Принято в окончательной форме 03.10.2023 г.
УИД 76RS0021-01-2023-001069-05
Дело № 2-1154/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 г. г. Тутаев
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,
при секретаре Тихомировой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якуниной Г.А к Савиной Е.В о возложении обязанности снести самовольно возведенную постройку,
у с т а н о в и л:
Якунина Г.А. обратилась в суд с указанным иском, в котором просит обязать Савину Е.В. демонтировать, снести незаконную постройку, возведенную ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что Якунина Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка № с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>. Смежным землепользователем земельного участка с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ является Савина Е.В. На земельном участке истца, с ДД.ММ.ГГГГ имеется садовый домик, на смежном земельном участке ответчика также имеется садовый домик, который используется ответчиком более 10 лет. В период с ДД.ММ.ГГГГ на смежном земельном участке ответчик стала возводить новое строение, отступив от своего садового домика приличное расстояние, однако от смежной межи ответчик отступила всего не более 2-х метров, со слов соседей и супруга ответчика указанное строение является баней. ДД.ММ.ГГГГ на заседании правления <адрес> было принято решение о приложении ответчику перенести постройку, ещё на стадии строительства, однако, переноса не произошло. В настоящее время объект возведен полностью, поставлена крыша. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию Тутаевского муниципального района <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ № согласно которому, сообщалось, что при помощи средств измерения установлено, что объект, находящийся в стадии строительства на участке № расположен в 2 метрах от ограждения участка №, расстояние между строящимся объектом и садовым домом на указанных участках составляет 4-4,5 метра. Полагает, что данное строение не может служить обычной постройкой, так как ее вид и размеры говорят о том, что это или новый садовый дом или баня, в связи с чем, считает, что ответчиком не соблюдаются нормы правил землепользования и застройки Артемьевского с/п, а также санитарно-бытовые условия при строительстве спорной постройки.
Истец Якунина Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, расположенном в <адрес> имеется дачный домик, право собственности на который не зарегистрировано. Спорная постройка была возведена ответчиком на расстоянии двух метров от межи и четырех метров от ее садового домика, без получения её согласия и с нарушением пожарных норм и правил, что создает угрозу возникновения пожара.
Ответчик Савина Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что спорная постройка была возведена с соблюдением требований закона, является хозяйственным блоком, который поставлен на кадастровый учет.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Якунина Г.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Савина Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 499 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11-12, 17-20).
Как следует из материалов дела, указанные земельные участки являются смежными по отношению друг к другу, имеют общую границу.
Конституцией Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Вместе с тем Конституцией Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1).
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В силу положений статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2).
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 304 указанного Кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая указанную норму лицо, чьи права и законные интересы нарушены строительством и (или) эксплуатацией самовольной постройки или создана угроза их нарушения, вправе требовать от лиц, допустивших такое нарушение, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Следовательно, законодательством установлено три самостоятельных признака, наличие хотя бы одного из которых позволяет квалифицировать объект недвижимости как самовольную постройку: объект создан на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта; объект создан без получения на это необходимых разрешений; объект создан с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Из смысла приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что в случае признания постройки самовольной суду надлежит определить ее юридическую судьбу, возложив на лицо, создавшего это постройку, обязанность снести ее, либо признав за ним право собственности на самовольную постройку.
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Из приведенных положений следует, что ограничения права частной собственности, в том числе права владения, пользования и распоряжения землей, могут быть установлены законом в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
По смыслу вышеприведенных норм материального права, регулирующих правоотношение, основанное на праве собственности и необходимости его защиты, отдельные нарушения, которые могут быть допущены при возведении постройки, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица осуществившего ее, нарушений, указанных в статье 222 ГК РФ. Одним из признаков самовольной постройки является создание ее с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Учитывая вышеприведенные законоположения, защита прав лица путем сноса самовольной постройки, принадлежащей другому лицу, является исключительным способом защиты права, когда иной способ защиты права невозможен.
Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГ, составленному кадастровом инженером ФИО1, выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект недвижимости имеет назначение – хозяйственный блок, площадью 15 кв.м, год завершения строительства - ДД.ММ.ГГГГ, расположен по адресу: <адрес>, зарегистрирован как объект права в установленном законом порядке, ему присвоен кадастровый номер №, собственником является Савина Е.В. (л.д. 33-36).
Истец заявляет требования об устранении препятствий в пользовании своим земельным участком путем возложения обязанности по сносу указанного строения, полагая, что оно является баней и возведено с нарушением строительных и пожарных норм и правил.
Согласно положениям статей 56, 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Недоказанность обстоятельств, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно п. 3.1.16 СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), утв. Приказ Минстроя России от 14 октября 2019 года № 618/пр к хозяйственным постройкам относятся: сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
В пункте 6.7. СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), утв. Приказ Минстроя России от 14 октября 2019 года N 618/пр, указано, что минимальные расстояния до границы соседнего земельного участка должны быть от садового (или жилого) дома – 3 м, отдельно стоящей хозяйственной постройки (или части садового (жилого) дома с помещениями для содержания скота и птицы – 4 м, других хозяйственных построек – 1 м.
Согласно акту осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ земельных участков с кадастровыми номерами № (участок №) и № (участок №), расположенных по адресу: <адрес>, объект, находящийся на стадии строительства на участке № расположен в 2 метрах от ограждения участка №. Расстояние между строящимся объектом и садовым домом на указанных участках составляет 4-4,5 метра (л.д. 10).
Таким образом, вопреки доводам, приведенным истцом, в ходе судебного разбирательства установлено, что строение, о сносе которого заявляет истец, является хозяйственным блоком, самовольным строением не является, что при строительстве данного хозяйственного блока рекомендательные нормы об удаленности хозяйственных построек от границы земельного участка ответчиком соблюдены.
Оценивая, приведенные сторонами доводы и возражения, и приходя к выводу об отказе Якуниной Г.А. в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что Савиной Е.В. допущены нарушения её прав, как собственника земельного участка № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того, что Савиной Е.В. возведено спорное строение с нарушением строительных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, требований пожарной безопасности.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░