№ 2-844/2023
45RS0008-01-2023-000709-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Аверкиной У.А.,
при секретаре Боблевой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Кетово Курганской области
15 июня 2023 г. гражданское дело по иску Кетовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Колесниковская основная общеобразовательная школа», Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
Кетовский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее – Кетовский ТО Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Колесниковская основная общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Колесниковская ООШ»), Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
В обоснование иска, указано, что Кетовским ТО Роспотребнадзора по Курганской области проведен анализ санитарно-эпидемиологических требований при организации хозяйственно-питьевого водоснабжения социальными учреждениями Кетовского муниципального округа Курганской области, в ходе которой установлены нарушения со стороны ответчика - так, МКОУ «Колесниковская ООШ» в лице структурного подразделения – «Колесниковский детский сад» эксплуатирует источники водоснабжения – скважину, расположенную по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Колесниково, пер. Западный, 2, при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения и санитарно-эпидемиологического заключения на использование данного источника для целей питьевого водоснабжения. Наличие обозначенной и установленной зоны санитарной охраны скважины необходимо для предотвращения проникновения загрязняющих элементов в источник водоснабжения и предотвращения распространения заболеваний. Указанное, ведет к нарушению прав и законных интересов воспитанников, обучающихся, иных граждан на благоприятную окружающую среду. Неисполнение обозначенных требований закона отрицательно сказывается на обеспечении должного уровня экологической безопасности, что влечет за собой нарушение прав граждан.
Истец просит признать незаконным бездействие МКОУ «Колесниковская ООШ», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушения норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения - скважины, расположенной по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Колесниково, пер. Западный, 2; обязать МКОУ «Колесниковская ООШ», в срок до 1 сентября 2024 г. обеспечить наличие проекта зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) источника водоснабжения с получением на него санитарно-эпидемиологического заключения в отношении указанной скважины, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование указанного водного объекта (скважины) в целях хозяйственно-бытового водоснабжения; обязать Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области произвести финансирование МКОУ «Колесниковская ООШ» для устранения выявленных нарушений.
В судебное заседание представитель истца Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МКОУ «Колесниковская ООШ» Лисихина О.Н., действующая на основании приказа, против удовлетворения заявления не возражала.
Представитель ответчика Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица – Департамента здравоохранения по Курганской области, в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки не сообщил.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в оперативном управлении МКОУ «Колесниковская ООШ» имеет следующий источник водоснабжения, который представляет собой трубчатый колодец (скважину); расположен по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Колесниково, пер. Западный, 2.
Санитарно-эпидемиологическое заключение и проект ЗСО в отношении данного источника водоснабжения ответствует.
В соответствии с п. 2.1 Устава МКОУ «Колесниковская ООШ» предметом деятельности учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего и основного общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности получения дополнительного образования.
Учреждение в пределах своей компетенции создает условия для охраны здоровья обучающихся и обеспечивает, в том числе, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических прав и нормативов (п. 1.21 Устава).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 41 вышеуказанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Частью 7 ст. 28 указанного Федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других Федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации,
Как следует из ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В силу ст. 5, п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Из п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии с п.п. «б» п. 3, п. 13 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от11.02.2016 № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов», охрана подземных водных объектов при добыче подземных вод, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношений, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Статьей 18 этого же закона установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (далее - Сан-ПиН 2,1.4.1110-02) зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п.п. 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, который должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего подлежит утверждению в установленном законом порядке.
Согласно п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В соответствии с под. «в» п. 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Согласно п. 91 СанПиН 2.1.3684-21 качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее - качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков: в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее - первая категория водопользования); для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее - вторая категория водопользования).
На основании п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу п.п. 1.5. 2.5, СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдение санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе: осуществлять производственный контроль, посредством проведения лабораторных исследований воды из нецентрализованных источников водоснабжения с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Частью 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Таким образом, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, их территории, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств, возложено действующим законодательством на органы местного самоуправления.
Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать проведение необходимых мероприятий обеспечивающих соблюдение установленных санитарно-эпидемиологических норм.
В соответствии с Уставом МКОУ «Колесниковская ООШ» учредителем учреждения и собственником ее имущества является Администрация Кетовского района (ныне – Администрация Кетовского муниципального округа Курганской области) (п. 1.7 Устава).
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Сведений об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что МКОУ «Колесниковская ООШ» в полной мере не производится охрана источника питьевого водоснабжения от вредных воздействий, загрязнений.
Бездействие ответчика заключается в непринятии всех необходимых мер по охране источника питьевого водоснабжения от вредных воздействий, загрязнений, что ведет к нарушению прав и законных интересов граждан, обучающихся в учреждении на охрану их здоровья, в связи с этим требования истца подлежат удовлетворению.
С учетом вышеизложенных правовых норм финансирование мероприятий при отсутствии или недостаточности собственных средств образовательного учреждения по обеспечению наличия проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения - скважины, расположенной по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Колесниково, пер. Западный, 2; а также получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование указанного водного объекта (скважины) в целях хозяйственно-бытового водоснабжения должно быть возложено на Администрацию Кетовского муниципального округа Курганской области как на орган местного самоуправления, выполняющий, в том числе, функции учредителя образовательного учреждения и собственника его имущества.
Суд, руководствуясь ст. 204 ГПК РФ, приходит к выводу об установлении заявленного истцом срока до 01.09.2024 для устранения выявленных нарушений, считая его разумным для исполнения настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░ 10241501525388) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░, 2.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░ 10241501525388) ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░ 2;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4500004032) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░ 10241501525388), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.07.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░