Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1434/2023 ~ М-1303/2023 от 15.09.2023

№ 2-1434/2023

56RS0019-01-2023-001761-87

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 декабря 2023 года г. Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:

председательствующего судьи Липатовой Е.П.,

при секретаре Янтудиной К.Р.,

с участием: помощника прокурора Ленинского района г. Орска Сотникова Н.Ю.,

представителя ответчика МУП «Орскгортранс» - Пикалёва К.В.,

представителя ответчика администрации г. Орска Оренбургской области - Шелемина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1434/2023 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Орскгортранс», администрации г.Орска об обязании оборудовать транспортные средства городского наземного электротранспорта спидометром и одометром,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с иском, в котором просил обязать МУП «Орскгортранс» администрации г. Орска, в течение 6-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу, оборудовать спидометром и одометром транспортные средства городского наземного электрического транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок - трамвайные вагоны с бортовыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

В обоснование своих требований ссылался на то, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности ответчика установлены нарушения п. 3.3.2.11 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Министерства транспорта РФ от 30.11.2001 года № АН-103-р, а именно, городской наземный электрический транспорт, поименованный в иске, выпускается на линию без измерительных приборов - спидометра и одометра. По итогам проверки прокурором в адрес директора МУП «Орскгортранс» администрации г. Орска внесено представление, которое до настоящего времени не исполнено. Выявленные нарушения носят массовый характер, свидетельствуют о несоблюдении требований законодательства в области транспортной безопасности, нарушая интересы неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья.

Определением суда от 03.11.2023 года (протокольно) администрация г. Орска исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Орска Сотников Н.Ю. требования иска поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика МУП «Орскгортранс» Пикалёв К.В. (доверенность в деле) возражал против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва. В обоснование позиции сослался на то, что в ноябре 2023 года трамвайные вагоны , , , , , , , для целей эксплуатации были оборудованы спидометрами и одометрами. Кроме того, просил учесть, что предприятие является убыточным, на него возложен ряд обязательств по иным судебным актам, в связи с чем, исполнить решение, в случае его удовлетворения, в течение 6-ти месяцев будет невозможно. Также обратил внимание на то, что в понятие измерительных приборов входит широкий круг аппаратуры, почему прокурором избраны именно спидометры и одометры в иске не мотивировано, а правового обоснования не приведено. Во вводной части искового заявления указано на иной предмет иска - обязание МУП «Орскгортранс» оборудовать транспортные средства системами оповещения и связи, выявленные недостатки за весь период разбирательства не устранены, что нарушает права истца.

Представитель ответчика - администрации г. Орска Шелемин А.В., действуя на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении иска, полагая, что надлежащим ответчиком является МУП «Орскгортранс». Мотивируя свою позицию, сослался на то, что указанные в исковом заявлении трамвайные вагоны переданы муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, собственник не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в ходе слушания, прокурором Ленинского района г. Орска, в связи с обращением гражданина С.Д.В., была проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности МУП «Орскгортранс».

По итогам проверки выявлено, что на линию для пассажирских перевозок допускаются трамвайные вагоны в количестве 26 единиц с бортовыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , из которых только два вагона ( и ) оборудованы спидометрами и одометрами.

В адрес МУП «Орскгортранс» 10.07.2023 года было внесено представление о принятии мер по устранению допущенных нарушений в течение месяца.

14.07.2023 года прокурору дан ответ, что предприятие проводит мероприятия по обеспечению и последующему оборудованию выпускаемых на линию трамвайных вагонов, задействованных в пассажирских перевозках, спидометром и одометром.

По состоянию на 01.12.2023 года часть вагонов (с бортовыми номерами: , , , , , , , ) для целей эксплуатации оборудована спидометрами и одометрами, оставшиеся вагоны (с бортовыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , ) - соответственно нет.

Исходя из положений п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ.

Согласно п. 9 ст. 11 ФЗ № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В п. 10 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» дано понятие, что транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В п. 11 ст. 1 ФЗ разъяснено, что транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе, транспортные средства городского наземного электрического транспорта (п. «ж»).

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности»).

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона).

Постановлениями администрации г. Орска от 29.07.2011 года № 5197-п, от 29.07.2011 года № 5202-п, от 03.10.2016 года № 5955-п, от 05.12.2016 года № 7381-п трамвайные вагоны, поименованные в иске, были переданы МУП «Орскгортранс» в хозяйственное ведение.

Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.Исходя из положений ч. 1, 2 ст. 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ч. 1, 2) унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования). Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, в свою очередь, не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Таким образом, в условиях действующего правового регулирования, нормы которого приведены выше, обязанность по поддержанию транспортных вагонов, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на МУП «Орскгортранс», как лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.

Согласно п. 3.3.2.11 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Министерства транспорта РФ от 30.11.2001 года № АН-103-р, запрещается допуск к эксплуатации на линии вагона, имеющего неисправности измерительных приборов.

Вышеуказанные Правила являются нормативным техническим документом и устанавливают основные требования к технической эксплуатации трамвайных вагонов, тяговых подстанций, контактных и кабельных сетей, рельсовых путей, устройств СЦБ и связи, содержанию зданий и сооружений.

Материалами дела подтверждено и стороной ответчика не оспорено отсутствие в трамвайных вагонах с бортовыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , измерительных приборов - спидометра и одометра, тогда как именно они позволяют контролировать скорость передвижения транспортного средства и фиксировать расстояние пройденного пути.

Отсутствие указанной контрольно-измерительной аппаратуры свидетельствуют о несоблюдении требований законодательства в области транспортной безопасности и нарушении интересов неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья.

Ссылка представителя Пикалёва К.В. на неверное указание предмета иска во вводной части поданного заявления не имеется существенного значения и на выводы суда не влияет, поскольку является явной опиской, а требования, которые были предъявлены прокурором и отражены как в мотивировочной, так и в просительной части, сформулированы четко и не допускают двояких толкований.

Отсутствие в Правилах технической эксплуатации трамвая обязанности его владельца по оснащению вагонов спидометром и одометром, не может служить основанием к отказу в заявленном иске, поскольку, исходя из п. 3.3.2.11 Правил, сам допуск к эксплуатации на линию вагона без необходимых и исправных контрольно-измерительных приборов недопустим, а контроль скорости движения средств городского наземного электрического транспорта и пройденного пути может быть обеспечен не иначе как путём оборудования вагонов спидометром и одометром.

Более того, необходимость оборудования вагонов подобными измерительными приборами не была оспорена в ходе прокурорской проверки, а работник МУП «Орскгортранс», ответственный за надлежащее техническое оснащение подвижного состава, исходя из ответа на внесённое представление от 14.07.2023 года, привлечён к дисциплинарной ответственности.

Также суд отмечает поэтапное оснащение МУП «Орскгортранс» трамвайных вагонов спидометрами и одометрами (8 единиц за весь период разбирательства), а равно готовность окончить подобные мероприятия по мере имеющихся финансовых возможностей.

При изложенных обстоятельствах требования прокурора Ленинского района г.Орска к МУП «Орскгортранс» об обязании оборудовать измерительными приборами (спидометрами, одометрами) трамвайные вагоны с бортовыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , - являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Иные трамвайные вагоны, как было установлено, в настоящее время подобной аппаратурой оснащены, а потому в оставшейся части требований иска к МУП «Орскгортранс» надлежит отказать.

Администрация г. Орска, привлечённая к участию в деле по инициативе суда, в настоящем споре надлежащим ответчиком не является, поэтому в рассматриваемой части иск также остается без удовлетворения.

Срок, заявленный прокурором для устранения нарушений (6 месяцев после вступления решения в законную силу), суд находит достаточным и разумным.

Наличие у МУП «Орскгортранс» иных обязательств и сложное материальное положение не могут повлечь за собой его автоматическое увеличение и отдалить защиту нарушенных прав неопределённого круга лиц.

При необходимости дооборудования 16 вагонов, среднемесячные вложения в закупку и установку измерительных приборов будут иметь место не более чем в отношении 2-3 вагонов, что, с учётом финансового состояния предприятия и той совокупности действий, что была предпринята в рамках судебного разбирательства, реально осуществимо.

Помимо этого, в случае затруднительности исполнения судебного акта МУП «Орскгортранс» не лишено права инициировать вопрос о предоставлении рассрочки, что возможно лишь по мере вступления судебного постановления в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Орскгортранс» (ИНН ) в течение 6-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу, оборудовать измерительными приборами (спидометром и одометром) транспортные средства городского наземного электрического транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок - трамвайные вагоны с бортовыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , ).

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Орскгортранс» - отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации г. Орска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г.Орска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 08.12.2023 года.

Судья                      Липатова Е.П.

2-1434/2023 ~ М-1303/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Орска
Ответчики
МУП "Орскгортранс"
Администрация г. Орска
Суд
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Липатова Е.П.
Дело на странице суда
leninskyorsk--orb.sudrf.ru
15.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2023Передача материалов судье
22.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее