Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-14464/2019 от 01.11.2019

Судья: Рапидова И.В.

Гражданское дело № 2-1690/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33 –14464/2019

2 декабря 2019 года                      г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Мартемьяновой С.В.,

судей Самодуровой Н.Н., Улановой Е.С.,

при секретаре Астафьевой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 4 сентября 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Абдряшитовой Гульфири Габдулхамитовны к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, - удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в пользу Абдряшитовой Гульфири Габдулхамитовны сумму причиненного автомобилю ущерба в виде стоимости восстановительного ремонта в размере 21 800 рублей, расходов на проведение оценки в размере 800 рублей, расходов за нотариальное оформление доверенности в размере 1 200 рублей, расходов на оплату юридических услуг в размере 5 000 рублей, сумму уплаченной государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенной части требований в размере 854 рубля, а всего – 29 654 (Двадцать девять тысяч шестьсот пятьдесят четыре рубля).

Взыскать с Абдряшитовой Гульфири Габдулхамитовны в пользу ООО «НМЦ «Рейтинг» сумму расходов за изготовление судебной экспертизы в размере 31 500 (Тридцать одна тысяча пятьсот рублей).

Взыскать с Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в пользу ООО «НМЦ «Рейтинг» сумму расходов за изготовление судебной экспертизы в размере 3 500 (Три тысячи пятьсот рублей).

В удовлетворении исковых требований Абдряшитовой Гульфире Габдулхамитовне к ООО «Самаратрансстрой», ГКП Самарской области «АСАДО», Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мартемьяновой С.В., объяснения представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области по доверенности Ракитина М.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Абдряшитова Г.Г. обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары с иском к ООО «Самаратрансстрой», Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, ГКП Самарской области «АСАДО», Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара о взыскании ущерба в солидарном порядке.

В обоснование иска указала, что 13.03.2016г. по адресу: <адрес>, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства Рено Дастер, г/н , выразившееся в наезде на выбоину, расположенную на проезжей части дороги, в результате чего автомобилю причинены механические повреждения, стоимость устранения которых согласно экспертному заключению составляет 217 670 руб.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Абдряшитова Г.Г., с учетом уточненных исковых требований, просила суд взыскать с ответчиков солидарно сумму ущерба в виде стоимости восстановительного ремонта автомобиля в размере 21 800 рублей, расходы на оплату услуг эксперта в размере 8 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, расходы за нотариальное оформление доверенности в размере 1 200 рублей, уплаченную государственную пошлину в размере 5 457 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить, ссылаясь на то, что ответственность по возмещению ущерба должна быть возложена на подрядчика ООО «Самаратрансстрой», указывает на то обстоятельство, что оплата судебной экспертизы произведена в полном объеме.

В заседании судебной коллегии представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области по доверенности Ракитин М.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки не сообщили.

В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства возникают, в частности вследствие причинения вреда.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 указанной статьи).

Как установлено судом первой инстанции, Абдряшитовой Г.Г. на праве собственности принадлежит транспортное средство Рено Дастер, г/н , что подтверждается паспортом транспортного средства № (л.д.9,9 оборот).

Согласно справке о ДТП 13.03.2016г. в 12.30 часов по адресу: <адрес> водитель Абдряшитов Р.И., управляя автомобилем марки Рено Дастер, г/н , попал в выбоину на дороге (л.д.10,38).

Наличие выбоины на проезжей части, размером 28мх1,4мх0,13м, зафиксировано в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленным инспектором ДПС Роты полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Самаре 13.03.2016 года (л.д. 40).

В результате произошедшего ДТП автомобилю истца были причинены механические повреждения, собственнику Абдряшитовой Г.Г. - имущественный вред.

Согласно экспертному заключению ООО «ЭкспертОценка», стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца Рено Дастер, г/н , составляет 217 670 рублей.

Автомобильная дорога по адресу: <адрес> входит в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области», утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 .

Согласно п. 4 Постановления Правительства Самарской области от 24 августа 2005г. "Об автомобильных дорогах общего пользования Самарской области", контроль за выполнением настоящего Постановления возложен на Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

05.10.2015г. между Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (заказчик) и ООО «Самаратрансстрой» (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции Московского шоссе на участке от пр. Кирова до АЗС «Роснефть» г.о. Самары, обеспечивающего подъезд к стадиону.

Пунктом 7.3.33 государственного контракта подрядчик взял на себя обязательство обеспечивать содержание и сохранность объекта с момента начала работ по подписания Акта сдачи-приемки законченных работ по объекту; создать и поддерживать безопасные условия движения транспортных средств на объектах в соответствии с согласованной с органами ГИБДД схемой, обеспечивать выполнение на объектах противопожарных мероприятий, мер по охране окружающей среды, уборку мусора в период производства работ, выполнять иные работы по содержанию объекта (п. 7.3).

В соответствии с п. 7.3.36, 7.3.47 государственного контракта подрядчик обязан разработать и согласовать с органами ГИБДД временную схему организации движения на время производства работ; создавать и поддерживать безопасные условия движения транспортных средств на объектах в соответствии с согласованной с органами ГИБДД схемой.

Согласно п. 9.8 указанного государственного контракта, подрядчик несет ответственность за создание и поддержание безопасных условий движения транспортных средств на объекте в соответствии с согласованной с органами ГИБДД схемой.

В соответствии с п. 16.1 контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 29.02.2018 года.

Как следует их п. 7 представленной в материалы дела Схемы организации движения и ограждения места долговременных дорожных работ «Реконструкции Московского шоссе на участке от проспекта Кирова до АЗС «Роснефть» г.о. Самара», согласованной с органами Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы) устраиваемые при укреплении обочин глубиной 0,1 метра и более необходимо ограждать, применяя сигнальные шнуры или направляющие конусы, а также щиты или барьеры, которые устанавливаются на всем протяжении зоны работ через 15 метров и оборудуют сигнальными фонарями. В населенных пунктах ограждающие щиты или барьеры оборудуют сигнальными фонарями, которые зажигают с наступлением сумерек.

Определением суда от 13.06.2019 года по ходатайству представителя ответчика министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области назначена судебная автотехническая экспертиза, проведение которой поручено ООО НМЦ «Рейтинг». Расходы по оплате экспертизы возложены на Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Согласно заключению эксперта от 12.08.2019г. ООО «НМЦ Рейтинг», стоимость восстановительного ремонта автомобиля Рено Дастер, г/н , составляет 21 800 рублей без учета износа, 17 900 рублей с учетом износа.

В связи с отсутствием оплаты ООО «НМЦ «Рейтинг» заявлено ходатайство о взыскании с Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области расходов на изготовление экспертного заключения от 12.08.2019г. в размере 35000 рублей.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь требованиями законодательства, регулирующего спорные отношения, суд пришел к правильному выводу о том, что ответственность по возмещению причиненного истцу ущерба в данном случае лежит на Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба в случаях повреждения транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия.

Как следует из предписаний абзацев третьего и пятого статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

При рассмотрении дела установлено, что автомобильная дорога, на участке которой образовалась выбоина, входит в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области», утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 .

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 , Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства Самарской области и ответственным за координацию основных направлений реализации государственной политики в области развития транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства, проводимой с целью повышения уровня жизни населения Самарской области.

На основании абз. 9 п. 1.6 Положения на Министерство возлагается обеспечение эффективного использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области и осуществление дорожной деятельности в Самарской области.

Согласно п. 2.1 указанного Положения в ведении Министерства находится проведение мероприятий, направленных на реализацию возложенных на Министерство задач.

Согласно пп. 2, 4 п. 2.2 Положения в рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет следующие полномочия: финансирует в пределах предоставленных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальные и текущие расходы по направлениям, относящимся к предметам ведения Министерства; осуществляет функции заказчика-застройщика в сфере дорожного хозяйства и транспортно-логистического комплекса, а также при реализации инвестиционных и инновационных проектов (программ) в соответствии с установленными полномочиями.

Согласно пп. 13,33, 41 п.2.2 Положения Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области осуществляет планирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, соблюдением стандартов, норм и других требований, регламентирующих выполнение дорожных работ; осуществляет в установленном действующим законодательством порядке предоставление земельных участков, которые находятся в собственности Самарской области или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области.

В соответствии с пп. 44, 51, 63 п.2.2 Положения Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области осуществляет контроль за соблюдением межремонтных сроков и принимает решения о выполнении ремонтно-восстановительных работ, замене или реконструкции автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области; осуществляет рациональное использование, содержание и эксплуатацию находящегося в оперативном управлении Министерства имущества, а также автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области; обеспечивает осуществление дорожной деятельности.

Согласно п. 1 Приказа Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 10.05.2011 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области, расположенными в границах городского округа Самара, Московское шоссе (от ул. Мичурина до АЗС "Юкос") и ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова)» Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки согласно приложению к настоящему Приказу, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области, расположенными в границах городского округа Самара, Московское шоссе (от ул. Мичурина до АЗС N 115 "Юкос") и ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова).

Согласно пункту 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на дорогах допустимо наличие просадок и выбоин, предельные размеры которых не превышают по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Неудовлетворительное состояние участка автодороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, наличие ямы на проезжей части автомобильной дороги, не соответствующей пункту 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, а также факт причинения автомобилю истца повреждений в результате наезда на выбоину, подтверждено представленными в материалы дело доказательствами.

