Дело № 12-89/2022 (в суде первой инстанции дело № 5-942/2021)
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
13 октября 2022 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по протесту прокурора Майминского района Мунатова А.Е. на постановление судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 30 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 30 марта 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С. за отсутствием состава на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Прокурор Майминского района Мунатов А.Е. обратился в Верховный суд Республики Алтай с протестом, в котором просит отменить постановление судьи и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование указано, что постановление вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, а выводы судьи противоречат представленным материалам и фактическим обстоятельствам. При рассмотрении дела судьей распоряжение Администрации МО «Майминский район» № от <дата> «О премировании» признано утратившим силу на основании распоряжения Администрации МО «Майминский район» № от <дата>. На момент распределения дотации начальником управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С. ст. 11.4 Закона Республики Алтай от 27 июля 2005 года №54-РЗ «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай» не предусмотрено поощрение муниципальных управленческих команд в Республике Алтай в качестве случая предоставления дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. В соответствии с ч. 1 ст. 138.4 БК РФ предоставить дотацию бюджету МО «Майминский район» из республиканского бюджета Республики Алтай возможно только в случаях, указанных в Законе Республики Алтай от 27 июля 2005 года №54-РЗ «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай» (ст. 11.4), а также при выполнении обязательных условий, определенных нормативным правовым актом Республики Алтай для предоставления конкретного вида дотации. Должностным лицом Агеевой Т.С. осуществлено распределение средств дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности из республиканского бюджета Республики Алтай на поощрение муниципальных управленческих команд в Республике Алтай в отсутствие законного основания (случая предоставления данной дотации) в Законе Республики Алтай от 27 июля 2005 года №54-РЗ «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай». Кроме того, вопреки требованиям п.3 Правил предоставления дотаций местным бюджетам в Республике Алтай на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 16 декабря 2019 года №357, Соглашение о предоставлении бюджету муниципального образования «Майминский район» дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности республиканского бюджета Республики Алтай от <дата> со стороны Администрации МО «Майминский район» подписано неуполномоченным лицом, поскольку на <дата> ФИО3 уже являлся <данные изъяты>. Факт непризнания указанного соглашения недействительным не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. Соглашение действовало до <дата> и на момент рассмотрения судом дела об административном правонарушении уже было исполнено. Финансовый год был завершен 31 декабря 2021 год, средства дотации были выплачены отдельным работникам Администрации МО «Майминский район» в качестве заработной платы. Судом сделаны выводы об отсутствии в действиях Агеевой Т.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, без их оценки на предмет соответствия требованиям Бюджетного кодекса РФ (ст.138.4), Закона Республики Алтай от 27 июля 2005 №54-РЗ «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай», а также п. 3 Правил предоставления дотаций местным бюджетам в Республике Алтай на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 16 декабря 2019 года №357, данные выводы являются преждевременными, поскольку сделаны без оценки всех обстоятельств по делу и доказательств. Вина указанного должностного лица в совершении указанного административного правонарушения заключается в том, что у данного лица имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства РФ, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Ознакомившись с протестом прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав Агееву Т.С., ее защитника Цвингер К.В., возражавших против удовлетворения протеста прокурора, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 30000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении явились те обстоятельства, что начальником Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С. по сводной росписи главного распорядителя бюджетных средств на 2021 год (уточнение на <дата>), а также расходными расписаниями <дата> №, №, №, неправомерно распределены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай в общей сумме 1053686 рублей на фонд оплаты труда и страховые взносы за счет средств, поступивших в бюджет МО «Майминский район» из республиканского бюджета Республики Алтай, направленных в качестве дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности из республиканского бюджета Республики Алтай на поощрение муниципальных управленческих команд в Республике Алтай, поскольку Распоряжением Правительства Республики Алтай от 29 сентября 2021 года № 579-р «О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Республики Алтай от 06 сентября 2021 года №542-р» бюджетные ассигнования распределены на непредусмотренный ст. 11.4 Закона Республики Алтай от 27 июля 2005 года № 54-РЗ (в ред. от 06 декабря 2019 года) «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай» вид дотаций – поощрение муниципальных управленческих команд, в нарушение ч. 1 ст. 138.4 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, в нарушение пункта 3 Правил предоставление дотации, предусмотренной разделом VI Методики распределения предоставления дотаций местным бюджетам в Республике Алтай на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 16 декабря 2019 года № 357, соглашение о предоставлении бюджету МО «Майминский район» дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности из республиканского бюджета Республики Алтай от 30 сентября 2021 года заключено с лицом, не являющимся главой администрации МО «Майминский район».
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях должностного лица Агеевой Т.С. состава административного правонарушения, поскольку вывод о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей начальником Управления финансов Администрации МО «Майминский район» не нашел своего подтверждения.
