УИД: 68RS0№-18
М-1137/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятие искового заявления.
10 апреля 2023 года <адрес>
Судья Октябрьского районного суда <адрес> Грязнева Е.В.,
рассмотрев исковое заявление ФИО1 к Войсковой части №, Министерству обороны РФ о признании незаконными бездействий войсковой части №, возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату,
Установил:
В Октябрьский районный суд <адрес> поступило исковое заявление ФИО1 к Войсковой части №, Министерству обороны РФ о признании незаконными бездействий войсковой части №, выразившиеся в неиздание приказа о назначении единовременной выплаты и не направлении его в соответствующий финансовый орган, о возложении обязанности Министерству обороны РФ выплатить единовременную социальную выплату.
Изучив исковое заявление и приложенные к нему документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу пункта 2 части 1 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного Кодекса.
Как следует из разъяснений, данных в четвертом и пятом абзацах пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а равно не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (пункт 1 части 1 статьи 8 ГК РФ), споры о таких правах и обязанностях не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №.О-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Применительно к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, определяется на стадии принятия заявления к производству суда, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания. Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина, несогласного с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд. Вид судопроизводства определяется судом.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления, не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Из содержания искового заявления следует, что спорные правоотношения между заявителем и Войсковой частью №, Министерством обороны РФ возникли по вопросам о признании незаконными бездействий должностных лиц войсковой части №, выразившиеся в не издании приказа о назначении единовременной выплаты и в не направлении его в соответствующий финансовый орган для осуществления в дальнейшем возможности производства и получения вышеуказанной выплаты.
Указанные правоотношения регулируются положениями законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих.
В соответствии с комментируемой главой 22 раздела IV КАС РФ, военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми.
Таким образом, нормы главы 22 раздела IV КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой.
В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусмотрено создание единой системы государственной службы в Российской Федерации, включая такие ее виды, как государственная гражданская служба, военная служба и государственная служба иного вида, и установление для указанных видов службы общих институтов и единых дефиниций.
Административными ответчиками по делу являются Войсковая часть №, Министерство обороны РФ, то есть лица, обладающие публичными полномочиями в контексте действующего законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
Таким образом, ни по субъектному составу, ни по характеру возникших правоотношений спор не относится к делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства.
Именно на стадии принятия заявления к производству определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Исходя, из заявленных требований, исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, следовательно, оно должно соответствовать требованиям, предусмотренными ст.220 с учетом особенностей ст.227.1 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 134 ГПК РФ надлежит отказать в принятии искового заявления ФИО1, разъяснив, что с данными требованиями она вправе обратиться в порядке административного искового производства, для чего необходимо оформить административное исковое заявление, отвечающее требованиям ст. ст. 125, 126 КАС РФ, и подать его в суд по месту нахождения административного ответчика или месту жительства административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь п.п. 1 п. 1 ст. 134, ст. ст. 224-225 ГПК РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л :
Отказать в принятии искового заявления ФИО1 к Войсковой части №, Министерству обороны РФ о признании незаконными бездействий войсковой части №, возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату, в порядке гражданского судопроизводства, и передать заявление для решения вопроса о принятии в порядке административного судопроизводства
Судья Грязнева Е.В.