На момент ДТП ограждение, предупреждающие знаки, вопреки требованию ГОСТ 50597-93 отсутствовали, что не оспаривалось сторонами.

Таким образом, причинение ущерба истцу произошло вследствие ненадлежащего исполнения Министерством транспорта и автомобильных дорог <адрес> своих обязанностей по ремонту и содержанию дорог, не обеспечившего состояние дороги в соответствии с указанным выше ГОСТом, из-за чего произошло ДТП, в результате которого истцу причинен ущерб.

Заключение контракта с подрядчиком ООО «Самаратрансстрой» на предмет выполнения дорожных работ, не освобождает Министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес> от возмещения потерпевшему ущерба в результате ненадлежащего выполнения таких работ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за повреждения транспортного средства истца лежит на подрядной организации, являются несостоятельными.

При определении размера причиненного истцу материального ущерба, суд правильно принял за основу заключение судебной экспертизы и руководствовался им при принятии решения, как не вызывающее сомнений в полноте, объективности и достоверности. Доказательства, опровергающие выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы, в материалы дела представлены не были.

При таких обстоятельствах вывод суда о взыскании с Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> в пользу истца суммы материального ущерба, судебных издержек расходов по оплате государственной пошлины является правильным.

Частью 1 статьи 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Суммы, подлежащие выплате экспертам, относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела (абзац второй статьи 94 ГПК РФ).

Частью 1 ст. 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Исходя из положений части 2 статьи 85 ГПК РФ, в случае отсутствия оплаты по произведенной экспертизе в суд направляется заявление о возмещение понесенных расходов с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части 1 статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, в рамках данного гражданского дела определением суда от 13.06.2019 года назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «НМЦ «Рейтинг». Расходы по оплате экспертизы возложены на Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Экспертом ООО «НМЦ «Рейтинг»» подготовлено экспертное заключение от 12.08.2019г., расходы на производство судебной экспертизы составили 35000 рублей.

По состоянию на 08.08.2019г. оплата экспертизы Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области проведена не была, в связи с чем, ООО «НМЦ «Рейтинг» обратился в суд с ходатайством о взыскании расходов на оплату услуг эксперта.

Взыскивая с Абдряшитова Г.Г. в пользу ООО «НМЦ «Рейтинг» расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 31 500 руб., с Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в пользу ООО «НМЦ «Рейтинг» в сумме 3 500 руб., суд применил положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек.

Судебная коллегия, соглашаясь с правовым обоснованием применения судом первой инстанции положений ст. 98 ГПК РФ о пропорциональном распределении издержек, находит ошибочным вывод суда о взыскании с Абдряшитова Г.Г. в пользу ООО «НМЦ «Рейтинг» расходов по оплате судебной экспертизы в сумме 31 500 руб.

Согласно приложенному к апелляционной жалобе платежному поручению от 22.08.2019г. Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области в пользу ООО «НМЦ «Рейтинг» произведена оплата судебной экспертизы, назначенной определением суда от 13.06.2019г. по гражданскому делу (т.2, л.д.14).

Учитывая данные обстоятельства, и принимая во внимание, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области участия в судебном заседании, к котором разрешен вопрос по существу заявленных требований, в том числе ходатайство ООО «НМЦ «Рейтинг» о распределении расходов по оплате судебной экспертизы, не принимало, в связи с чем у него отсутствовала возможность представить доказательства оплаты судебной экспертизы, судебная коллегия принимает представленное ответчиком новое доказательство.

В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права обжалуемое решение суда в части распределения расходов по оплате судебной экспертизы на основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения о взыскании с Абдряшитова Г.Г. в пользу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области расходов по оплате судебной экспертизы в сумме 31 500 руб.

В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 4 сентября 2019 года в части взыскания с Абдряшитовой Гульфири Габдулхамитовны в пользу ООО «НМЦ «Рейтинг» расходов по оплате судебной экспертизы - отменить, постановить в этой части новое решение, которым:

Взыскать с Абдряшитовой Гульфири Габдулхамитовны в пользу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области расходы по оплате судебной экспертизы в размере 31 500 (Тридцать одна тысяча пятьсот рублей).

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-14464/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Абдряшитова Г.Г.
Ответчики
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самары
Государственное казенное предприятие Самарской области Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области (ГКП Самарской области АСАДО)
Другие
ООО СамараТрансСтрой
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
01.11.2019[Гр.] Передача дела судье
02.12.2019[Гр.] Судебное заседание
09.01.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее