РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д.,
с участием:
прокурора Пижамовой О.И.,
представителя заинтересованного лица министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Объедковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2/2021 по административному исковому заявлению ООО «СтройАльянс» о признании недействующим в части распоряжения Губернатора Самарской области от 20.06.2017 №367-р «О создании охранных зон памятников природы регионального значения»,
у с т а н о в и л:
ООО «СтройАльянс» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением в котором с последующим уточнением просило признать недействующим распоряжение Губернатора Самарской области от 20.06.2017 №367-р «О создании охранных зон памятников природы регионального значения» в части включения земельного участка с кадастровым номером № в охранную зону памятников природы регионального значения «Древостой дуба».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью 4 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности истца на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Ростеестра по Самарской области, какие-либо обременения отсутствуют.
13.05.2020 в отношении ООО «СтройАльянс» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ по факту нарушения режима особой охраны охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой Дуба» в части возведения забора, расположенного в лесном массиве между ул. Демократическая и ул. Красильникова на участке с кадастровым номером №, то есть на своем собственном земельном участке. В тот же день ООО «СтройАльянс» выдано предписание №1/1, которое обязывает истца провести демонтаж забора в срок до 01.08.2020. Основанием для составления протокола и выдачи предписания явилось оспариваемое распоряжение, которым были созданы охранные зоны памятников природы регионального значения «Древостой дуба». Общество полагает, что административным ответчиком не соблюден порядок принятия распоряжения от 20.06.2017 №367-р, поскольку карта (план) охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба», площадью 62,47 гектара изготовлена 10.12.2018, то есть после издания указанного распоряжения, при этом, границы охранной зоны на местности, категория земель и виды разрешенного использования в установленном законом порядке не утверждались и не изменялись.
Вместе с тем, земельный участок административного истца (участки №42,43) с даты его образования, - 2004 г. по настоящее время имеет иную категорию земельных участков: земли населенных пунктов, иной вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и в последующем эти категории не менялись. Фактическое включение земельного участка с кадастровым номером № в охранную зону памятника природы регионального значения «Древостой дуба» исключает его использование – под индивидуальное жилищное строительство, для чего данный земельный участок и приобретался, что нарушает права Общества на распоряжение принадлежащим ему имуществом.
Представитель заинтересованного лица министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности Объедкова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с нормами вышестоящего законодательства, уполномоченным органом и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Представитель административного истца ООО «СтройАльянс» по доверенности Рыбаков А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика - Губернатора Самарской области и представители заинтересованных лиц - ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, кадастрового инженера Кицаевой С.Н., ООО «Исследовательская лаборатория природоохранной биологии «Экотон» в лице генерального директора Паженкова А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Конституцией Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот же Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (пункты 1 и 2 статьи 58, пункты 1 и 2 статьи 59) предусмотрено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно статье 1 Федерального Закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений статей 2 и 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы представляют собой разновидность особо охраняемых природных территорий, на которых и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с ч. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса
В силу ч.2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
Согласно ч. 4 ст. 94 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьи 2 и 25 Федерального закона «Об особо охраняемых территориях» определяют памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс и устанавливают, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения и разграничивают предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, отнеся особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Статья 26 Федерального закона «Об особо охраняемых территориях» предусматривает, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
При этом установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов.
Согласно статье 27 Федерального закона «Об особо охраняемых территориях», на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения урегулированы Законом Самарской области от 06.04.2009 № 46-ГД (ред. от 16.11.2020) «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» (далее - Закон Самарской области от 06.04.2009 № 46-ГД).
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 4 Закона Самарской области от 06.04.2009 № 46-ГД Правительство Самарской области утверждает положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Из материалов дела следует, что, постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 №838 утверждено Положение о памятнике природы регионального значения «Древостой Дуба» (г.о. Самара).
В силу п. 1.2 указанного Положения описание границ памятника природы и их координированное отображение на картографической основе приводится в карте (плане) памятника природы (приложение № 1 к настоящему Положению) (не приводится).
На основании ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 06.04.2009 № 46-ГД, решения о создании охранных зон и об установлении их границ в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются Губернатором Самарской области.
В соответствии с п.п. ж п.9 ч.2 ст. 4 Закона Самарской области от 06.04.2009 № 46-ГД, п.п. 99-100 п. 2.1. Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 № 528, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области осуществляет полномочия по утверждению планов управления особо охраняемыми природными территориями, а также схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения и внесение в них изменений; подготовке проектов решений Губернатора Самарской области о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также утверждение границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.
20.06.2017 распоряжением Губернатора Самарской области №367-р в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Самарской области от 06.04.2009 № 46-ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области», в целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы регионального значения созданы охранные зоны памятников природы регионального значения «Древостой дуба», «Древостой дуба естественного происхождения», «Урочище Мулин дол» и утверждены прилагаемые приложения: об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба», об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения», об охранной зоне памятника природы регионального значения «Урочище Мулин дол». Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области поручено проконтролировать выполнение настоящего распоряжения.
Распоряжение Губернатора Самарской области от 20.06.2017 №367-р опубликовано в официальном печатном издании «Волжская коммуна», № 152(30047), 22.06.2017, официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.06.2017.
На основании вышеуказанного распоряжения по заказу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 20.06.2017 кадастровым инженером Кицаевой С.Н. и ООО «Исследовательская лаборатория природоохранной биологии «Экотон» изготовлена карта (план) охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Древостой дуба».
Проанализировав в совокупности вышеуказанные положения действующего федерального и регионального законодательства, принимая во внимание то, что именно административный ответчик наделен соответствующими полномочиями по созданию охранных зон и установлению их границ в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и официально опубликован.
При этом, по мотивам отсутствия полномочий у Губернатора Самарской области на принятие распоряжения, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
Доводы административного истца о нарушении его прав, на распоряжение принадлежащим ему имуществом, не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
Так, из материалов дела следует, что ООО «СтройАльянс» приобрело в собственность у ООО «<данные изъяты>» на основании договора купли-продажи от 17.12.2018 земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью 4 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 21.12.2018 №99/2018/233409761, Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.12.2018 и от 21.03.2019.
Как следует из карты (плана) охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Древостой дуба» от 20.06.2017, пояснений представителя заинтересованного лица министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, данных в судебном заседании, уведомления министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 14.04.2020 о составлении протокола об административном правонарушении в отношении директора ООО «СтройАльянс» - ФИО5., земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, указанный в административном иске, входит в границы территории памятника природы регионального значения – «Древостой дуба».
В распоряжении Губернатора Самарской области от 20.06.2017 №367-р указано, что площадь охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба» составляет 62,47 гектара. Описание границ и их координированное отображение на картографической основе приводится в карте (плане) охранной зоны памятника природы. Охранная зона памятника природы находится на территории городского округа Самара Самарской области. Охранная зона памятника природы включает древесную растительность естественного происхождения, кустарники, травянистую растительность, флору и фауну, в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и грибов. Целью образования охранной зоны памятника природы является сохранение природных комплексов и объектов памятника природы, в том числе: ландшафта; древесной, кустарниковой и травянистой растительности; видового разнообразия флоры и фауны; редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и грибов.
На территории охранной зоны памятника природы запрещается (не допускается) деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в частности:
строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, строительство зданий и сооружений, возведение временных строений и сооружений, строительство магистральных автомобильных дорог, временных дорог, железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций;
устройство свалок, складирование и захоронение отходов;
использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов и сельскохозяйственных угодий;
складирование, хранение, перевалка, уничтожение пестицидов, агрохимикатов, химических препаратов иного назначения и горюче-смазочных материалов;
разведка и добыча полезных ископаемых;
мелиоративные работы, гидростроительство, зарегулирование стока.
Запрещая деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятника природы, Губернатор Самарской области не вышел за пределы своих полномочий, поскольку оспариваемое распоряжение не регламентирует вопросы собственности, не регулирует отношения в сфере гражданского права, не затрагивает субъективных прав административного истца как участника гражданско-правовых отношений, регулирует вопросы использования памятника природы, а не имущества административного истца.
Пункт 1 статьи 209 ГК РФ, предусматривающий право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не может толковаться расширительно, так как пункт 2 и пункт 3 этой же статьи допускают возможность ограничения этих прав законом и иным правовым актом, а также наличием прав и охраняемых законом интересов других лиц, ущерба окружающей среде.
В силу пунктов 1, 2 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Сохранение и охрана памятников природы осуществляется в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации. При этом в силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Таким образом, запрещение деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятника природы, установлено в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства, поскольку такое использование нарушает охраняемые законом интересы других лиц – населения Самарской области, в сохранении уникального природного комплекса исходя из принципа преобладания интереса сохранения памятника природы над интересами его использования (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых территориях»), обусловлено прежде всего необходимостью выполнения требований законодательства Российской Федерации, сохранения и охраны памятников природы в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.
При этом установление границ и режима особой охраны памятника природы не зависит от наличия в его границах хозяйствующих субъектов, а несогласие административного истца с установленными границами памятника природы и режимом особой охраны не свидетельствует о нарушении его прав и не может являться основанием для признания оспариваемого распоряжения недействующим.
Кроме того, из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Самарской области от 28.10.2020, вступившим в законную силу 20.01.2021, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> истребован из незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью «СтройАльянс».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение не противоречит федеральным законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска ООО «СтройАльянс» не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Волжская коммуна».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ООО «СтройАльянс» о признании недействующим в части распоряжения Губернатора Самарской области от 20.06.2017 №367-р «О создании охранных зон памятников природы регионального значения» - отказать.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: С.Н. Ласковская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05 марта 2021 года.