Судья: Перцева Ю.В. адм. дело N 33а-3005/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 марта 2024 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Гулевича М.И. и Толмосовой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Пашкевич А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2-975/2023 с апелляционной жалобой МКУ Ресурс на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 5 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., представителя административного ответчика Волковой Е.А. и представителя заинтересованного лица Назмеевой Г.Х., представителя административного истца Никитиной Е.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Безенчукского района Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ с иском к ГБОУ СОШ с.п.Переволоки м.р.Безенчукский Самарской области, Администрации м.р. Безенчукский Самарской области, МКУ м.р. Безенчукский Самарской области «Ресурс» об устранении нарушений в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, указав, что проведенной прокуратурой проверкой образовательной организации, установлено, что в нарушение требований законодательства вход в здание ГБОУ СОШ с.п.Переволоки не оборудован пандусом, что нарушает права инвалидов, в том числе несовершеннолетних. По результатам проведенной проверки прокуратурой вынесено в адрес ГБОУ СОШ с.п.Переволоки представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. На момент подачи административного искового заявления в суд, выявленные нарушения не устранены. В целях устранения нарушений прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. Нарушения устранены не были, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд.
В связи с изложенным, прокурор просил обязать МКУ м.р. Безенчукский Самарской области «Ресурс» в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить недостатки образовательного объекта ГБОУ СОШ с.п.Переволоки м.р.Безенчукский Самарской области путем установления на входе в здание пандуса; обязать администрацию м.р. Безенчукский Самарской области обеспечить финансирование МКУ м.р. Безенчукский Самарской области «Ресурс» в целях устранения недостатков образовательного объекта, ГБОУ СОШ с.п.Переволоки м.р.Безенчукский Самарской области, для установления на входе в здание пандуса.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ года суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства (том 1 л.д. 145-147).
Решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Безенчукского районного суда Самарской области от 25 июля 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. (том 1 л.д. 171-180) требования прокурора удовлетворены частично, на муниципальное казенное учреждение муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» возложена обязанность в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить недостатки образовательного объекта государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Переволоки муниципального района Безенчукский Самарской области путем установления на входе в здание пандуса; на администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области возложена обязанность в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование муниципального казенного учреждения муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» в целях устранения недостатков образовательного объекта, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Переволоки муниципального района Безенчукский Самарской области для установления на входе в здание пандуса (т.2 л.д. 71-79)
В апелляционной жалобе МКУ Ресурс ставит вопрос об отмене решения суда (т.1 л.д. 185-187).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.
Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Решение суда может быть отменено или изменено судом апелляционной инстанции (пункты 2, 3 статьи 309, пункт 4 части 1, часть 4 статьи 310 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит изменению в части начала течения срока, установленного судом для устранения муниципальным казенным учреждением муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» выявленных нарушений, а также в части возложения на администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области обязанности по финансированию работ по устранению нарушений.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Безенчукского района Самарской области проведена проверка соблюдения ГБОУ СОШ с.п.Переволоки законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов.
В ходе проверки было установлено, что в образовательном учреждении по адресу: <адрес> вход в здание не оборудован пандусом.
Выявленное нарушение требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки и лицами, участвующим в деле не оспаривается.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой в адрес руководителя ГБОУ СОШ с.п.Переволоки внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов.
Представление рассмотрено, удовлетворено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, районный суд исходил из того, что здание ГБОУ СОШ с.п.Переволоки не соответствует требованиям законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов, при этом администрацией м.р. Безенчукский Самарской области не обеспечено надлежащее финансирование данных мероприятий.
Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» министерство образования в структуру органов местного самоуправления не входит, бюджет формируется на уровне муниципального района, администрация распределяет средства, в том числе, и на систему образования.
В ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72, пункт «ж» ч.1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 2, 7, 18 и 19).
В соответствии со ст.2 и ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов гарантируется государством и направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Органы местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами" световых сигналов светофоров, и устройств, регулирующих движений пешеходов через транспортные коммуникации).
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
На основании п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается в том числе на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В силу ч.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп население с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.
Перечисленные в ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр. Так, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Частью 3.15 указанного Свода Правил определено, что пандус это сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности. Согласно п. 6.1.1 Свода Правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Пунктом 6.1.2 Свода Правил определено, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ должностными лицами ГБОУ СОШ с.Переволоки м.р.Безенчукский не принято мер, направленных на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Вход в помещение образовательного учреждения не оборудован пандусом с поручнями или подъемными устройствами у лестниц, что существенно нарушает конституционные права инвалидов, в том числе несовершеннолетних, на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не соблюдены, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному мнению, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства, в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
ДД.ММ.ГГГГ года между Правительством Самарской области и администрацией м.р.Безенчукский заключено соглашение, в соответствии с которым техническое обеспечение здания образовательной организации в целом возложено на орган местного самоуправления, а осуществление образовательного процесса и реализация полномочий, вытекающих из требований закона об образовании на сами образовательные организации и их учредителей, в рассматриваемом случае - министерство образования и науки Самарской области.
В соответствии с пунктом 2.2 данного соглашения органы местного самоуправления м.р. Безенчукский Самарской области обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям Самарской области, и контролирует его использование.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному между м.р.Безенчукский Самарской области, от имени которого выступает комитет по управлению муниципальным имуществом м.р. Безенчукский Самарской области (собственник), МБУ «Ресурс» (ссудодатель) и школой (ссудополучатель) - имущество школы является собственностью м.р. Безенчукский Самарской области и передано школе по договору безвозмездного пользования.
В соответствии с Уставом, утверждённым постановлением администрации м.р.Безенчукский от 10.12.2015 N 1600, МКУ «Ресурс» финансируется за счет средств бюджета муниципального района Безенчукский в соответствии с бюджетной сметой (п.4.1).
Судом установлено, что собственником здания школы, расположенного по адресу: <адрес> является администрация муниципального района Безенчукский Самарской области.
Имущество школы является собственностью муниципального района Безенчукский Самарской области и передано школе по договору безвозмездного пользования, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием муниципальный район Безенчукский Самарской области от имени которого выступает комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Безенчукский Самарской области (собственник), МБУ «Ресурс» (ссудодатель) и школой (ссудополучатель).
В соответствии с п.3.2.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ г. ссудодатель обязан организовать выполнение текущего и аварийного ремонтов недвижимого имущества, проведение работ, связанных с устранением нарушений требований законодательства.
Таким образом, обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник обязан нести все расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности.
Оборудовать пандусом вход в здание школы возможно в рамках проведения капитального или текущего ремонта здания. Обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет, за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности.
Из представленной учреждением информации следует, что запросы на выделение денежных средств направлялись, однако мер до настоящего времени не принято.
Ограниченность финансирования, вопреки доводам апелляционной жалобы, не может являться основанием для освобождения от исполнения требований закона.
В силу статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Финансирование деятельности образовательного учреждения относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, а также в силу отнесения данного вопроса к вопросам местного значения. Изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области как учредителя ГБОУ СОШ с.п.Переволоки.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неверно определил началом течения срока, установленного для устранения выявленных нарушений дату вступления решения суда в законную силу, в рассматриваемом случае началом течения названного срока правильно исчислять с даты поступления финансирования.
С целью соблюдения принципа исполнимости судебного акта, судебная коллегия считает необходимым отнести материальные расходы на мероприятия по устранению выявленных нарушений на администрации муниципального района Безенчукский Самарской области как на главного распорядителя бюджетных средств.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Безенчукского районного суда Самарской области от 5 декабря 2023 г. изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
обязать муниципальное казенное учреждение муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» в течение <данные изъяты> месяцев с даты поступления финансирования устранить недостатки образовательного объекта государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Переволоки муниципального района Безенчукский Самарской области путем установления на входе в здание пандуса.
Отнести материальные расходы на мероприятия по устранению выявленных нарушений на администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий –
Судьи -