Судья: Зинина А.Ю. адм.дело № 33а-2585/2023
(№ 2а-3687/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Лёшиной Т.Е., Роменской В.Н.,
при помощнике судьи Яковлевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 ноября 2022 г. по административному делу № 2а-3687/2022 по административному исковому заявлению Тереховой Л.А. к Управлению семьи, опеки и попечительству Администрации г.о. Сызрань, руководителю Управления семьи, опеки и попечителя Администрации г.о. Сызрань Бобриковой Т.А. об оспаривании бездействия,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., пояснения представителей административного ответчика - Стасиолика С.С., Сурковой Н.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Терехова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению семьи, опеки и попечительству Администрации г.о. Сызрань, руководителю Управления семьи, опеки и попечителя Администрации г.о. Сызрань Бобриковой Т.А. об оспаривании бездействия.
В обоснование своих требований административный истец указала, что 30.04.2022 она обратилась в Управление семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань с сообщением о нарушении прав несовершеннолетней ФИО6 Указанное сообщение было зарегистрировано административным ответчиком 05.05.2022. До настоящего времени ответ на ее письменное обращение не направлен. При личной явке ее представителя секретарь Управления пояснила, что сообщение направлено в жилищную инспекцию, в тоже время сообщение о направлении сообщения по подведомственности в ее адрес также не был направлен. По факту нарушения своего права на рассмотрение письменного обращения органом местного самоуправления она обратилась с жалобой в прокуратуру г.о. Сызрань. Согласно ответу прокуратуры 31.05.2022 административным ответчиком в ее адрес 31.05.2022 направлен письменный ответ на ее обращение, что подтверждается журналом регистрации исходящей корреспонденции. Так же проверкой установлено, что в жилищную инспекцию ее обращение не передавалось. Нарушений срока рассмотрения обращения не установлено. Считает, что прокурорская проверка проведена поверхностно, поскольку выводы, сделанные по результатам проверки, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Никакого письменного ответа от Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань не направлено и обращение в установленный законом срок в действительности не рассмотрено. Кроме того, имеется достаточно оснований утверждать, что при проведении прокурорской проверки административным ответчиком в прокуратуру направлена ложная информация с целью избежать административной ответственности. Факт направления или не направления письменного ответа на ее обращение можно было легко установить путем направления запроса в организацию почтовой связи, а не ограничиваться фактом отметки в журнале исходящей корреспонденции, который ведется самим административным ответчиком. При таких обстоятельствах защита ее права возможна только в судебном порядке.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань, выразившееся в не направлении письменного ответа на ее обращение, зарегистрированного в журнале входящей корреспонденции Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань за №.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 23 ноября 2022 г. постановлено: «Административное исковое заявление Тереховой Л.А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления семьи, опеки и попечителя Администрации г.о. Сызрань, выразившееся в не направлении письменного ответа на обращение Тереховой Л.А. от 30.04.2022 по факту нарушения прав несовершеннолетней, зарегистрированное в журнале входящей корреспонденции 05.05.2022 под №» (л.д. 173-178).
В апелляционной жалобе Управление семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать (л.д. 184-186).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань, действующие на основании доверенностей Стасиолик С.С., Суркова Н.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 30.04.2022 Терехова Л.А. обратилась в Управление семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрани с сообщением о нарушении прав несовершеннолетней ФИО6
Данное сообщение было зарегистрировано 05.05.2022 под номером №
По факту сообщения уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства была проведена проверка, и 31.05.2022 был подготовлен ответ за подписью руководителя Управления Бобриковой Т.А.
Согласно представленного административным истцом журнала регистрации исходящей корреспонденции за период с 01.01.2022 по 04.07.2022 ответ Тереховой Л.А. был зарегистрирован под номером №
В данном журнале не содержится сведений об идентификационном номере почтового отправления №, а также подписи сотрудника почты в получении писем, направленных Управлением простым почтовым отправлением 31.05.2022.
Из пояснений свидетеля ФИО9, данных в судебном заседании суда первой инстанции, следует, что письмо Тереховой Л.А. было опущено в почтовый ящик, находящийся при почтовом отделении, в само почтовое отделение не передавалось. Также как следует из показаний свидетеля ФИО9, в начале августа 2022 года к ней устно обращался представитель Тереховой Л.А. и спрашивал об ответе на обращение, что также подтверждает факт неполучения Тереховой Л.А. ответа на сообщение по состоянию на август 2022 года.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств направления ответа на сообщение Тереховой Л.А. Управлением семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань и получения Тереховой Л.А. ответа иным образом, представлено не было, а регистрация ответа в журнале регистрации исходящей корреспонденции за период 01.01.2022 – 04.07.2022 не подтверждает факт его направлению заявителю.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы административного ответчика, поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств дела и неправильном толковании норм действующего права.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 названного Закона).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Частью 2 статьи 12 Закона N 59-ФЗ установлено, что в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно п.п. 5.2.1.1 п. 5 Инструкции по делопроизводству в Управлении семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань, утвержденной Приказом руководителя Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань от 02.12.2019 № 121, документы, отправляемые и принимаемые, передаются почтовой, электрической связью. С помощью почтовой связи доставляется письменная корреспонденция в виде простых писем, почтовых карточек, бандеролей и мелких пакетов, а также печатные издания.
Как следует из содержания подпункта "а" пункта 10 Правил оказания услуг почтовой связи утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), простые почтовые отправления (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - это отправления принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения.
В соответствии с абз. 26 ст. 2 Закона N 176-ФЗ «О почтовой связи», почтовый ящик - специальный запирающийся ящик, предназначенный для сбора простых писем и почтовых карточек
Согласно п. 5.4.1. Порядка приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории "простое", утвержденное приказом ФГУП "Почта России" от 27.12.2018 N 469-П прием простых почтовых отправлений от юридических лиц осуществляется в выделенных ОПС в рамках заключенного договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судебная коллегия полагает, само по себе указание в журнале исходящей корреспонденции на отправку ответа, без приложение реестра простой почтовой корреспонденции, подтверждающей получение почтового отправления организацией почтовой связи, не подтверждают факт направления ответа на обращение и не позволяет достоверно установить факт направления ответа. Иных доказательств направления в адрес заявителя ответа на обращение административный ответчик не предоставил ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что прокурорской проверкой установлено отсутствие нарушений, судебной коллегией отклоняется, поскольку судом рассматриваются заявленные требования о нарушении установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан Управлением семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань, а не оцениваются действия (бездействия) органов прокуратуры.
Довод апелляционной жалобы о том, что в бюджете не предусмотрено средств на отправку заказной корреспонденцией не принимается во внимание, поскольку сведения о принятии направленной заявителю простой почтовой корреспонденции ФГУП «Почта России» также отсутствуют.
Законом N 59-ФЗ не установлена обязанность направления ответов на обращения заказной корреспонденцией, вместе с тем почтовые отправления, направляемые простой корреспонденцией юридическими лицами передаются в почтовое отделение по реестрам, в которых отображаются сведения об адресате, регистрационные номера отправляемых документов, дата отправки.
Доказательств и доводов, подтверждающих обратное, суду апелляционной инстанции не было представлено, и установлено, что порядок рассмотрения заявления нарушен, административному истцу не направлен в установленные законом сроки ответ на обращение.
Таким образом, суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: