Дело №
42RS0№-74
Решение
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Логвиновой О.В.,
при секретаре Петерс С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области,
01 июня 2022 года
гражданское дело по иску Степанова С.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности,
установил:
Истец Степанов С.А. обратился в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования следующим.
Истец на основании договора купли-продажи от <дата> приобрел жилой дом по адресу: <адрес>, у ФГС, которому дом принадлежал на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от <дата>. Денежные средства за дом были переданы истцом продавцу, а истцу были переданы ключи и документы на жилой дом.
С момента приобретения дома истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным объектом недвижимости более 15 лет. Права на спорное имущество никто не предъявлял, споры в отношении владения и пользования данным домом никем не заявлялись.
Государственная регистрация права истца не была совершена в связи со смертью продавца ФГС, умершего <дата>.
Истец просил суд признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <...>м., с кадастровым №
Истец в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
В судебном заседании представитель истца Телешев А.С., действующий на основании доверенности, требования и доводы, изложенные в иске, поддержал, кроме того, пояснил, что истец приобрел дом в 1998 году, право собственности не успел зарегистрировать, так как продавец умер через месяц после заключения договора. Истец с момента приобретения и по настоящее время проживает в доме и пользуется им.
Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем представил отзыв на исковое заявление, в котором также указал, что спорный жилой дом муниципальной собственностью не является, в реестре ветхого и аварийного жилья не числится, находится на подработанной территории и проходит по программе ГУРШ – содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, пояснения свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления Пленума, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В п. 20 данного постановления указано, что по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь.
Судом установлено, что согласно справке филиала № 1 БТИ г. Анжеро-Судженск от <дата> (л.д.12) жилой дом по <адрес>, принадлежит ФГС на основании договора застройки от <дата> (л.д. 6-8).
<дата> между ФГС и Степановым С.А. был заключен договор купли-продажи, согласно которому ФГС продал Степанову С.А. купила жилой дом, расположенный <адрес>, общей площадью <...>5 кв.м. В договоре указано, что дом продан за <...> рублей, которые переданы в полном объеме. Документы на дом и ключи переданы покупателю (л.д.5)
Согласно свидетельству о смерти ФГС <дата> умер (л.д.13).
Как сообщил нотариус Анжеро-Судженского нотариального округа <адрес> после смерти ФГС, последовавшей <дата>, наследственное дело не заводилось, никто из наследников не обращался.
Свидетель ФВГ суду пояснил, что ФГС – его отец. Он тяжело болел, жить один не мог, поэтому переехал жить к сыну, а дом продал истцу в <...> году незадолго до смерти. Деньги за дом он получил, все его вещи из дома забрали. После смерти отца свидетель к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался, так как дом был продан, другого имущества не было.
Свидетель ТВЗ был знаком с ФГС и с истцом. Ему известно, что ФГС продал свой дом по <адрес>, истцу, претензий между ними не было. После заключения договора купли-продажи ФГС умер.
Разрешая спор, оценив доводы и возражения сторон, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, установив, что Степанов С.А. с <...> года на условиях добросовестности, открытости и непрерывности пользуется жилым домом, расположенным по <адрес>, ранее принадлежавшем на праве собственности ФГС, умершему <дата>, несет расходы по содержанию жилого дома, иные лица о правах на спорный дом в течение всего времени владения не заявляли, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за Степановым С.А. права собственности на спорный жилой дом в порядке приобретательной давности.
Согласно п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010 года судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. , <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░<...>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <...> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. .
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.06.2022.