Дело № 2-1660/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Щепеткова В.В., при секретаре Морозовой О.А.,
с участием:
истца Цикиной О.В., ее представителя Белоусовой Н.Г.,
представителя ответчика Молевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Цикиной Оксаны Валериановны к ГУ УПФР в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Цикина О.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г.о. Шуя Ивановской области (межрайонное), в котором просит признать незаконным решение № 263087/19 от 11.11.2019 г. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, включить в специальный трудовой стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации, обязать УПФР назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права с учетом переходных положений ФЗ № 400 и ФЗ № 350 от 03.10.2018 года.
Данные требования истец мотивировал следующим. 16.09.2019 г. она обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии к ответчику, представила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы и выслуги. 11.11.2019 г. ГУ УПФР в г.о. Шуя Ивановской области вынесено решение № 263087/19 об отказе в удовлетворении ее заявления по причине отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет. В специальный стаж не вошли периоды курсов повышения квалификации с сохранением средней заработной платы: как в календарном, так и в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 9 месяцев с 10.08.1999 г. по 23.08.1999 г.; как в календарном, так и в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца с 15.01.2001 г. по 24.02.2001 г., с 05.09.2005 г. по 14.10.2005 г., с 26.05.2008 г. по 06.06.2008 г., с 23.11.2009 г. по 22.12.2009 г.; как в календарном, так и в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев с 07.09.2015 г. по 16.10.2015 г.; с 18.05.2016 г. по 19.05.2016 г. – командировка. Истец полагает отказ в назначении пенсии незаконным, т.к. период обучения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, истец занималась лечебной деятельностью полный рабочий день. Отказ ответчика нарушил ее право на получение пенсии.
В ходе рассмотрения дела истец изменила заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, а именно отказалась от требований в части включения в стаж периода командировки с 18.05.2016 г. по 19.05.2016 г., остальные требования оставила без изменения. В судебном заседании истец Цикина О.В. и ее представитель Белоусова Н.Г. пояснили суду, что поддерживают уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) Молева А.М.пояснила суду, что пенсионный фонд возражает против удовлетворения заявленных требований истца. Ответчиком были изучены документы Цикиной О.В., представленные в учреждение 16.09.2019 г. для установления досрочной пенсии. Специальный стаж составил 29 лет 04 месяца 26 дней при требуемом – 30 лет. При этом курсы повышения квалификации Цикиной О.В. не были включены в специальный стаж, так как, в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Перечень таких периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Такого наименования как «курсы повышения квалификации» данный перечень не содержит, следовательно, спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж. В случае предоставления Цикиной О.В. решения суда, обязывающего территориальный орган пенсионного фонда включить в страховой стаж определенный период работы, он рассматривается как документ, подтверждающий период работы истца, с момента вступления его в законную силу, следовательно, с указанного периода истец приобретает и требуемую продолжительность стажа на соответствующих видах работ.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности), утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Согласно Определению СК Верховного Суда РФ от 05.09.2008 № 46-В08-12 при исчислении стажа, дающего права на пенсию ранее общеустановленного возраста в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению то законодательство, которое действовало во время выполнения соответствующей работы. Кроме этого, судебная практика при рассмотрении подобных дел исходит из того факта, что следует учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Определении от 05.11.2002 № 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством (Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2007 № 31-В07-11).
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. (в редакции постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 г. № 634 и от 22.09.1993 г. № 953) врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет. Этим же постановлением были установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, один год работы в этих должностях и подразделениях должен быть засчитан как один год и 6 месяцев.
Судом установлено, что 16.09.2019 г. Цикина О.В. обратилась в ГУ УПФР в г.о. Шуя Ивановской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФР в г.о. Шуя Ивановской области (межрайонное) от 11.11.2019 г. ГУ УПФР в г.о. Шуя Ивановской области № 263087/19 Цикиной О.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Специальный стаж на дату подачи заявления составлял 29 лет 04 месяца 26 дней, при требуемом специальном стаже работы - 30 лет.
Из подсчета специального стажа исключены, в том числе, период нахождения истца на курсах повышения квалификации: с 10.08.1999 г. по 23.08.1999 г. (25 дней – в льготном исчислении); с 15.01.2001 г. по 24.02.2001 г. (1 месяц 20 дней – в льготном исчислении), с 05.09.2005 г. по 14.10.2005 г. (1 месяц 20 дней – в льготном исчислении), с 26.05.2008 г. по 06.06.2008 г. (13 дней – в льготном исчислении), с 23.11.2009 г. по 22.12.2009 г. (1 месяц 7 дней – в льготном исчислении), с 07.09.2015 г. по 16.10.2015 г. (2 месяца – в льготном исчислении), в связи с этим, истец обратилась с иском в суд.
Суд, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, приходит к следующему выводу.
Из анализа и системного толкования норм пенсионного законодательства и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, определяя особые условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости, установил определенные условия включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов выполняемой работы.
Приведенные выше нормы свидетельствуют, что в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости включается не любая работа, а лишь та, которая непосредственно связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
На основании трудовой книжки истца и справки ОБУЗ «Шуйская ЦРБ», уточняющих право на досрочное назначение страховой пенсии медицинским работникам, судом установлено, что Цикина О.В. работала в ОБУЗ «Лежневская ЦРБ» в должности акушерки родильного отделения с 10.08.1999 г. по 30.06.1999 г., с 01.07.2000 г. по 16.07.2002 в должности медсестры гинекологического отделения Лежневской ЦРБ (МУЗ Лежневская ЦРБ), с 08.10.2003 г. по 07.06.2010 г. в должности акушерки Лежневской ЦРБ (МУЗ Лежневская ЦРБ), с 13.09.2010 по 29.08. 2019 г. в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности № 1 стационара клиники ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова».
В указанные периоды Цикина О.В. имела следующие отвлечения от основной работы: с 10.08.1999 г. по 23.08.1999 г., с 15.01.2001 г. по 24.02.2001 г., с 05.09.2005 г. по 14.10.2005 г., с 26.05.2008 г. по 06.06.2008 г., с 23.11.2009 г. по 22.12.2009 г., с 07.09.2015 г. по 16.10.2015 г. – курсы повышения квалификации, которые не засчитаны ответчиком в подсчет специального страхового стажа.
Решение пенсионного органа в части исключения периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации является необоснованным.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 августа 2012 года № 66н прохождение повышения квалификации для медицинских работников является обязательным.
В силу ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан медицинские и фармацевтические работники имеют право на совершенствование профессиональных знаний в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Правила, утвержденные данным документом, применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665.
Согласно ст. 187 ТК РФ (действующего с 01 февраля 2002 года) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичная норма содержалась и в ст. 112 КЗоТ РФ.
Кроме того, суд считает необходимым указать, что согласно Рекомендациям Международной организации труда от 24.06.1974 № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска (курсы повышения квалификации) должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальное пособие и других вытекающих из трудовых отношений прав, на основании национального законодательства или правил, коллективного договора, арбитражных решений или других положений национальной практики.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с этим, исключение ответчиком периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации из стажа работы по специальности, дающей право на назначение льготной страховой пенсии, нельзя признать правомерным поскольку оно не соответствует вышеназванным положениям закона.
Истцом Цикиной О.В. документально подтверждено соответствующими приказами, свидетельствами, удостоверениями и сертификатами специалиста, что в спорные периоды она находилась на курсах повышения квалификации (л.д. 20-32).
Следовательно, требование истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10.08.1999 г. по 23.08.1999 г. (25 дней – в льготном исчислении); с 15.01.2001 г. по 24.02.2001 г. (1 месяц 20 дней – в льготном исчислении), с 05.09.2005 г. по 14.10.2005 г. (1 месяц 20 дней – в льготном исчислении), с 26.05.2008 г. по 06.06.2008 г. (13 дней – в льготном исчислении), с 23.11.2009 г. по 22.12.2009 г. (1 месяц 7 дней – в льготном исчислении), с 07.09.2015 г. по 16.10.2015 г. (2 месяца – в льготном исчислении), подлежит удовлетворению, так как в период нахождения на курсах за Цикиной О.В. сохранялись место работы и заработная плата, уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии спунктами 19-21 части 1настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных вприложении 7к настоящему Федеральному закону, согласно которому в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в 2019 г. установлен срок назначения страховой пенсии по старости – не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны вчасти 1 статьи 8,пунктах 19-21 части 1 статьи 30,пункте 6 части 1 статьи 32Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственноприложениями 6и7к указанному Федеральномузакону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Принимая во внимание, что 30-летний страховой стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии, был выработан Цикиной О.В. 05 сентября 2019 г. и на момент обращения истца в ГУ УПФР в г.о. Шуя Ивановской области (межрайонное) 16.09.2019 г. с заявлением о назначении пенсии, составлял 30 лет, страховая пенсия по старости подлежит назначению Цикиной О.В. с момента возникновения права 05 сентября 2019 г. с увеличением на 6 месяцев, согласно положениям Федеральных законов № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. и № 350-ФЗ от 03.10.2018 г.
В связи с изложенным, ГУ УПФР в г.о. Шуя Ивановской области (межрайонное) необходимо обязать назначить Цикиной О.В. пенсию с учетом наличия 30-летнего стажа на дату возникновения права 05 сентября 2019 года, принимая во внимание переходные положения Федеральных законов № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» и № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Принимая во внимание приведенные выше законоположения, требования истца в этой части подлежат удовлетворению, указанные судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Цикиной Оксаны Валериановны к ГУ УПФР в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ УПФР в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) от 11 ноября 2019 года № 263087/19 в части невключения в специальный стаж Цикиной Оксаны Валериановны курсов повышения квалификации с 10.08.1999 г. по 23.08.1999 г., с 15.01.2001 г. по 24.02.2001 г., с 05.09.2005 г. по 14.10.2005 г., с 26.05.2008 г. по 06.06.2008 г., с 23.11.2009 г. по 22.12.2009 г.; с 07.09.2015 г. по 16.10.2015 г. – в льготном исчислении.
Включить в стаж работы Цикиной Оксаны Валериановны, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, периоды курсов повышения квалификации с10.08.1999 г. по 23.08.1999 г., с 15.01.2001 г. по 24.02.2001 г., с 05.09.2005 г. по 14.10.2005 г., с 26.05.2008 г. по 06.06.2008 г., с 23.11.2009 г. по 22.12.2009 г.; с 07.09.2015 г. по 16.10.2015 г. – в льготном исчислении.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) досрочно назначить Цикиной Оксане Валериановне страховую пенсию по старости с учетом наличия 30-летнего стажа на дату возникновения права 05 сентября 2019 года, принимая во внимание переходные положения Федеральных законов № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» и № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны установленные ГПК РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Судья В.В. Щепетков
Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2019 года.
Судья В.В. Щепетков