Дело 11-70/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2023 года Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Лемешко А.С.,
при секретаре – Стешенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго» к ФИО10 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, с апелляционной жалобой ФИО10 на решение мирового судьи судебного участка №21 Нахимовского судебного района г. Севастополя от 30 июня 2023 года,
установил:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Севтеплоэнерго» (далее по тексту ГУПС "Севтеплоэнерго"), уточнив исковые требования, обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО10, в котором просит взыскать: с ответчика – ФИО10 задолженность за поставленную тепловую энергию за период с 01.10.2020 по 08.11.2020 в размере – 1 233,98 рублей; с ответчика - ФИО10 задолженность за поставленную тепловую энергию за период с 09.11.2020 по 30.04.2021 в размере – 29 745,71 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик – ФИО10. до 08.11.2020, а ответчик - ФИО10 с 09.11.2020 являются собственниками нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> подключенного к системе централизованного теплоснабжения. Истец поставляет тепловую энергию в указанное нежилое помещение, однако ответчики не исполняют обязательств по оплате потребленной тепловой энергии, в связи с чем по состоянию на 30.04.2021 за ними числится задолженность по оплате потребленной тепловой энергии, возникшей за период с 01.10.2020 по 30.04.2021 в размере – 30 979,68 рублей, которая до настоящего времени ответчиками не оплачена, что послужило основанием для обращения с данным исковым заявлением в суд.
Решением мирового судьи судебного участка №21 Нахимовского судебного района г. Севастополя от 30.06.2023 иск ГУПС "Севтеплоэнерго" удовлетворен. Взыскано в пользу ГУПС "Севтеплоэнерго" с ФИО10 задолженность за поставленную тепловую энергию за период с 01.10.2020 по 08.11.2020 в размере – 1 233,98 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере – 44,99 рублей, а всего – 1 278,97 рублей; с ФИО10, задолженность за поставленную тепловую энергию за период с 09.11.2020 по 30.04.2021 в размере – 29 745,71 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере – 1 084,40 рублей, а всего – 30 830,11 рублей.
Не согласившись с данным решением, ответчики обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение мирового судьи отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что ответчики договоров на поставку тепловой энергии с истцом не заключали, в спорный период тепловой энергией не пользовались, так как помещение с 30.10.2020 не отапливалось, что подтверждается актом обследования системы центрального отопления от 04.12.2020.
Представитель ГУПС "Севтеплоэнерго" - Лопатникова И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение мирового судьи судебного участка №21 Нахимовского судебного района г. Севастополя от 30.06.2023 – без изменения.
Ответчики в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодека РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено мировым судьей, ответчик – ФИО10 до 08.11.2020 являлся собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г<адрес>. С 09.11.2020 собственником данного помещения является ответчик - ФИО10 что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 129-130).
Указанное нежилое помещение подключено к системе централизованного теплоснабжения ГУПС «Севтеплоэнерго», которое с 01.10.2020 по 30.04.2021 предоставляло ответчикам услуги по отоплению, что подтверждается предоставленными истцом сведениями о часах работы котельной по центральному отоплению. Истец направлял ответчикам счета, счета-фактуры, акты поставки тепловой энергии, однако ответчики не выполняют обязанности по оплате коммунальной услуги за отопление.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Исходя из положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ, части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса. При этом момент возникновения права собственности определяется правилами гражданского законодательства – п. 2 ст.8.1, ст. ст. 218, 219, 223, п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
В силу статьи 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Исходя из положений пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению является публичным договором в понимании статьи 426 ГК РФ, поэтому фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать, в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказавшей услуги.
Таким образом, отсутствие письменного договора не освобождает фактического потребителя от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной принадлежащими ему объектами.
На основании ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из расчета задолженности, представленному ГУПС «Севтеплоэнерго» задолженность ответчиков по оплате коммунальной услуги за потребленную тепловую энергию за период с 01.10.2020 по 30.04.2021 составляет – 30 979,68 рублей, из которых за ответчиком - ФИО10 числится задолженность – 1 233,98 рублей, за ответчиком – ФИО10 – 29 745,71 рублей.
Представленный истцом расчёт задолженности за отопление правомерно признан судом первой инстанции арифметически правильным и обоснованным.
Доводы ответчиков о том, что с 24.09.2020 нежилое помещение фактически находилось в пользовании у ответчика Кореновской (Рыбкиной) Е.В. не свидетельствует о возникновении у неё обязанности по внесению платы за коммунальные услуги с указанной даты, поскольку в силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ и ст. 219 ГК РФ обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение, то есть с момента государственной регистрации, то есть с 09.11.2020.
Доводы ответчиков о том, что истец никаких договоров с ответчиками не заключал, поэтому нет оснований для взимания оплаты по оплате услуг за потребленную тепловую энергию, суд считает несостоятельным, так как истец предоставляет жителям города Севастополь услуги по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения на основании публичного договора. Ответчики приняли публичную оферту о заключении договора на оказание услуг по отоплению путем фактического потребления таких услуг, что соответствует положениям статьи 426 ГК РФ о публичном договоре, в связи с этим у ответчиков возникла обязанность по оплате предоставленных им услуг.
Относительно доводов ответчиков о том, что коммунальные услуги по тепловой энергии им не предоставлялись, правомерно были отклонены судом первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребитель имеет право, в частности, получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность установлен в разделе X Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с положениями пунктов 105 – 109, 110 (1) Правил предоставления коммунальных услуг факт нарушения качества коммунальной услуги устанавливается в результате проверки, проведенной исполнителем в присутствии потребителя по его заявлению, по окончании которой составляется соответствующий акт проверки.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения ответчиков – Гринюк В.И., Кореновской (Рыбкиной) Е.В. в спорный период с 01.10.2020 по 30.04.2021 в ГУПС «Севтеплоэнерго» с соответствующими заявлениями по факту нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании коммунальной услуги теплоснабжения.
Представленный представителем ответчика – Прудкой Ю.М. акт обследования системы центрального отопления от 04.12.2020 не свидетельствует об отключении нежилого помещения от системы централизованного теплоснабжения, поскольку из его содержания следует, что отсекающие задвижки (краны) на магазин перекрыты, какие-либо ссылки на опломбирование данной задвижки отсутствуют, стороной ответчика такие доказательства также не представлены.
С учётом изложенного, вопреки доводов стороной ответчика, перекрытие задвижки не свидетельствует о законности отключения ответчиков от централизованного теплоснабжения и не может являться основанием для освобождения ответчиков от оплаты коммунальной услуги за потребленную тепловую энергию.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом исковых требований о взыскании с ответчиков задолженности за поставленную тепловую энергию.
Учитывая, что суд первой инстанции объективно и полно исследовал имеющиеся по делу доказательства, дал им правильную юридическую оценку, правильно применил закон, не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит основании для отмены решения мирового судьи.
Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе не влияют на законность вынесенного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд, -
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №218 Нахимовского судебного района г. Севастополя от 30 июня 2023 года по иску Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго» к ФИО10 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО10 - оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.С. Лемешко