Согласно положениям ст.6 Бюджетного кодекса РФ средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой межбюджетные трансферты. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, в должностные обязанности начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» входит организация работы по составлению консолидированного бюджета района, разработке проекта бюджета района по доходам и расходам, внесению его на рассмотрение Главе района с последующим представлением на утверждение районному совету депутатов, составлению росписи доходов и расходов районного бюджета, обоеспечению исполнения районного бюджета по расходам и доходам, организация правильного учета исполнения районного бюджета, осуществление контроля за правильным и экономным расходованием средств на содержание аппарата управления.
При этом в силу ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.138.4 Бюджетного кодекса РФ в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут предоставляться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе с установлением условий предоставления указанных дотаций, а также в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований.
Из указанной нормы следует, что случаи предоставления местным бюджетам дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предусматриваются законами субъектов Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 2 п.1 указанной статьи предусмотрено, что методика распределения дотаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений бюджетного законодательства ст. 11.4 Закона Республики Алтай от 27 июля 2005 года № 54-РЗ «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай» предусмотрены случаи предоставления дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, среди которых в редакции указанной статьи от 06 декабря 2019 года, действовавшей до 26 октября 2021 года, отсутствовал такой случай как поощрение муниципальных управленческих команд в Республике Алтай.
В соответствии с абзацем 6 указанной статьи (в редакции от 06 декабря 2019 года) Методика распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и правила их предоставления устанавливаются Правительством Республики Алтай.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 16 декабря 2019 года №357 «Об утверждении Методики распределения и Правил предоставления дотаций местным бюджетам в Республике Алтай на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай, признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай и внесении изменения в постановление Правительства Республики Алтай от 23 сентября 2015 года №312», утверждена Методика распределения и Правил предоставления дотаций местным бюджетам в Республике Алтай на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай.
Методика распределения дотаций местным бюджетам в Республике Алтай на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай устанавливает процедуру распределения дотаций местным бюджетам в Республике Алтай (далее - местные бюджеты) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (п.1).
Объем дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов бюджету i-го муниципального образования в Республике Алтай в текущем финансовом году рассчитывается по формуле, где, в том числе, предусмотрена дотация на поощрение муниципальных управленческих команд в Республике Алтай (п.2). Указанная дотация установлена разделом VI Методики.
Таким образом, нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Алтай - Постановлением Правительства Республики Алтай от 16 декабря 2019 года №357 был предусмотрен дополнительный (не указанный в законе) случай предоставления дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов – на поощрение муниципальных управленческих команд в Республике Алтай.
В соответствии со ст.217 Бюджетного кодекса РФ в случае получения уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Учитывая, что уведомлением №8/108 от 29 сентября 2021 года Министерством финансов Республики Алтай до МО «Майминский район» доведены лимиты по дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 1140000 руб. начальник Управления финансов администрации муниципального образования «Майминский район» Агеева Т.С. в соответствии со ст. 217 Бюджетного кодекса РФ могла сводной росписью главного распорядителя бюджетных средств на 2021 год (уточнение на 29 сентября 2021 года) распределить указанную дотацию в той же сумме на поощрение муниципальной управленческой команды согласно указанного в Распоряжении Правительства РА № 579-р от 29 сентября 2021 года КБК.
То обстоятельство, что соглашение о предоставлении бюджету МО «Майминский район» дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности из республиканского бюджета Республики Алтай от <дата> на указанную дату (<дата>) заключено не было не свидетельствует о наличии в действиях Агеевой Т.С. признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, поскольку, такое соглашение в качестве основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись в ст. 217 Бюджетного кодекса РФ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, отсутствие в ст. 11.4 Закона Республики Алтай от 27 июля 2005 года № 54-РЗ (в ред. от 06 декабря 2019 года) «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай» случая предоставления дотаций – на поощрение муниципальных управленческих команд в Республике Алтай, а также внесение Агеевой Т.С. изменений в сводную росписью главного распорядителя бюджетных средств на 2021 год 29 сентября 2021 года не свидетельствует о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в ее действиях.
Оценивая действия начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С. по распределению дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай в общей сумме 1053686 рублей расходными расписаниями <дата> №, №, №, суд отмечает следующее.
Бюджетные ассигнования - это те предельные объемы денежных средств, которые предусмотрены в законе (решении) о бюджете для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году (ст.6 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджетные ассигнования доводятся на основании бюджетной росписи (ст. 217, 219.1 Бюджетного кодекса РФ) до подведомственных главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
Общие принципы распределения бюджетных ассигнований установлены Бюджетным кодексом РФ: главные распорядители (распорядители) бюджетных средств распределяют бюджетные ассигнования соответственно по подведомственным им распорядителям бюджетных средств (получателям бюджетных средств) (ст. 38.1), бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей с соблюдением принципа адресности и целевого характера, то есть с указанием цели их использования (ст. 38).
