16RS0047-01-2023-002208-08
Дело № 5-456/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 июня 2023 г. г. Казань
Судья Кировского районного суда г. Казани Хадыева Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видео-конференц-связи протокол и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мельченко Романа, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина Казахстана, национальный паспорт иностранного гражданина № проживающего по адресу: <адрес>, не работающего, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
установил:
8 июня 2023 г. в 11 часов 25 минут, находясь по адресу: <адрес>, в ходе проверки документов у гражданина Казахстана Мельченко Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было установлено, что, прибыв в Российскую Федерацию 6 апреля 2023 г., в срок до 6 мая 2023 г. не предъявил принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту для постановки на учет по месту пребывания, чем нарушил положения части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проверки документов также установлено, что Мельченко Р. уже был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением № 8600346 от 23 февраля 2023 г. начальником ОП № 6 «Савиново» УМВД России по г. Казани.
По данному факту инспектором отдела по вопросам миграции ОП № 3 «Зареченский» УМВД России по г. Казани младшим лейтенантом полиции Гатауллиным А.Р. в отношении Мельченко Р. составлен протокол об административном правонарушении № 499/23 от 8 июня 2023 г., действия Мельченко Р. квалифицированы по части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Переводчиком по настоящему делу назначен переводчик ООО «Агентство «Мир переводов» (город Казань, ул. Парижской Коммуны, д. 25/39) ФИО1 которому разъяснены положения статьи 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Мельченко Р. вину признал, в содеянном раскаялся, указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства подтвердил. Также пояснил, что все близкие родственники - мать ФИО2 и младший брат ФИО3 имеют вид на жительство в Российской Федерации, на территории Республики Казахстан близких родственников не имеется. Он обучается здесь на пятом курсе Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева—КАИ по очно-заочной форме обучения на бюджете, у него скоро начнутся выпускные экзамены и защита диплома. Выезд за пределы Российской Федерации был связан с заменой паспорта, у него была прописка до 18 мая 2023 г., он самостоятельно пошел в отдел миграции проверить все ли в порядке у него с регистрацией, не предполагая, что при повторноv заезде необходимо заново вставать на учет. Просил не назначать наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Выслушав пояснения Мельченко Р., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Часть 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи.
В силу положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), или ходатайство образовательной организации, которая включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень и в которой иностранный гражданин обучается по образовательной программе, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 7 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
В соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Согласно статье 20 названного Федерального закона, иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Постановке на учет по месту пребывания подлежат:
1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) не имеет места жительства; б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания; в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом; г) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства; д) находится в учреждении, исполняющем административное наказание;
2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания; б) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства; в) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином: 1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации; 2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации; 3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи.
Виновность Мельченко Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от 8 июня 2023 г. № 499/23, рапортом сотрудника полиции от 8 июня 2023 г., сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России, объяснениями Мельченко Р., постановлением № 8600346 от 23 февраля 2023 г и иными материалами. Данные доказательства судья признает достоверными, поскольку они согласуются друг с другом.
К смягчающим наказание обстоятельствам судья относит признание Мельченко Р. вины и раскаяние в содеянном.
К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, суд относит повторное привлечение лица к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение года.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5, если санкция статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом, в случае, если дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно статье 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в Риме 4 ноября 1950 г., никому не может быть отказано в праве на образование; государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
Раскрывая приведенный общеправовой принцип статьей 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., установлено, что каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Исходя из Указа Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» задачами миграционной политики являются создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации. Основными направлениями миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников являются: а) повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях; б) обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории.
В ходе судебного разбирательства установлены устойчивые социальные связи Мельченко Р. с Российской Федерации, в частности из представленных в материалы дела доказательств, пояснений Мельченко Р. следует, что его мать ФИО2 и младший брат ФИО3 имеют вид на жительство в Российской Федерации. Из пояснений Мельченко Р. следует, что он имеет намерение проживать с семьей на территории Российской Федерации. Он обучается на пятом курсе Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева—КАИ по очно-заочной форме обучения.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П, от 17 февраля 2016 г. № 5-П и др.).
При назначении наказания судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, признание им своей вины в совершенном административном правонарушении, раскаяние в содеянном, отягчающие административную ответственность обстоятельства, и, учитывая наличие у Мельченко Р. устойчивых социальных связей на территории Российской Федерацией, наличие у него намерения проживать с семьей в Российской Федерации, успешное обучение на протяжении нескольких лет в Российской вузе, и с учетом вышеуказанных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (три тысячи) рублей, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без применения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать Мельченко Романа, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина Казахстана, национальный паспорт иностранного гражданина № виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей в доход государства без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления на Единый Казначейский счет по следующим реквизитам: получатель штрафа УФК по РТ (МВД по Республике Татарстан), Отделение НБ Республики Татарстан город Казань, р/с № 03100643000000011100, БИК Банка 019205400, ИНН 1654002946, КПП 165501001, ОКТМО 92701000, КБК 18811601181019000140, УИН 18891169990195179047.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в отдел обеспечения судопроизводства по делам об административных правонарушениях Кировского районного суда города Казани (улица Шоссейная, дом 3).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вручения через Кировский районный суд города Казани Республики Татарстан.
Судья Кировского
районного суда города Казани Т.А. Хадыева