П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Самара 23 августа 2021 года
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Щеблютова Д.М.,
при секретарях судебного заседания – Ливановой Д.А., Навозновой М.С.,
лица, составившего протокол об административном правонарушении от 19.02.2021 г. УУП ОУУП и ПДН ОП №... УМВД России по адрес – ФИО6,
лица, привлекаемого к административной ответственности – Алашеева Е.С.
защитника – Селезнева С.А., предоставившего удостоверение №... выданное ГУ МЮ РФ по адрес дата и ордер №... от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ об административном правонарушении № 5-1637/2021 отношении Алашеева Егора Сергеевича, дата года рождения, уроженца адрес, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес,
У С Т А Н О В И Л:
Протоколом 21 №... об административном правонарушении от 19.02.2021 года, составленным УУП ОУУП и ПДН ОП № 4 У МВД России по г. Самара Кужабаев А.Е., Алашееву Е.С. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: 18.02.2021 года в 14:55 часов Алашеев Е.С. осуществил призыв в сети «Интернет» в телеграмм канале «Чат штаба Навального в Самаре» к участию 31.01.2021 года в 12:00 часов в публичном мероприятии в форме митинга в г.Самаре, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54 ФЗ с целью выражения мнения о несогласии с действиями властей в отношении политических заключенных и репрессиями, тем самым организовал публичное мероприятие путем осуществления предварительной агитации до момента согласования с администрацией г.о. Самара места и (или) времени о его проведении, нарушив ст. 10 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, УУП ОУУП и ПДН ОП №4 УМВД России по Самарской области Кужабаев А.Е., в судебном заседании поддержал свою позицию, изложенную в протоколе об административном правонарушении.
В судебном заседании Алашеев Е.С. вину в совершении административного правонарушения не признал, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Защитник – Селезнев С.А. позицию своего подзащитного поддержал просил суд прекратить производство по делу об административном правонарушении ссылаясь на то, в действиях Алашеева Е.С. отсутствует состав административного правонарушения, кроме того должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении в нарушении требований ст. 28.2 КоАП РФ, при задержания Алашеева Е.С. были нарушены его права, материалы дела не содержат описание объективной стороны правонарушения.
Изучив представленные материалы дела, письменные пояснения по делу, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определяет публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ гласит, что организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого компетентному органу в порядке, установленном федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (часть 7 статьи 2).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действия Алашеева Е.С. квалифицированы по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судом, 18.02.2021 года в 14:55 часов Алашеев Е.С. осуществил призыв в сети «Интернет» в телеграмм канале «***» к участию 31.01.2021 года в 12:00 часов в публичном мероприятии в форме митинга в г.Самаре, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54 ФЗ с целью выражения мнения о несогласии с действиями властей в отношении политических заключенных и репрессиями, тем самым организовал публичное мероприятие путем осуществления предварительной агитации до момента согласования с администрацией г.о. Самара места и (или) времени о его проведении, нарушив ст. 10 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ.
Протокол об административном правонарушении 21 №... от 19.02.2021 г. составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности, установленных и изложенных в нем нарушений у суда нет оснований.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вина Алашеева Е.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ подтверждается: протоколом 21 №... от 19.02.2021 года составленным УУП ОУУП и ПДН ОП № 4 У МВД России по г. Самара Кужабаевым А.Е.; рапортом от 19.02.2021 года; актом исследования интернет страницы от 18.02.2021 г.; актом исследования интернет страницы от 18.02.2021 г., сведениями из БСТ о том, что телефонный номер принадлежит Алашееву Е.С., иными материалами дела.
Оценивая данные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности Алашеева Е.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
В силу ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 26.6 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Непризнание вины Алашеева Е.С. в совершении административного правонарушения суд расценивает, как избранный им способ защиты, поскольку обстоятельства дела и его вина подтверждается совокупностью исследованных доказательств.
То обстоятельство, что публичное мероприятие в смешанной форме не согласовано в установленном порядке, подтверждается письмом Администрации г.о. Самара от 27.01.2021, согласно которому в администрацию не поступали уведомления о проведении 31.01.2021 на территории г.о. Самара публичных мероприятий.
Между тем, доводы Алашеева Е.С. и его защитника Селезнева С.А. об отсутствии состава инкриминируемого административного правонарушения - являются несостоятельными, поскольку совокупности достоверных и допустимых доказательств - достаточно для признания Алашеева Е.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Утверждение защитника Селезнева С.А. о том, что не имелось оснований для его задержания и доставления в отдел полиции, не являются основанием для прекращения производства по делу, поскольку в силу ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, п. 1 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ предусмотрено доставление, которое, согласно ст. 27.2 КоАП РФ, заключается в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, о чем составляется соответствующий протокол.
Из материалов дела следует, что Алашеев Е.С. был доставлен в отдел полиции с целью составления в отношении него протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. Законность действий сотрудников полиции при этом сомнений не вызывает.
Доводы защитника Селезнева С.А. о том, что материалы дела не содержат сведений о том, что спорные публикации были сделаны от имени аккаунта «ФИО1» не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из ответа БСТМ, абонентский номер №... принадлежит Алашееву А.С.
Ссылки защитника Селезнева С.А. на практику Европейского суда по правам человека не свидетельствуют об отсутствии в действиях состава правонарушения Алашеева Е.С., поскольку приведенные постановления являются актами толкования права по конкретным делам и не подлежат исполнению, если они вступают в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, относящимися к основам конституционного строя России. Указанная правовая позиция выражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года N 1-П.
Довод защитника Селезнева С.А., что событие правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано, является несостоятельным, из материалов дела следует, что действия Алашеева Е.С. описаны в протоколе об административном правонарушении с учетом диспозиции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Противоречий по делу, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Алашеева Е.С., не имеется.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность Алашеева Е.С., который совершил правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, является гражданином РФ, имеет постоянное место жительства на территории РФ, двух несовершеннолетних детей на иждивении, инвалидности и тяжелых заболеваний не имеет, работает в «Фонде защиты прав граждан».
Обстоятельств, отягчающих смягчающих административную ответственность судом не установлено.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, принимая во внимание разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" о том, что административный арест за совершение административных правонарушений, связанных с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них, назначается с учетом требований статьи 3.9 КоАП РФ, а также характера совершенного административного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных обстоятельств дела, когда применение иного, более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи (ее части) не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания, суд считает необходимым назначить Алашееву Е.С. наказание в виде административного ареста, полагая, что данный вид наказания будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.
Учитывая характер совершенного правонарушения, то, что объектом посягательства являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в силу ст.2.9 КоАП РФ судом не усматривается.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 20.2 ч.8, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Алашеева Егора Сергеевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного ареста на срок 7 суток.
Зачесть в срок отбытия наказания Алашееву Е.С. время его содержания под административным арестом с 19.02.2021 года по 26.02.2021 года.
В связи с зачетом времени содержания Алашеева Е.С. под административным арестом считать его отбывшим наказание в виде 7 суток.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья /подпись/ Д.М. Щеблютов
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья –
Секретарь –