования не признала, указав при этом, что сведений о невыплаченных органами социальной защиты населения суммах МСП за периоды с 01.01.2024 в отношении Гаджиибрагимова Г.М. в отделении не поступало.
В январе 2024 года Гаджиибрагимов Г.М. обратился за назначением ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиоционным воздействием вследствии чернобыльской катастрофы, ему назначена выплата в сумме 12908, 63 рубля с последующей индексацией с 01.02.2024 -13863, 67 рублей
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные Законом РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В соответствии со статьей 7 данного Закона установлено право граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки, размер которых зависит от проживания в той или иной зоне радиоактивного загрязнения, которые делятся на зону отчуждения; зону отселения; зону проживания с правом на отселение; зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование (статья 8 Закона).
Статьей 13 Закона N 1244-1 предусмотрены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. К таким гражданам относятся: 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы; 3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений; 4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; 5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения; 6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; 7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; 8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; 9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; 10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); 11) граждане, съехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; 12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие "проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 на граждан из подразделений особого риска, распространено действие ряда положений Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в полном объеме, включая механизм реализации данных законоположений. Тем самым Российская Федерация признала необходимость компенсации вреда здоровью этих граждан на тех же принципах, которые изложены в данном Законе применительно к гражданам, пострадавшим от радиационного излучения вследствие Чернобыльской катастрофы и ее последствий (определение КС РФ N 296-0-П от 1 марта 2010 г. (п. 2).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 к гражданам из подразделений особого риска относятся непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
В силу абзаца 1 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 15 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29, частями первой - третьей статьи 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
17.10.2028 управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании г. Махачкалы принято решение о назначении ежемесячной денежной компенсации в соответствии с ФЗ от 15.05.1991 №1244-1.
Согласно материалам пенсионного дела, 01.10.2020 управлением социальной защиты принято решение о прекращении выплаты без указания причин, с указанием в примечании- до получения удостоверения.
Судом установлено и это не оспаривалось сторонами, что заболевание Гаджиибрагимовым Г.М. получено при использовании обязанности военной службы, связанной с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. 12.11.2011 истцу выдано соответствующее удостоверение.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П, от 27 марта 2018 г. N 778-О, Закон N 1244-1 по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает возможности лишения граждан статуса лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, если он раньше был им предоставлен, и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные данным Законом.
Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом.
Не предусмотрена законом и обязанность граждан, указанных в его пунктах 3 и 4 части первой статьи 13, получившим ранее удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, которые не признаны недействующими или недействительными, при замене таких удостоверений на предусмотренные Порядком удостоверения нового образца повторно представлять иные документы, подтверждающие выполнение работ в зоне отчуждения, в связи с отсутствием в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему соответствующее удостоверение, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения.
Статья 47 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривая контроль органов исполнительной власти за исполнением указанного закона, включая возможную проверку правомерности выдачи гражданам удостоверений и нагрудных знаков участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не наделяет эти или иные упоминаемые в данной норме органы полномочиями возлагать на гражданина обязанность по доказыванию обоснованности получения ранее оформленного и выданного ему в установленном порядке удостоверения.
Подобный контроль должен осуществляться непосредственно субъектами, реализующими соответствующие функции, в частности путем проверки и анализа материалов по учету оформленных и выданных удостоверений, а также документов, послуживших основанием для выдачи удостоверений, которые в силу пункта 16 Порядка хранятся в уполномоченных органах постоянно.
Уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права граждан на получение компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по основаниям, не предусмотренным законом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, для того чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина, норма, вводящая такое ограничение, должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения (постановления от 30 октября 2003 г. N 15-П, от 30 июня 2011 г. N 14-П, от 30 октября 2014 года N 26-П и др.).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании г. Махачкала незаконно принято решение о прекращении выплаты до получения удостоверения.
В соответствии с положениями Федерального закона N 409-ФЗ от 06.12.2021 N 409-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" с 1 января 2022 г. Пенсионному фонду РФ переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" ежемесячная денежная сумма, предусмотренная статьей 2 Федерального закона N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2022, предоставляется и выплачивается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 года, предоставляется и оплачивается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Судом установлено и это не оспаривалось сторонами, что управлением социальной защиты населения в МО г. Махачкала сведения о каких-либо произведенных до 1 января 2022 г. начислениях по выплатам и компенсациям истца в соответствии с Законом N 1244-1 в ОПФР по РД не передавались.
Судом также установлено, что в феврале 2024 года ОСФР по РД по обращению Гаджиибрагимова Г.М. назначена ежегодная компенсация за вред нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы.
Принимая во внимание, что управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании г. Махачкала незаконно прекращена выплата компенсации за вред нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, учитывая, что обязательства по представлению мер социальной поддержки, гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС с 01.01.2022 г. переданы Социальному Фонду России, суд приходит к выводу о необходимости взыскать с ответчика недовыплаченной истцу части денежной компенсации в соответствии с ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При определении периода и размера компенсации подлежащей взысканию суд исходит из следующего:
Истцом заявлено о взыскании компенсации в размере 499099, 32 рубля за последние три года с момента подачи иска, в судебном заседании истец уточнил, что просит о взыскании компенсации за период с 01.04.2021 по 01.01.2024.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.2007 N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" единовременная компенсация за вред здоровью (часть вторая статьи 39 Закона инвалидам II группы в период с 01.04.2021 по 01.01.2022 составила 10061,53 рублей.
Решение о назначении мер социальной поддержки по заявлению Гаджиибрагимова Г.М. принято ответчиком 17.01.2024.
Судом установлено и это не оспорено сторонами, что с 01.01.2022 по 01.01.2024 с учетом индексации размер указанной компенсации составил 12908,63 рублей.
Таким образом, за период с 01.04.2021 по 01.02.2024 исходя из расчета:10061,53 х 9+12908,63 х 25 с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью 413269,52 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
РЕШИЛ:
Исковые требования Гаджиибрагимова ФИО7 удовлетворить частично.
Взыскать с отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД в пользу Гаджиибрагимова ФИО8 сумма задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 413269,52 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке через Ленинский районный суд г.Махачкалы.
В мотивированном виде изготовлено 10 сентября 2024 года
Председательствующий Айгунова З.Б