Расходное расписание это документ, который формирует главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств и на основании которого доводит бюджетные данные (бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования) подведомственным ему распорядителям бюджетных средств (получателям бюджетных средств). Расходное расписание формируется по каждому получателю.
В соответствии с разделом VI Методики (в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 30 июня 2021 года № 178, от 16 сентября 2021 года № 258) дотации на поощрение муниципальных управленческих команд в Республике Алтай предоставляются муниципальным районам и городскому округу в Республике Алтай за содействие в достижении значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2021 года № 873 «О поощрении субъектов Российской Федерации за достижение значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2021 году».
Распределение дотации на поощрение между муниципальными образованиями осуществляется на основе сводной оценки отношения значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципального образования (далее - показатели) к среднему среди муниципальных образований значению соответствующего показателя, рассчитываемой Министерством экономического развития Республики Алтай, с учетом поправочных коэффициентов (далее - сводная оценка) (п. 30).
Согласно п. 31 Методики дотация предоставляется муниципальному образованию при соблюдении следующих условий:
наличие муниципального правового акта, утверждающего состав участников управленческой команды в соответствующем муниципальном образовании, содействовавшей достижению значений (уровней) показателей;
участниками управленческой команды являются должностные лица, замещающие муниципальные должности или должности муниципальной службы в Республике Алтай в соответствующем исполнительно-распорядительном органе муниципального образования, деятельность которых способствовала достижению значений показателей.
В материалы настоящего дела представлены Распоряжение главы МО «Майминский район» от <дата> № «Об управленческой команде Администрации МО «Майминский район», которым утверждены состав муниципальной управленческой команды, положение о муниципальной управленческой команде, а также протоколы заседаний муниципальной управленческой команды от <дата>, <дата>, из которых следует, что условия, предусмотренные п. 31 Методики были соблюдены.
Оценивая доводы прокурора о неправомерном распределении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай в общей сумме 1053686 рублей на фонд оплаты труда и страховые взносы за счет средств, поступивших в бюджет МО «Майминский район» из республиканского бюджета Республики Алтай, направленных в качестве дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности из республиканского бюджета Республики Алтай на поощрение муниципальных управленческих команд в Республике Алтай со ссылкой на заключение соглашения от <дата> о предоставлении бюджету МО «Майминский район» дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности из республиканского бюджета Республики Алтай неуполномоченным лицом, не являющимся главой администрации МО «Майминский район», суд отмечает следующее.
В соответствии с Правилами предоставления дотаций местным бюджетам в Республике Алтай на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай, утвержденными Постановлением Правительства Республики Алтай от 16 декабря 2019 года №357 дотации местным бюджетам в Республике Алтай на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай (далее - дотации) предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству финансов Республики Алтай (далее - Министерство) сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Алтай на соответствующий финансовый год и доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п.1).
Предоставление дотаций осуществляется на основании распоряжений Правительства Республики Алтай, подготавливаемых в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (п.2).
Предоставление дотации, предусмотренной разделом VI Методики распределения дотаций местным бюджетам в Республике Алтай на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай, утвержденной настоящим Постановлением, осуществляется на основании соглашения, заключаемого Министерством с главой местной администрации муниципального образования в Республике Алтай, являющегося получателем дотации, в соответствующем финансовом году по форме, утвержденной Министерством (п.3).
Перечисление дотаций осуществляется бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай (п.4).
Согласно п. 5 указанных Правил муниципальные образования представляют в Министерство отчет об использовании дотаций по форме и в сроки, установленные Министерством.
Как следует из материалов дела, <дата> между Министерством финансов Республики Алтай в лице министра финансов Республики Алтай ФИО5 и главой Администрации МО «Майминский район» ФИО3 заключено соглашение о предоставлении бюджету МО «Майминский район» дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности из республиканского бюджета.
Предметом соглашения явилось предоставление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджету МО «Майминский район» в сумме 1140000 рублей на поощрение муниципальных управленческих команд. Срок действия соглашения определен до 31 декабря 2021 года.
По общему правилу, установленному ст. 31.1 Бюджетного кодекса РФ договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
Между тем, указаний на несоответствии данного соглашения от <дата> конкретным требованиям бюджетного законодательства в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата> прокурором не приводится, а потому не может быть вменено Агеевой Т.С., поскольку дело об административном правонарушении рассматривается в пределах объема административного правонарушения, вмененного в протоколе (постановлении о возбуждении).
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата> прокурор пришел к выводу о заключении соглашения <дата> от имени администрации МО «Майминский район» ФИО3 за пределами срока действия его полномочий в качестве главы МО «Майминский район», т.е. приводя доводы о заключении соглашения неуполномоченным лицом.
Как следует из материалов дела, решением Майминского районного Совета депутатов от 24 сентября 2021 года № 28-5 прекращены досрочно полномочия Главы муниципального образования «Майминский район» ФИО3 в связи с отставкой по собственному желанию. В указанном решении Совета депутатов не указана дата, с которой прекращаются полномочия главы МО «Майминский район».
В силу п. 8 ст. 53 Устава Муниципального образования «<адрес>» (принят <адрес> Совета депутатов от <дата> №) муниципальные правовые акты, за исключением указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не оговорено в самом акте.
Решения Совета депутатов, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории <адрес> по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими решениями не установлен другой порядок вступления их в силу.
Иные решения Совета депутатов вступают в силу по истечении десяти дней со дня их принятия.
Из материалов дела усматривается, что решение Майминского районного Совета депутатов от 24 сентября 2021 года № 28-5 опубликовано в официальном издании МО «Майминский район» газете «Сельчанка» № 39 (916) от 01 октября 2021 года.
Сведений о том, что Агеева Т.С. была осведомлена о решении Совета депутатов № 28-5 ранее <дата> не имеется, поэтому не имеется оснований для вывода, что Агеева Т.С. должна была определить дату прекращения полномочий ФИО3 как Главы МО «Майминский район» именно с 24 сентября 2021 года, в связи с чем должна была усомниться в полномочиях ФИО3 на подписание указанного соглашения. В связи с чем вина Агеевой Т.С. в совершении вменяемого административного правонарушения не может считаться установленной.
Ссылка в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата> на нормы Трудового кодекса РФ, регулирующие прекращение трудовых отношений по собственному желанию (ст. 78, 80 ТК РФ) также не свидетельствует о наличии вины Агеевой Т.С., поскольку вопросы расторжения трудового договора регулируются между работником и работодателем по соглашению между ними. Агеева Т.С. стороной указанных правоотношений не является и не вправе определять дату прекращения трудовых отношений.
При этом, решение Совета депутатов от 24 сентября 2021 года № 28-5 в силу положений ст. 8 Трудового кодекса РФ к локальным нормативным актам, содержащим нормы трудового права не относится.
Кроме того, из материалов дела также усматривается, что после принятия решения Совета депутатов от 24 сентября 2021 года № 28-5 ФИО3 подписывались распоряжения Администрации МО «Майминский район», в том числе о премировании от <дата>, о возложении исполнения обязанностей Главы МО «Майминский район».
Вопреки доводам протеста прокурора Майминского района, то обстоятельство, что в последующем ряд распоряжений Администрации, в том числе распоряжение о премировании № от <дата>, признаны утратившими силу на основании распоряжения Администрации № от <дата>, не свидетельствует о наличии вины Агеевой Т.С., поскольку в силу должностной инструкции начальник Управления финансов Администрации МО «Майминский район» подчиняется непосредственно Главе Администрации МО «Майминский район» (п.1.4 должностной инструкции).
В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются, в том числе: органы государственного (муниципального) финансового контроля, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса.
Администрация МО «Майминский район» включена в реестр участников бюджетного процесса, размещенный на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте www.budget.gov.ru, за № с указанием соответствующих полномочий, а потому могла заключить соглашение о предоставлении дотации с Министерством финансов Республики Алтай. Лицом, уполномоченным действовать от имени Администрации МО «Майминский район» на <дата> согласно указанного реестра являлся ФИО3
Кроме того, об отсутствии вины лица, привлекаемого к административной ответственности, во вменяемом административном правонарушении также свидетельствует следующее.
Частью 2 ст. 138.4 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях и порядке, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам отдельных муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться иные дотации, источником финансового обеспечения которых являются дотации, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели. Распределение указанных дотаций между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с распределением, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или правовым актом Правительства Российской Федерации, если бюджету субъекта Российской Федерации предоставляются дотации для двух и более муниципальных образований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2021 года №873 «О поощрении субъектов Российской Федерации за достижение значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2021 году» было предусмотрено предоставление дотаций бюджету Республики Алтай на поощрение региональных и муниципальных управленческих команд.
Согласно ч. 2 ст. 11.4 Закона Республики Алтай от 27 июля 2005 года № 54-РЗ «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай» иные дотации местным бюджетам из республиканского бюджета предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренной настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Агеевой Т.С. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
Доводы протеста направлены на переоценку выводов судьи, и с учетом того обстоятельства, что существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела судьей не допущено, в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ не могут являться основанием к отмене решения по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 30 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С. оставить без изменения, протест прокурора Майминского района Мунатова А.Е. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай С.Н. Чертков