Судья: Михеева Е.Я. адм. дело N 33а-11320/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 сентября 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Роменской В.Н. и Ромадановой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Пашкевич А.С.,
с участием прокурора Никитиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-10525/2023 по апелляционной жалобе Баталина М.В. на решение Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 28 августа 2023 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Баталина М.В. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Автозаводского района города Тольятти Самарской области ДД.ММ.ГГГГ года N № о регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N № Сакеев О.Е.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Баталиной М.В. – адвоката Матютина А.А. (по ордеру), поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Сакеева О.Е. – Позднякова А.В. (по доверенности), представителя Избирательной комиссии Самарской области Авазбековой Ю.А., заключение прокурора Самарской областной прокуратуры Никитиной Е.С., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N № на ДД.ММ.ГГГГ г. назначены выборы депутатов Думы городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии Автозаводского района города Тольятти Самарской области N № от ДД.ММ.ГГГГ г. «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов N № по выборам депутатов городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва на территориальные избирательные комиссии Автозаводского, Комсомольского, Центрального районов города Тольятти Самарской области» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N № по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Автозаводского района города Тольятти Самарской области.
Решением территориальной избирательной комиссии Автозаводского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N № по одномандатному избирательному округу N № кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва зарегистрирован Сакеев О.Е., выдвинутый избирательным объединением - местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИИЯ» городского округа Тольятти в Самарской области (л.д. 46-47).
Баталина М.В., зарегистрированная кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу (л.д. 28), обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Сакеева О.Е.
В обоснование административного искового заявления с учетом уточнения Баталина М.В. ссылалась на то, что в ходе своей избирательной компании кандидат Сакеев О.Е.: указал в агитационном печатном материале логотипы товарных знаков социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники, Телеграмм в отсутствие согласия их собственников, что является нарушением интеллектуальных прав собственников; разместил свои агитационные печатные материалы на фасаде здания по адресу: <адрес> Подтверждение согласия на размещение агитационных материалов со стороны ООО «Неотрейд» не содержит даты выдачи согласия, содержит другой адрес регистрации: <адрес>, следовательно, данное подтверждение не является согласием собственников здания по адресу: <адрес> на указанные действия депутата Сакеева О.Е.; незаконно использовал символику Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», образ символа города – стелы «Ладья» (или «Вазовская ладья»), а также шрифты семейства Proxima Nova в отсутствие согласия правообладателя.
Ссылаясь на то, что указанные действия кандидата Сакеева О.Е., нарушает принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, Баталина М.В. просила административное исковое заявление с учетом уточнения удовлетворить.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Избирательная комиссия Самарской области, ООО «В Контакте», ООО «ВК», Telegram Messenger Inc, ООО «Неотрейд», ООО «УК № 2 ЖКХ», администрация г.о. Тольятти, Дума г.о. Тольятти, Сутягин В.А., Региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Самарской области, местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» г.о. Тольятти в Самарской области, Региональное отделение политической партии «ЛДПР».
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. том 1 л.д. 58-68).
В апелляционной жалобе Баталина М.В. просит решение суда отменить как принятое с нарушением материального права, постановить новое решение, которым удовлетворить заявленные ею требования (том 2 л.д. 71-73).
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В силу части 11 этой же статьи Кодекса с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.
Судом установлено, что постановлением избирательной комиссии Самарской области от 21 апреля 2022 г. N 13/87-7 «О возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в Самарской области на территориальные избирательные комиссий Самарской области» (в редакции постановления Избирательной комиссии Самарской области от 16 марта 2023 г. N 44/264-7) полномочия по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории городского округа Тольятти Самарской области возложены на территориальную избирательную комиссию Автозаводского района города Тольятти Самарской области.
Решением Думы городского округа Тольятти N № от ДД.ММ.ГГГГ г. назначены выборы депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва на ДД.ММ.ГГГГ г. Данное решение опубликовано в газете «Городские ведомости» ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно вышеуказанному решению Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, на которую возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории городского округа Тольятти Самарской области, необходимо обеспечить реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов городского округа Тольятти восьмого созыва, на территории городского округа Тольятти.
Решением Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г. Тольятти Самарской области N № от ДД.ММ.ГГГГ г. полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти восьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Автозаводского района г. Тольятти Самарской области.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. решением ТИК N № Сакеев О.Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти по одномандатному избирательному округу N № (т.1 л.д. 85, 86).
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушений законодательства об интеллектуальной собственности в действиях кандидата Сакеева О.Е. При этом сослался на то, что оснований отмены регистрации Сакеева О.Е. в качестве кандидата в депутаты городского округа Тольятти восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N № не установлено.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а апелляционную жалобу - подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регламентированы основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости (подпункт «з», пункт 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.
Предвыборная агитация может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий); путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.
Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.
