Дело № 2-11/2024
УИД № 51RS0009-01-2024-000019-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 24.01.2024)
г. Кандалакша 24 января 2024 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Ком Е.А.,
с участием
заместителя Кандалакшского транспортного прокурора Бурмакина И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кандалакшского транспортного прокурора к интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Кандалакшский морской торговый порт» о возложении обязанностей,
установил:
Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Кандалакшский морской торговый порт» (далее – ООО «КМТП», общество, ответчик) о возложении обязанности в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить аттестацию должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, капитана буксира «Гольфстрим» Артюхова А.В. в соответствии с требованиями федерального законодательства. В обоснование заявления указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности в обществе установлено, что ООО «КМТП», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имеет объект транспортной инфраструктуры и эксплуатирует транспортное средство – буксир «Гольфстрим». Данное транспортное средство имеет разработанный и утвержденный паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства морского и внутреннего водного транспорта. Согласно п. 4.1.10 Паспорта, который, дублирует требования, установленные п. 1, ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица не прошедшие, в порядке, установленном в 16-ФЗ, подготовку и аттестацию. В нарушение установленных требований законодательства о транспортной безопасности ООО «КМТП» как субъектом транспортной инфраструктуры не принимаются меры к прохождению аттестации должностными лицами, ответственными за обеспечение транспортной - безопасности. Приказом генерального директора ООО «КМТП» от <дата> <номер> лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве - буксире «Гольфстрим» назначен капитан буксира портового флота Артюхов А.В., который до настоящего времени не прошел аттестацию по транспортной безопасности. Нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в ООО «КМТП» угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, что является недопустимым. Прокуратурой в сентябре 2023 года генеральному директору ООО «КМТП» по данному факту внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, аттестация ответственных за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах, в том числе Артюхова А.В. не обеспечена. Просит возложить обязанность на общество в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить аттестацию должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, капитана буксира «Гольфстрим» Артюхова А.В. в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Заместитель Кандалакшского транспортного прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, полагал возможным установить срок до 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители ООО «КМТП» участия в судебном заседании не принимали, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, представили возражения в которых указали, что срок заявленный в иске полагают недостаточным для осуществления всех мероприятий по обеспечению аттестации должностного лица, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
По правилам части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Заслушав заместителя Кандалакшского транспортного прокурора, изучив материалы дела, суд признаёт иск подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных земельных экологических и иных правоотношений.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе, террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Понятие транспортной безопасности определено Федеральным законом № 16-ФЗ в статьи 1, как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности, как указано в ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ, являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Субъектами транспортной инфраструктуры, как указано в ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ, являются юридические лица и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Статьей 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 2 Федерального закона № 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе, подготовками аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию c федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с пунктом 2 Федерального закона № 16-ФЗ, силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, про водимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования по обеспечению подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры закреплены в требованиях по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1637 (п.7 Требований).
Согласно подпункта 8, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной - безопасности» работы, непосредственно- связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Из материалов дела следует, что ООО «КМТП», является субъектом транспортной инфраструктуры и эксплуатирует транспортное средство буксир «Гольфстрим».
Транспортное средство имеет разработанный и утвержденный паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства морского и внутреннего водного транспорта.
Приказом генерального директора ООО «КМТП» от <дата> <номер> лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве - буксире «Гольфстрим» назначен капитан буксира портового флота Артюхов А.В., в случае отсутствия на рабочем месте (больничный, отпуск, командировка и т.п.) капитана буксира «Гольфстрим» портового флота Артюхова А.В., обязанности лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства – буксира «Гольфстрим» исполнять старшему помощнику капитана буксира «Гольфстрим» Бахуру А.В.,
Приказом генерального директора ООО «КМТП» от <дата> <номер> введены внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств Общества (перечень штатных должностей работников осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортных средств, перечень штатных должностей работников ОО КМТП непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств; перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства (за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти).
Согласно п. 4.1.10 Паспорта, который, дублирует требования, установленные п. 1, ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица не прошедшие, в порядке, установленном в 16-ФЗ, подготовку и аттестацию.
Прокурорской проверкой выявлены нарушения Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, в части аттестация ответственных за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах, а именно Артюхова А.А..
Прокуратурой <дата> генеральному директору общества по данному факту внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Из возражений ООО «КМТП» следует, что обществом были приняты следующие меры:
- Артюховым А.А. пройдено обучение в ЧОУ ДПО «Учебно-тренажерный центр Северного бассейна» с получением соответствующего удостоверения;
- в апреле 2023 года был подготовлен пакет документов в отношении Артюхова для проведения аттестации по транспортной безопасности;
- в мае 2023 от ФБУ «Служба морокой безопасности» поступила информация о том, что в настоящее время готовятся изменения в Порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, который утратил силу с 01.09.2023. Постановление Правительства № 905 утверждены новые правила, внесены изменения в формы документов необходимых для предоставления в орган аттестации в целях аттестации работников, срок проведения аттестации со дня подачи заявления составляет 47 рабочих дней.
Анализируя изложенное, учитывая вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании заместитель прокурора полагал возможным установить срок до 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд полагает заявленный прокурором срок разумным и достаточным для исполнения судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей, организациями - 6 000 рублей.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены, при этом от уплаты государственной пошлины освобожден прокурор, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Кандалакшский морской торговый порт» (ИНН 5102044207, ОГРН 1065102009015) в течение 4-х месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить аттестацию должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, капитана буксира «Гольфстрим» Артюхова А.В. в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Взыскать с ООО «Кандалакшский морской торговый порт» в доход соответствующего бюджета госпошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца.
Судья И.В. Лебедева