Дело №2-452/2023
Поступило 01 августа 2023 года
УИД 54RS0016-01-2023-000562-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2023 года с. Довольное
Доволенский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Буяновой Н.А.,
при секретаре Шмидт А.В.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Доволенского района Новосибирской области Тимошенко Т.Е.,
представителя ответчика – главы администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области – Ковинько С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирский области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Доволенский районный суд Новосибирской области к администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области с иском о возложении обязанности оборудовать в с. Ильинка подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием, размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Доволенского района Новосибирской области проведена проверка исполнения администрацией Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от лесных пожаров.
Проверкой установлено, что в с. Ильинка для забора воды из естественного водоисточника (озера) не выполнен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года, в связи с чем в результате возникновения пожаров возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Просит обязать администрацию Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области оборудовать в с. Ильинка Доволенского района Новосибирской области для забора воды из естественного водоисточника – озера в любое время года и установки пожарных автомобилей подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров, в срок до 30 мая 2024 года.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Тимошенко Т.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика - глава администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области Ковинько С.Н. в судебном заседании согласился с исковыми требованиями, однако просил увеличить срок для их выполнения до 01 сентября 2024 года.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 80 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области были установлены нарушения требований пожарной безопасности.
Доказательств, свидетельствующих о принятии мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, ответчиком не предоставлены.
Учитывая, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан, может повлечь причинение вреда здоровью, а также причинение материального ущерба неопределенному кругу лиц, суд находит исковые требования прокурора Доволенского района Новосибирской области подлежащими удовлетворению.
С учетом характера возложенной на администрацию Ильинского сельсовета Доволенского района обязанности, мнения представителя истца, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения до 01 сентября 2024 года, который находит разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирский области о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области оборудовать в с. Ильинка Доволенского района Новосибирской области для забора воды из естественного водоисточника – озера в любое время года и установки пожарных автомобилей подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров, в срок до 01 сентября 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Доволенский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Буянова Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2023 года.