Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-846/2021 ~ М-431/2021 от 26.03.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 24 августа 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,

при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,

с участием представителя административного истца – Прохорова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-846/2021 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Ника» об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Ника» (далее также ООО «Ника», общество, административный истец) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, просит восстановить срок на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами , , и архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером равной их рыночной стоимости по состоянию на дату оценки.

Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником указанных выше объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила их действительную рыночную стоимость, определенную в Отчетах об оценке, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика налога на имущество организаций, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.

На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке.

Представитель административного истца по доверенности – Прохоров Е.А., в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , равной их рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке.

Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованных лиц - министерства имущественных отношений Самарской области, администрации городского округа Самара, администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Участвующие в деле лица не направили письменных возражений.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования ООО «Ника» подлежат частичному удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установлено, что административный истец является собственником нежилых помещений:

- с кадастровым номером , площадью 477,9 кв.м, наименование: нежилое помещение, этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 178,4 кв.м, наименование: нежилое помещение, Этаж № 1, Этаж № 2, расположенного по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 358,5 кв.м, наименование: нежилое помещение, Цокольный этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 20.07.2020, 25.06.2020, свидетельством о государственной регистрации права 63-АН № 222195 от 29.12.2014.

Кадастровая стоимость нежилых помещений определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области 14.03.2012 N 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и составила:

- 9553177,28 рублей для объекта с КН по состоянию на 06.06.2011,

- 14198600,43 рублей для объекта с КН по состоянию на 06.06.2011,

- 14399039,79 рублей для объекта с КН по состоянию на 24.07.2013, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.06.2020.

В связи с изменением площади нежилого помещения с кадастровым номером , кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 20.07.2020 года была определена в размере в размере 14273597,01 рублей, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25.06.2020, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 20.07.2020, 25.06.2020.

Таким образом, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 является архивной.

Административный истец, будучи собственником спорных объектов недвижимости, является плательщиком налога на имущество юридических лиц, налоговой базой для исчисления которого является кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Установление кадастровой стоимости, в том числе архивной кадастровой стоимости нежилого помещения в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, как плательщика налога на имущество юридических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

30.11.2020, 11.12.2020, 30.12.2020 административный истец обратился с соответствующими заявлениями в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области (далее-Комиссия). Решением комиссии от 16.12.2020 № , от 16.12.2020 № , от 28.12.2020 № , от 20.01.2021 № 21/1с-17 заявления отклонены.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, является обоснованным.

Согласно статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Согласно статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости внесены в ЕГРН 15.04.2012, 24.07.2013, иск подан в суд 24.03.2021. Таким образом, административным истцом пропущен пятилетний срок наоспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной по состоянию на 06.06.11, 24.07.2013.

Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов капитального строительства продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.

Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке №№ , от 02.07.2020 № от 22.12.2020, № от 19.07.2020 подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «РусОценка». Из отчетов усматривается, что объектами оценки являлись спорные объекты капитального строительства, рыночная стоимость которых определена в размере:

- 4092 442 рубля для объекта с кадастровым номером по состоянию на 06.06.2011;

- 6915 969 рублей для объекта с кадастровым номером по состоянию на 06.06.2011;

- 7679563 рубля для объекта с кадастровым номером по состоянию на 20.07.2020;

- 7696096 рублей для объекта с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013.

В ходе судебного разбирательства представителем заинтересованного лица – министерством имущественных отношений Самарской области рыночная стоимость нежилых помещений, с кадастровыми номерами , , , определенная в Отчете об оценке, в том числе архивная кадастровая стоимость оспаривалась. Судом удовлетворено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.

Из заключения эксперта индивидуального предпринимателя Тугушева Р.А. № от 20.07.2021, с учетом дополнений к отчету следует, что итоговая величина рыночной стоимости нежилых помещений составляет:

- 4942 752 рубля для объекта с КН по состоянию на 06.06.2011;

- 8673 348 рублей для объекта с КН по состоянию на 06.06.2011;

- 9431000 рублей для объекта с КН по состоянию на 24.07.2013;

- 8088009 рублей для объекта с КН по состоянию на 20.07.2020.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Тугушев Р.А. пояснил, что им были выбраны 7 объектов –аналогов (с.31, 78 экспертного заключения), были проведены корректировки на этаж и площадь. При применении корректировок, в том числе при определении состояния объектов- аналогов он руководствовался текстом объявлений. Состояние всех объектов- аналогов удовлетворительное, отличающее от состояния оцениваемых объектов, поэтому им была применены повышающая корректировка на площадь и состояние. Все объекты – аналоги идентичны по транспортной доступности.

Оценивая исследованные доказательства, суд учитывает, что экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости нежилых помещений, описание качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализ рынка в сегменте объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости нежилых помещений полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подхода, отказ от затратного подхода обоснован.

Экспертное заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы, содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализ рынка в сегменте объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Оснований не доверять выводам, содержащимся в экспертном заключении, не имеется, подбор объектов аналогов в целях оценки и примененные подходы соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.

Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст. 79, 82, 84, 168 КАС Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, не допускает неоднозначного толкования и не вводит в заблуждение. У суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован.

Экспертом даны исчерпывающие пояснения по выборке объектов – аналогов, применении корректировок.

Сторонами по делу каких-либо доказательств в опровержение выводов заключения судебной экспертизы с учетом дополнений не представлено, ходатайств о назначении повторной и дополнительной экспертизы не заявлено.

Представитель административного истца просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в соответствии с представленными отчетами об оценке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.

Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датами обращения общества в Комиссию при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является 30.11.2020, 11.12.2020, 30.12.2020, в суд – 24.03.2021, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Ника» удовлетворить частично.

Восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 178,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 4942752 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 358,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 8673348 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 482,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 9431000 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 477,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20.07.2020 в размере 8088 009 рублей.

Датой подачи ООО «Ника» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 30.11.2020, 11.12.2020, 30.12.2020, в суд – 24.03.2021.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.09.2021

Судья Т.Е. Лёшина

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

г. Самара 24 августа 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,

при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,

с участием представителя административного истца – Прохорова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-846/2021 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Ника» об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости,

руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Ника» удовлетворить частично.

Восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 178,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 4942752 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 358,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 8673348 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 482,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 9431000 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 477,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20.07.2020 в размере 8088 009 рублей.

Датой подачи ООО «Ника» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 30.11.2020, 11.12.2020, 30.12.2020, в суд – 24.03.2021.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.Е. Лёшина

3а-846/2021 ~ М-431/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Ника"
Ответчики
Правительство Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация г.о.Тольятти Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Лёшина Т. Е.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.03.2021Регистрация административного искового заявления
29.03.2021Передача материалов судье
30.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2021Подготовка дела (собеседование)
04.05.2021Рассмотрение дела начато с начала
25.05.2021Судебное заседание
27.07.2021Производство по делу возобновлено
11.08.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
24.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.01.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.02.2022Судебное заседание
16.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее