№12-260/2021
18RS0002-01-2021-004210-08
Р Е Ш Е Н И Е
15 декабря 2021 года с. Шаркан
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Лопатина Л.Э., при секретаре Перевозчиковой И.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – индивидуального предпринимателя Воронцова Я.П.,
заместителя прокурора Шарканского района УР Багирова Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении индивидуального предпринимателя Воронцова Я.П. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Балобановой О.Н. от <дата> по делу об административном правонарушении, которым индивидуальный предприниматель Воронцова Я.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Балобановой О.Н. от <дата> индивидуальный предприниматель Воронцов Я.П. (далее – ИП Воронцов Я.П.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Воронцов Я.П. в установленный законом срок обратился в суд с жалобой, в которой указал, что им совершено правонарушение, связанное с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. При этом, фактов причинения вреда, угрозы жизни, здоровью людей, объектам животного и растительного мира не выявлено, отсутствует факт причинения материального ущерба. Он ранее к административной ответственности не привлекался. Согласно ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ суд вправе при отсутствии указанных выше обстоятельств – отсутствия причинения вреда, назначить наказание в виде предупреждения, поскольку по результатам проверки было выявлено одно правонарушение, которое охватывается всеми составами, предусмотренными данной статьей. Поскольку на него был наложен штраф в размере 30 000 рублей, которое он не обжалует, считает, что административное наказание по остальным составам можно вынести в виде предупреждения.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ИП Воронцов Я.П. доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Указал, что с выявленными в ходе проведения прокуратурой Шарканского района УР проверки нарушениями в области обращения с отходами производства он согласен, квалификацию своих действий не оспаривает. В настоящее время он выявленные нарушения пытается устранить, ответ по устранению нарушений закона представил в прокуратуру Шарканского района УР. Считает назначенное ему наказание чрезмерно суровым. Отчет по отходам производства и потребления в настоящее время им пока не предоставлялся.
Заместитель прокурора Шарканского района УР Багиров Р.Н. в судебном заседании с доводами, изложенными ИП Воронцовым Я.П. не согласился, считал вынесенное должностным лицом административного органа постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, назначенное наказание соответствующим санкции ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ. Учитывая, что нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки, полагал, что оснований для замены административного штрафа предупреждением не имеется.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление – старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Балобанова О.Н., будучи извещена о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в связи с чем дело рассмотрено в её отсутствие.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений ст.ст.1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения. Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.30.6, ст.30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 года N 1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее по тексту – Порядок), которым устанавливаются требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно п.3 Порядка, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
Учету, согласно п.4 Порядка, в области обращения с отходами подлежат:
все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;
все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 6 Порядка, организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
В соответствии с пунктом 7 Порядка, при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:
выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;
выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.
Абз.2 п.9 Порядка установлено, что учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.
Таким образом, обязанность по учету отходов возложена на всех хозяйствующих субъектов, если в процессе их деятельности образуются опасные отходы или если они осуществляют иную деятельность по обращению с отходами, в том числе на индивидуальных предпринимателей.
Из материалов дела следует, что <дата> прокуратурой Шарканского района УР на основании решения №*** о проведении проверки от <дата> проведена проверка деревообрабатывающего пункта, принадлежащего ИП Воронцову Я.П. с привлечением специалистов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по УР с целью проверки сведений о возможных нарушениях природоохранного законодательства.
В ходе проведенной <дата> старшим помощником прокурора Шарканского района УР Леконцевой И.А. проверки установлено, что ИП Воронцовым Я.П., осуществляющим деятельность по распиловке древесины на земельном участке, расположенном по адресу: <*****> в процессе производственной деятельности образуются отходы – опил, пыль древесная, горбыль, при этом учет в области обращения с отходами производства не ведется, что явилось основанием для возбуждения <дата> прокурором Шарканского района УР дела об административном правонарушении по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные выше обстоятельства подтверждены объективно материалами дела:
- постановлением прокурора Шарканского района УР о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата> в отношении ИП Воронцова Я.П. о совершении им правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, где зафиксированы изложенные выше обстоятельства. При возбуждении дела об административном правонарушении ИП Воронцов Я.П. вину признал, при назначении наказания просил учесть, что относится к категории субъектов малого предпринимательства. Нарушений порядка возбуждения дела об административном правонарушении при рассмотрении жалобы не установлено;
- решением прокурора Шарканского района УР №*** от <дата> о проведении проверки деревообрабатывающего пункта, принадлежащего ИП Воронцову Я.П. в период с <дата> по <дата>, с целью проверки сведений о возможных нарушениях природоохранного законодательства. С решением о проведении проверки ИП Воронцов Я.П. ознакомлен путем получения его копии <дата>;
- справкой старшего помощника прокурора Шарканского района УР по результатам проверки, с которой ИП Воронцов Я.П. ознакомлен и согласен, согласно которой <дата> при проведении проверки деревообрабатывающего пункта ИП Воронцова Я.П. по адресу: <*****> установлено, что в процессе производственной деятельности образуются отходы – опил, пыль древесная, горбыль, при этом учет в области обращения с отходами производства не ведется;
- выпиской из ЕГРН от <дата> в отношении земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу<*****>, который относится к категории земель: «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «сельскохозяйственное использование – размещение зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения», принадлежит на праве собственности Воронцову Я.П.;
- выпиской из ЕГРИП от <дата>, согласно которой Воронцов Я.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства с <дата>;
- объяснением Воронцова Я.П. от <дата> в прокуратуре Шарканского района УР, согласно которым им осуществляется деятельность по распиловке древесины, начиная с <дата> года. Для распиловки древесины использует земельный участок по адресу: <*****> на котором расположены проиводственные здания, размещена пилорама. Распиловка древесины осуществляется на ленточном станке МВ-2000. В ходе производственной деятельности образуются отходы - опил, древесная пыль, горбыль. На земельном участке складируются автомобильная резина, пластиковые емкости. Накопление и хранение отходов осуществляется на земельном участке. Учет образовавшихся отходов он не ведет, инвентаризацию не проводит, отчеты по отходам в уполномоченные органы не предоставляет.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ИП Воронцов Я.П., осуществляя хозяйственную деятельность по адресу: <*****>, в нарушение положений части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.4 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 не исполнил обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Действия ИП Воронцова Я.П. должностным лицом административного органа верно квалифицированы по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные выше обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения ИП Воронцова Я.П. к административной ответственности не нарушен.
Постановление о привлечении ИП Воронцова Я.П. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел (в сфере охраны окружающей природной среды).
Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о выявлении в ходе проверки одного правонарушения, подлежат отклонению, поскольку согласно ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Следовательно, выявление в ходе одной проверки нескольких правонарушений, не препятствует возбуждению дел обо всех административных правонарушениях, при этом наказание в силу указанных выше норм назначается за каждое из них.
В настоящей жалобе заявитель приводит доводы о необоснованности размера назначенного административного штрафа, указывая, что он подлежит замене на предупреждение ввиду того, что он является субъектом малого предпринимательства.
Действительно, согласно Сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от <дата> глава КФХ (индивидуальный предприниматель) Воронцов Я.П., относится к числу микропредприятий.
Должностное лицо административного органа, решая вопрос об административном наказании, исходя из конкретных обстоятельств дела, посчитал возможным назначить административное наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере 40 000 рублей.
В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается замена административного штрафа предупреждением, поскольку выявленные нарушения допущены в связи с несоблюдением ИП Воронцовым Я.П. требований законодательства об охране окружающей среды, чем создается угроза причинения вреда. Учитывая изложенное, оснований для замены назначенного административного наказания предупреждением не имеется, доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.
Кроме того, в отношении индивидуального предпринимателя Воронцова Я.П. положение статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае не применимо, в связи с тем, что административное правонарушение выявлено не в ходе государственного контроля (муниципального контроля), а в ходе прокурорского надзора. Данная статья подлежит применению при условии, что совершенное административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Таким образом, доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.
Оснований для назначения ИП Воронцову Я.П. наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 10 статьи 8.2 КоАП РФ, исходя из положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, не имеется в связи с тем, что минимальный размер административного штрафа для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица составляет 40 000 рублей, что меньше размера административного штрафа, указанного в ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, предусматривающего возможность его назначения при наличии исключительных обстоятельств.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и свидетельствующих о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
При таких обстоятельствах постановление от <дата> о привлечении к административной ответственности ИП Воронцова Я.П. за административное правонарушение, предусмотренное ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения, а жалоба ИП Воронцова Я.П. - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление от <дата> старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Балобановой О.Н., которым индивидуальный предприниматель Воронцов Я.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб., оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Воронцова Я.П. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения копии, через Воткинский районный суд Удмуртской Республики, либо непосредственно в Верховный суд Удмуртской Республики.
Судья: Л.Э. Лопатина