В соответствии со ст. 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Все агитационные материалы кандидата, являющегося иностранным агентом, кандидата, аффилированного с иностранным агентом, избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах (в том числе в составе списка кандидатов) такого кандидата, а также агитационные материалы, в которых использованы высказывания, указанные в пункте 9.5 статьи 48 настоящего Федерального закона, должны содержать информацию об этом в соответствии с пунктами 9.4 и 9.5 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
ДД.ММ.ГГГГ г. Сакеевым О.Е. в окружную в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N № предоставлены буклет, изготовленный ДД.ММ.ГГГГ тиражом 5 000 экз., а также плакат А4, тиражом 100 экз., изготовленный 10 августа 2023 г. (т.1 л.д. 87-90, том 1).
Из материалов административного дела следует, что изготовление указанных печатных агитационных материалов оплачено за счет средств избирательного фонда Сакеева О.Е., что подтверждается копиями платежных поручений (т.1 л.д. 91, 92).
Вместе с указанными материалами представлены сведения об адресе юридического лица, изготовившего эти материалы.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы в части признания указанных буклетов не законными полежат отклонению, поскольку указанные экземпляры печатных агитационных материалов до распространения были представлены в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N № и содержат необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. между Сутягиным В.А. и ООО «Неотрейд» заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> для размещения магазина розничной торговли смешанными группами товаров (т.1 л.д. 114-118).
ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «Неотрейд» административному ответчику выдано подтверждение согласия на размещение агитационных материалов на стенах и иных поверхностях магазина «Пеликан», расположенном по адресу: <адрес>
Из сообщения ООО «Управляющая компания N № жилищно-коммунального хозяйства» на запрос суда следует, что какие-либо агитационные материалы на фасаде и на входных дверях многоквартирного дома N № по проспекту Ленинский не размещались. Магазин «Пеликан» (ООО «Неотрейд», ИНН №) занимает нежилое помещение с отдельным входом, которое не относится к общему имуществу дома и его использование не требует согласования с управляющей компанией (т.1 л.д. 158).
Так, в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Аналогичные положения отражены в п. 2 разд. I постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
С учетом вышеприведенных норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что места размещения административным ответчиком печатных агитационных материалов в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не требуют согласования собственников многоквартирного дома, расположенного по этому же адресу; а согласование с владельцем помещения кандидатом произведено.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном использовании Сакеевым О.Е. в рамках предвыборной кампании логотипов товарных знаков социальных сетей В Контакте, Одноклассники, мессенджера Телеграм правомерно отклонены судом первой инстанции.
В рассматриваемом случае установлено, что в печатном агитационном материале кандидата в депутаты Сакеева О.Е.– буклете использовано графическое произведение, приобретенное на основании лицензионного договора заключенного между кандидатом в депутаты Сакеевым О.Е. и Шкатовым В.А.
Кроме того, учитывая, что стела «ВАЗовская ладья» относится к произведению, постоянно находящемуся в месте, открытом для свободного посещения, графическое изображение произведения в виде Ладьи не является основным объектом использования и указанное изображение не используется в целях извлечения прибыли, в связи с чем использование спорного графического изображения в печатном агитационном материале в порядке статьи 1279 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения.
При этом, судом первой инстанции обоснованно не принято в качестве надлежащего доказательства представленное административным истцом заключение специалиста ООО «Блиц-Эксперт» N № от ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку выполнившая его эксперт-криминалист Богачева М.А. имеет свидетельство на право производства судебных экспертиз холодного и метательного оружия, трасологической экспертизы, технико-криминалистической экспертизы документов, портретной экспертизы, судебно-баллистической, дактилоскопической и почерковедческой экспертизы.
Доказательств того, что специалист Богачева М.А. имеет специальные знания в области интеллектуальных прав, а также вправе осуществлять производство экспертиз объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации, суду не представлено.
Также из заключения специалиста следует, что в исследовательской части специалист приходит к выводу, что на печатном агитационном материале имеется графическое изображение в виде рисунка ладьи и относятся к логотипу «ЛАДЬЯ», специалист делает вывод, что данное изображение относится к интеллектуальной собственности, однако обоснования по которому специалист пришел к указанному выводу не приведено. Таким образом, заключение специалиста не может быть принято в качестве надлежащего доказательства.
Отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства, которая может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П), следовательно, в данном случае при отсутствии таких доказательств, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что регистрация административного ответчика в качестве кандидата в Думу г.о.Тольятти восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № подлежит отмене ввиду нарушений при проведении предвыборной агитации повторяют правовую позицию административного истца, изложенную как в административном исковом заявлении, так и в суде первой инстанции, и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получив правильную по существу оценку, все выводы суда подробно мотивированы в решении, оснований для переоценки исследованных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы о незаконном использовании шрифта при изготовлении буклетов, плаката в рамках предвыборной кампании не нашли своего подтверждения, в связи с чем правомерно отклонены судом первой инстанции. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для несогласия с оценкой судом первой инстанции представленных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 28 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Баталиной М.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение в мотивированной форме принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий:
Судьи: