Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 февраля 2023 г.
Индустриальный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Костаревой Л.М.,
при секретаре Устюговой Г.Н.,
с участием представителя ответчика Тишкова Н.И. – Басалгиной А.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации <адрес> к ООО «Пермкоммуналсервис», Тишкову Н. И. о приведении нестационарного объекта в соответствие с требованиями к внешнему виду, взыскании судебной неустойки,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратилась в суд с иском к ООО «Пермкоммуналсервис», Тишкову Н. И. о приведении нестационарного объекта в соответствие с требованиями к внешнему виду, взыскании судебной неустойки.
В обоснование исковых требований указано, что администрацией <адрес> в ходе проведения планового осмотра ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке по адресу: Пермь, Макаренко, 28, принадлежащем на праве собственности собственникам помещений многоквартирного дома, с кадастровым номером № (согласно выписке из ЕГРН), площадью 7324 +/- 32 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «Многоквартирные жилые дома; магазины общей площадью не более 1500 кв.м, объекты общественного питания», выявлен факт размещения нестационарного объекта «павильон «Фрукты-овощи», принадлежащему Тишкову Н. И.. Тишков Н.И. ранее был привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.11.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «Об административных правонарушениях в <адрес>». По данному факту принято постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, которым лицо привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде штрафа в сумме 1000 (Одна тысяча) руб. Тишковым Н.И. штраф в сумме 1000 (Одна тысяча) оплачен, что подтверждается платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №. В материалах административного дела имеется договор между управляющей компанией «Домком» и Тишковым Н.И., подтверждающий передачу земельного участка в аренду по воле управляющей компании. Вместе с тем Тишковым Н.И. совершены действия, направленные на устранение обстоятельств, при которых он был привлечен к административной ответственности. В нарушение Правил, Нестационарный объект не соответствует установленным требованиям к внешнему виду, в том числе требованиям к размеру Нестационарных объектов, в следующей части: не соблюдены требования к параметрам, конструкциям, материалам, цветовому решению, применяемыми при изготовлении и отделке нестационарных объектов, что является нарушением пунктов 9.4.4.1, 9.4.4.3, Приложения 1 Правил, запрещающих размещение некапитального строения, сооружения некапитального строения, сооружения, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, не соответствующего требованиям к внешнему виду. По состоянию на сегодняшний день павильон в нормативный вид не приведён. Указанный павильон находится на придомовой территории МКД <адрес>, первый (и единственный, на момент подачи иска) справа при повороте с <адрес> при движении от МКД Макаренко, 28 в сторону МКД Тургенева, 39 по <адрес> объектов, установленных Правилами. В срок, установленный для устранения, Ответчики необходимые меры не приняли.
На основании изложенного, истец просит обязать Тишкова Н.И., ООО «Пермкоммуналсервис» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями к внешнему виду, определенными Правилами благоустройства территории <адрес>, утвержденными Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, внешний вид Нестационарного объекта - павильон, именуемый на момент подачи иска «Фрукты-овощи», расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, на придомовой территории МКД Макаренко, 28, первый (и единственный, на момент подачи иска) справа при повороте с <адрес> при движении от МКД Макаренко, 28 в сторону МКД Тургенева, 39 по <адрес>, взыскать с ответчиков в пользу администрации <адрес> судебную неустойку за неисполнение настоящего решения в размере 300 (Триста) рублей с Тишкова Н. И., 500 (Пятьсот) рублей с ООО «Пермкоммуналсервис» за каждый день просрочки исполнения настоящего решения суда, начиная с истечения месяца с момента вступления решения суда в законную силу и по день исполнения решения суда.
Истец администрация <адрес> в судебное заседание своего представителя не направила. В письменном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие.
Ответчик ООО «Пермкоммуналсервис» в судебное заседание своего представителя не направил, извещен. Ранее в материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что с исковыми требованиями ответчик не согласен. Ответчик осуществляет обслуживание МКД и предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений МКД с ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером № был передан ответчику на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ввиду того, что управляющая организация не осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием нестационарного объекта, владение и пользование указанным объектом также не осуществляет, в сооружении объекта не принимала участия, считают, что ООО «Пермкоммуналсервис» является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д.53-54).
Ответчик Тишков Н.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика Тишкова Н.И. в судебном заседании с иском не согласна. Пояснила, что Тишков Н.И. заключил договор аренды земельного участка с ООО «УК Домком» сроком действия 10 лет. Тишков Н.И. на законных основаниях разместил свой объект на земельном участке. Согласно акту, представленному в материалы дела, нестационарный торговый объект уже приведен в соответствие собственником объекта. На сегодняшний день никаких претензий по торговому объекту у администрации <адрес> уже нет. Истец заявляет требования о назначении астрента, однако взыскание астрента возможно только в качестве неустойки за неисполнение гражданско-правового обязательства. В данном случае истец заявляет требования о взыскании астрента не в рамках частных гражданско-правовых отношений, а в рамках публично-правовых отношений, кроме того, природа астрента предусматривает возмещение нарушенных прав истца, при заявлении подобных требований, но права истца не нарушены. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Кроме того, ссылаясь на заключение ООО «МУПТИ» о виде, соответствии строительных конструкций и материалов сооружения по адресу: <адрес>, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с абз. 2 п. 1.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесены, в том числе, полномочия по организации благоустройства территории городского округа.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 31-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В силу ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ (пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе администрации <адрес>, утвержденным решением Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, администрация района создана для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно-распорядительных функций на соответствующей территории.
Согласно п. п. 2.1., 2.2. Типового положения основной целью деятельности Территориального органа является эффективное управление соответствующей территорией; основными задачами Территориального органа являются:
реализация полномочий, закрепленных за Территориальным органом;
организация непосредственного взаимодействия с населением, обеспечение прав граждан на участие в решении вопросов местного значения.
В соответствии с п. 3.5.1 Типового положения администрация района с ДД.ММ.ГГГГ. осуществляет в пределах своей компетенции муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории <адрес>.
Согласно пункту 3.5.2 Типового положения администрация района наделена полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законодательством в отношении граждан, должностных и юридических лиц в пределах своих полномочий в соответствии с перечнем должностных лиц территориальных органов администрации <адрес>, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечнем должностных лиц функциональных, территориальных органов администрации <адрес>, уполномоченных на осуществление муниципального контроля (за исключением муниципального финансового контроля), утвержденными правовым актом администрации <адрес>.
Таким образом, органы местного самоуправления не только утверждают правила благоустройства, но и осуществляют контроль за их соблюдением.
В порядке реализации указанных полномочий решением Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства территории <адрес> (далее - Правила благоустройства).
Указанные Правила благоустройства обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и действуют на всей территории <адрес>, а контроль за их исполнением осуществляют уполномоченные органы администрации <адрес>. За нарушение Правил наступает административная ответственность в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 9.1. Правил благоустройства, элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Согласно п. 9.4.4.1. Правил благоустройства проектирование нестационарных объектов осуществляется с учетом принципов функционального разнообразия и в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки и благоустройства соответствующей территории <адрес>, организации комфортной пешеходной среды, сохранения и повышения уровня комфортности проживания граждан, на основании требований к внешнему виду и местам размещения Нестационарных объектов, установленных настоящим подпунктом и подпунктами 9.4.4.2, 9.4.4.4 Правил.
Требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых и обосновании размещения существующих нестационарных объектов.
Внешний вид нестационарных объектов должен соответствовать типовым проектам, утвержденным Правилами, за исключением сезонного (летнего) кафе. Размещение Нестационарных объектов по индивидуальным проектам (эскизам) внешнего вида нестационарных объектов осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных подпунктом 9.4.4.4 Правил, за исключением сезонного (летнего) кафе;
Согласно п. 9.4.4.3. Правил благоустройства требования к типовым проектам нестационарных объектов установлены в приложении 1 к Правилам.
Приложением 1 к Правилам благоустройства определены Требования к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (далее - Требования).
Пункт 3 данных Требований содержит требования к параметрам, конструкциям, материалам, цветовому решению, применяемым при изготовлении и отделке нестационарных объектов, требования к вывескам, дополнительные требования к нестационарным объектам, а именно:
Согласно подп. 3.5 Требований цветовым решением типовых проектов всех типов "Киоск", "Павильон" являются:
несущий каркас: <данные изъяты> антрацитово-серый;
оконные и дверные переплеты: должны соответствовать выбранному <данные изъяты> антрацитово-серый);
декоративные элементы внешней отделки: ограждающая конструкция: <данные изъяты>;
декоративные стойки: <данные изъяты>;
декоративные панели (рейки): <данные изъяты>
роллетные системы (рольставни): должны соответствовать выбранному <данные изъяты>
остекление: прозрачное с антивандальным покрытием, ударопрочное (тонирование стекла запрещается);
вентиляционные решетки: должны соответствовать выбранному <данные изъяты>
цоколь: должен соответствовать цвету каркаса <данные изъяты>
В приложении к Приложению № отображено графическое изображение типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания.
Подпункт 3.8 Требований содержит требования к установке вывески типовых проектов. Вывеска типовых проектов всех типов "Киоск", "Павильон" состоит из графической и текстовой частей. Текстовая часть в виде отдельно стоящих букв, объемных или плоскостных, световых или несветовых (подп. З.8.1., 3.8.2 Требований).
Размещение нестационарных торговых строений, не соответствующих Требованиям пункта 9.4.4.3. Правил благоустройства, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 6.11.1. <адрес> "Об административных правонарушениях в <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ. №-ПК.
В соответствии с примечанием к части 2 статьи 6.11.<адрес> "Об административных правонарушениях в <адрес>" субъектами правонарушения, установленного настоящей статьей, являются собственник или иной законный владелец некапитального нестационарного строения, сооружения или иное лицо, которое осуществляло его эксплуатацию в момент выявления факта совершения правонарушения.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателями земельного участка с кадастровым № по адресу <адрес> являются собственники помещений в многоквартирном доме (общая долевая собственность) (л.д. 16-24).
Между ООО «УК Домком» (арендодатель) и Тишковым Н. И. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендатору передан в аренду земельный участок площадью 100 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для использования в целях размещения торговых павильонов. Договор заключен на 10 лет.
Таким образом, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> размещено некапитальное нестационарное сооружение в виде павильона, деятельность в котором осуществляет ответчик Тишков Н. И. на основании договора аренды земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Домком» в лице директора Щетникова К.Ю., действующего на основании Устава, с одной стороны и Тишковым Н.И.
Должностным лицом администрации <адрес> в ходе проведения планового осмотра выявлен факт размещения вышеуказанного объекта на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>, и несоответствия этого объекта требованиям Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно п. 9.4.4 при размещении нестационарного строения, сооружения, внешний вид должен соответствовать графическому документу (типовому проекту). Нарушением является несоответствие требований к внешнему виду некапитального нестационарного строения, сооружения:
- по составу основных конструкций нестационарного строения, сооружения;
- по архитектурным решениям конструкций нестационарного строения, сооружения (включая его геометрические и (или) объемные параметры) и исполнения фасада нестационарного строения, сооружения;
- по цветовому оформлению фасада и (или) требованиям к материалам его отделки;
- по месту размещения вывески и требования к вывеске.
Итоги осмотра зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотоматериала (л.д. 28,32).
Постановлением административной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Тишков Н. И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.11.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №-ПК "Об административных правонарушениях в <адрес>" (размещение некапитального нестационарного строения, сооружения, внешний вид которого не соответствует графическому документу, касающемуся проектирования некапитального нестационарного строения, сооружения соответствующего типа (вида)), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.
В судебном заседании представитель ответчика Тишкова Н.И. пояснила, что нестационарный торговый объект приведен собственником объекта в соответствие с требованиями Правил благосустройства, выявленные нарушения устранены, на сегодняшний день никаких претензий по торговому объекту у администрации <адрес> не имеется.
Из представленного истцом суду акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленного уполномоченными представителями администрации <адрес>, следует, что в ходе осмотра при субъективной оценке (визуальной) установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № (вид разрешенного использования – многоквартирные жилые дома, магазины общей площадью не более 1500 кв.м, объекты общественного питания), установлен павильон «Овощи-фрукты». На объекте выполнены работы по приведению нестационарного объекта в соответствие с Правилами (л.д.103-106).
Кроме того, представителем ответчика в материалы дела представлено заключение ООО «МУПТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что абсолютно все конструктивные элементы ограждающих и несущих конструкций объекта некапитального строительства произведены в заводских условиях и надлежащего качества. На основании проведенного обследования и предоставленных материалов установлено, что многофункциональное сооружение по адресу: <адрес>, т.к. все материалы, использованные для его монтажа, соответствуют регламентированным Правилам благоустройства <адрес>, утвержденными решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Принимая во внимание вышеназванные нормы права и установленные в ходе рассмотрения дела юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нарушения по несоблюдению требований к параметрам, конструкциям, материалам, цветовому решению, применяемым при изготовлении и отделке нестационарных объектов, выявленные администрацией <адрес>, ответчиком после обращения истца в суд были устранены, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований администрации <адрес> не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации <адрес> к ООО «Пермкоммуналсервис», Тишкову Н. И. о приведении нестационарного объекта в соответствие с требованиями к внешнему виду, взыскании судебной неустойки отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.М. Костарева
Мотивированное решение изготовлено 27.02.2023