Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-11494/2023 от 04.09.2023

Судья: Серова С.Н. Дело № 33а-11494/2023

УИД: 63RS0007-01-2023-000073-83

Дело № 2а-821/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2023 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Ромадановой И.А.,

судей Мыльниковой Н.В., Гулевича М.И.

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 07 апреля 2023 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения представителя административного истца <данные изъяты>., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная Инспекция ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сафонову А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований указано, что Сафонов А.И. являлся плательщиком налогов, в связи с наличием объектов налогообложения. В установленный законом срок должник не исполнил обязанность по уплате начисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налогов от 11 февраля 2020 г. . В установленный срок должник указанное требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа. 18 июня 2020 г. мировым судьей судебного участка Волжского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и сборам. 17 октября 2022 г. судебный приказ был отменен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Сафонова А.И. задолженность в сумме 5 364,63 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц: налог за 2018 г. в размере 5 287 руб., пеня за 2018 г. в размере 77,63 руб.

Решением Волжского районного суда Самарской области от 07 апреля 2023 г. в удовлетворении заявленных административных требований отказано (л.д.65-72).

В апелляционной жалобе Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области ставит вопрос об отмене решения и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований Инспекции в полном объеме. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что физическое лицо, отбывавшее наказание в местах лишения свободы, которому принадлежит на праве собственности автомобиль, обязано уплатить транспортный налог, и факт нахождения административного ответчика в местах лишения свободы не является обстоятельством, освобождающим от уплаты налогов.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В заседании судебной коллегии представитель административного истца ФИО6 на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить, удовлетворить требования в полном объеме.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Судом установлено, что Сафонов А.И. ИНН: являлся плательщиком налогов в рассматриваемых налоговых периодах в связи с наличием объектов налогообложения.

Согласно сведениям Управления МВД России по г. Самаре, в 2018 г. в собственности Сафонова А.И. находились следующие транспортные средства: ВАЗ 21150, <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный номер <данные изъяты>; Kia Rio, <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный номер

Налоговым органом рассчитан и начислен к уплате транспортный налог, в адрес Сафонова А.И. (по месту регистрации) направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 5 287,00 руб. (л.д.8).

В установленный налоговым уведомлением срок налог оплачен не был, в связи с чем, административным истцом в адрес Сафонова А.И. было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11 февраля 2020 г. об уплате транспортного налога в общей сумме недоимки 5 287,00 руб., пени в общей сумме 77,63 руб., со сроком исполнения до 26 марта 2020 г. (л.д.11).

Факт направления требования об уплате налога и пени по состоянию на 11 февраля 2020 г. подтверждается реестром отправления заказных писем (л.д.12)

Сафоновым А.И в установленный в требовании срок, уплата недоимки по транспортному налогу и пеней произведена не была, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

18 июня 2020 г. мировым судьей судебного участка Волжского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Сафонова А.И. в пользу МИФНС России № 16 по Самарской области задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 5 287 руб., пени в размере 77,63 руб.

Определением от 17 октября 2022 г. вышеуказанный судебный приказ был отменен, в связи с возражениями должника (л.д.5).

С административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в Волжский районный суд Самарской области 09 января 2023 г.

Также судом первой инстанцией установлено, что приговором <данные изъяты> <данные изъяты> Сафонов А.И. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью <данные изъяты> назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет, с отбыванием наказания в колонии-поселении. До вынесения приговора Сафонов А.И. находился под стражей с ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 сентября 2020 г. Сафонов А.И. освобожден от наказания, назначенного приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая заявленные административные требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что налоговое уведомление и требование об уплате налога не были получены налогоплательщиком в связи с нахождением в момент их выставления в исправительном учреждении.

Вместе с тем, с вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Исходя из пункта 4 статьи 52 НК РФ действующего в редакции на момент направления налоговых уведомлений по настоящему делу, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

На основании статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что процедура принудительного взыскания о направлении налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога и пени налоговым органом в рассматриваемом случае соблюдена.

Из материалов дела следует, что налоговое уведомление от 25 июля 2019 г. об уплате транспортного налога и требование об уплате налога по состоянию на 11 февраля 2020 г. направлены налоговым органом по месту регистрации Сафонова А.И.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно положениям статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Таким образом, место лишения свободы, где административный ответчик отбывает наказание по приговору суда, не является местом его жительства в смысле вышеуказанных положений статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

По делу достоверно установлено, что налоговое уведомление направлено налогоплательщику заказной почтой, считаются полученными последним в соответствии с положениями пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что в установленный налоговым уведомлением срок транспортный налог не оплачен, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11 февраля 2020 г. об уплате недоимки по транспортному налогу и пени за 2018 год.

Административным ответчиком не исполнены требования налогового органа об уплате суммы транспортного налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность по транспортному налогу и пени в размере 5364,63 рубля, в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2018 года в размере 5287 рубля, пеня за 2018 год в размере 77,63 рубля, которая подлежит к взысканию с административного ответчика.

Факт нахождения административного истца в местах лишения свободы не является обстоятельством исключающим обязанность по оплате налогов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ ввиду неполучения им налогового уведомления и требования, а также ввиду отсутствия у него дохода.

Вывод суда первой инстанции о том, что место пребывания Сафонова А.И. было изменено, а обязанность по регистрации административного ответчика по месту пребывания не была исполнена исправительным учреждением, в связи с чем налогоплательщик вправе оспорить презумпцию получения налогового уведомления, представляется неверным, поскольку место жительства административного ответчика не изменялось, налоговый орган выполнил возложенную на него обязанность по направлению налогового уведомления и требования в адрес налогоплательщика, при этом Сафонов А.И. не был лишен возможности сообщить в налоговый орган о необходимости направления налогового уведомления и требования по адресу учреждения.

Предусмотренные законом основания для освобождения Сафонова А.И. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Доказательства погашения задолженности по транспортному налогу и пени за 2018 год в материалах дела не имеется и суду не представлены.

Представленные в материалы дела квитанции об оплате транспортного налога, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку из указанных платежных документов следует, что административным ответчиком оплачен транспортный налог за иные периоды, по иному уникальному идентификационному номеру (УИН).

Расчет недоимки по транспортному налогу и пени произведен верно, нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации судом не установлено.

В силу статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Кроме того, учитывая положения статьи 114 КАС РФ, пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с Сафонова А.И. государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Волжского районного суда Самарской области от 07 апреля 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области – удовлетворить.

Взыскать с Сафонова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области, задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 5287 рублей, пени в размере 77,63 рубля, а всего 5364,63 рубля.

Взыскать с Сафонова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-11494/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Сафонов А.И.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
04.09.2023Передача дела судье
10.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее