Судья: Артемьева Л.В.
(дело № 2-1150/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июня 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шельпук О.С.,
судей Мартемьяновой С.В.,
Маликовой Т.А.,
при помощнике Базарновой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МКУ г.о. Сызрань Служба городского хозяйства на решение Сызранского городского суда Самарской области от 02.08.2021, которым постановлено:
«Исковые требования Алексеевой МЕ удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального казенного учреждения городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» в пользу Алексеевой МЕ стоимость восстановительного ремонта транспортного средства в сумме 141372 руб., утрату товарной стоимости автомобиля - 7317 руб., расходы на проведение оценки - 9500 руб., на диагностику автомобиля - 580 руб., транспортные расходы - 3035,40 руб., по отправке почтовой корреспонденции - 396,25 руб., по оплате государственной пошлины - 4444 руб., а всего в сумме 166644,65 руб.
Исковые требования Алексеевой МЕ к Администрации г.о. Сызрань и ООО «Сызраньводоканал» - оставить без удовлетворения…»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шельпук О.С.,
УСТАНОВИЛА:
Алексеева М.Е. обратилась в суд с иском к ответчику КЖКХ Администрации г.о. Сызрань, в котором с учетом уточнения включила в состав ответчиков Администрацию г.о. Сызрань, ООО «Сызраньводоканал», МКУ г.о. Сызрань «СГХ» и просила взыскать с ответчиков в свою пользу стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства - 141372 руб., утрату товарной стоимости поврежденного транспортного средства - 7317 руб., расходы на проведение оценки - 9500 руб., расходы на диагностику ходовой части автомобиля - 580 руб., расходы на ГСМ - 3035,40 руб., почтовые расходы в сумме 396,25 руб., расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4444 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 руб..
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился ответчик МКУ г. о. Сызрань «Служба городского хозяйства». В апелляционной жалобе просит решение отменить в части удовлетворения исковых требований к нему, принять новое, которым ответственность возложить на ООО «Сызраньводоканал», полагая, что повреждения имущества наступило вследствие наезда на оголенные части канализационного люка, сместившегося относительно уровня дорожного покрытия, который находится в эксплуатации ООО «Сызраньводоанал».
В судебном заседании представитель МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» Пантелеева Ю.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу абз. 3 ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в числе прочих основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Из положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 указанной статьи).
Исходя из положений ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что 17.07.2020 в 19 час. 00 мин. водитель ФИО7, управляя принадлежащим на праве собственности Алексеевой М.Е. автомобилем KIA JF (OPTIMA), рег. знак №, в районе <адрес> в <адрес>, допустил наезд на яму в дорожном покрытии, вследствие чего транспортному средству причинены механические повреждения.
Определением инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» от 17.07.2020 в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении истца ФИО7 отказано ввиду отсутствия состава в его действиях состава административного правонарушения.
В результате указанного выше дорожно-транспортного происшествия автомобилю истца KIA JF (OPTIMA), рег. знак № причинены механические повреждения.
Для определения реального размера материального ущерба на восстановительный ремонт транспортного средства Алексеева М.Е. обратилась за проведением независимой экспертизы в ООО «Трастовая компания «Технология управления».
Согласно заключению специалиста № 00000041278 от 03.08.2020, выполненного ООО «Трастовая компания «Технология управления», размер затрат на проведение восстановительного ремонта автомобиля KIA JF (OPTIMA), рег. знак №, без учета износа составляет 141372 руб., с учетом износа - 133099 руб.
Согласно заключению специалиста № 00000041303 от 03.08.2020, выполненного ООО «Трастовая компания «Технология управления», размер утраты товарной стоимости автомобиля KIA JF (OPTIMA), рег. знак №, составляет 7317 руб.
Судом также установлено, что Администрацией г.о. Сызрань создано МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления городского округа Сызрань в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 2.3.7 Устава МКУ городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства», утвержденного Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 21.12.2017 № 4235, МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» осуществляет содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Сызрань в рамках компетенции Учреждения и выделенных бюджетных денежных средств.
Дорожно-транспортное происшествие произошло на территории г.о. Сызрань, а именно на <адрес> в районе <адрес>.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, установил возникновение имущественного ущерба истца вследствие наезда его автомобиля на участок дороги с выбоиной, что свидетельствует о ненадлежащем содержании автомобильной дороги. Поскольку ответственным за обеспечение соответствия дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам по содержанию автомобильных дорог является МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства», суд пришел к правильному выводу о взыскании с него стоимости восстановительного ремонта согласно представленному истцом заключению, не оспоренному ответчиком, в размере 141372 рублей, утрату товарной стоимости автомобиля - 7317 руб., а также расходы, понесенные истцом в связи с рассмотрением настоящего спора: по проведению оценки – оценки - 9500 руб., на диагностику автомобиля - 580 руб., транспортные расходы - 3035,40 руб., по отправке почтовой корреспонденции - 396,25 руб., по оплате государственной пошлины - 4444 руб., отказав во взыскании расходов на представителя ввиду недоказанности несения таких расходов.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об ответственности МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» за причиненный истцу ущерб, отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что ущерб причинен истцу в результате несоблюдения требований к установке колодца на проезжей части, в связи с чем ответчик указывает, что ответственность должно нести ООО «Сызраньводоканал».
Так, из фотографий с места ДТП следует, что оголенная часть колодца появилась вследствие образования выбоины на дорожном покрытии в непосредственной близости от колодца. Должностным лицом ГИБДД составлен акт о выявленных недостатках дорожного покрытия. Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, первоначальной причиной получения транспортным средством истца повреждений является несоответствие состояния дорожного покрытия, за что несет ответственность МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства», в связи с чем оно обязано возместить причиненный истцу ущерб, что не лишает ответчика права разрешить спор с собственником колодца в отдельном порядке, доказывая, что разрушению дорожного покрытия способствовало неисполнение обязанностей собственником колодца по его содержанию и установке.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под конструктивными элементами автомобильной дороги понимаются дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы, а также дорожные сооружения, к которым относятся защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относится, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 5 Устава муниципального образования г.о. Сызрань к вопросам местного г.о. Сызрань относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Определением об отказе в возбуждении дела об административном происшествии от 17.07.2020 произошедшим напротив <адрес> в <адрес>, установлено наступление ДТП вследствие наезда на яму в дорожном полотне.
Актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 17.07.2020 выявлена яма в дорожном полотне на участке дороги у <адрес> в <адрес>.
Имеющиеся в материалах дела фотографии, подтверждают наличие выбоины (ямы) в дорожном полотне превышающий установленный п. п. 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ 50597-2017 допустимый предел.
Согласно п. 1.1 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о.Сызрань, утвержденного постановлением Администрации г.о.Сызрань № 1217 от 03.05.2018 Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о.Сызрань является органом Администрации г.о.Сызрань с правами юридического лица, созданного в форме муниципального казенного учреждения для исполнения организационно-управленческих функций и оказания муниципальных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории г.о.Сызрань.
Согласно Постановления Администрации г.о. Сызрань от 19.01.2018 № 118 полномочия по ведению бюджетного учета имущества муниципальной казны г.о. Сызрань возложено на муниципальное казенное учреждение г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства».
Уставом МКУ г.о. Сызрань «служба городского хозяйства» за указанной организацией закреплены функции осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о.Сызрань в рамках компетенции Учреждения и выделенных средств.
Ответом ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» от 19.04.2021 сообщено, что предписание на устранение дефекта покрытия проезжей части в виде выбоины не выдавалось, ввиду устранения дефекта организацией осуществляющей содержание в рамках заключенного муниципального контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Сызрань.
Ответом ООО «Сызраньводоканал» от 23.11.2020 сообщило об отсутствии у спорного колодца отклонений от дорожного покрытия. Выбоины в асфальтобетонном покрытии находятся на обслуживании организации выполняющей ремонт дорожного полотна.
Таким образом, яма, явившаяся причиной ДТП, является конструктивным элементом дорожного полотна – автомобильной дороги, относится к объектам транспортной инфраструктуры, и не является объектом инженерной коммуникации, в связи с чем, является объектом содержания, обслуживания и ремонта МКУ г.о. Сызрань «служба городского хозяйства».
Возлагая ответственность по возмещению ущерба на МКУ г.о. Сызрань «служба городского хозяйства», суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о ненадлежащем содержании дорожного полотна, выразившегося в наличии выбоины (ямы), вне зависимости от непосредственной ее близости к люку колодца.
МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» доказательств отсутствия своей вины в разрушении дорожного полотна не представлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что на МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» необоснованно возложены почтовые расходы, отклоняется, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением дела, и направление искового заявления в адрес ответчика, участвовавшего в деле, не освобождает МКУ г.о. Сырань «Служба городского хозяйства» как проигравшей стороны возместить истцу все понесенные по делу судебные расходы в силу прямого указания на это пункта 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные взысканные судом судебные расходы подтверждены материалами дела, не оспорены ответчиком.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется. Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам, сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену решения суда, не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 02.08.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: