Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 17 августа 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО3,
с участием прокурора Зоричевой Е.С.,
представителя административного истца Леоновой О.Л.,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица Миловановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1553/2023 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании в части нормативного правового акта,
у с т а н о в и л :
распоряжением Правительства Самарской области № 466-р от 21 сентября 2021 года «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара, утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 № 1052-р» (далее по тексту – Распоряжение Правительства Самарской области № 466-р от 21 сентября 2021 года), опубликованным 21 сентября 2021 года на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 24 сентября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), а также с пояснительной запиской и проектом межевания территории опубликован 28 октября 2021 года на официальном сайте министерства строительства Самарской области https://minstroy.samregion.ru, утверждена документация по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара.
Административные истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в Самарский областной суд с настоящим административным иском и просят признать Распоряжение Правительства Самарской области № 466-р от 21 сентября 2021 года незаконным в части определения границ и размера земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 524 кв.м.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками жилого помещения по адресу: г.Самара, ул. Садовая, д. 124, кв.11А. Многоквартирный дом 124 по ул. Садовая г. Самары является объектом культурного наследия «Жилой дом на усадьбе С.А. Тузлукова», имеет паспорт объекта культурного наследия от 06.07.2010, регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 09.10.2014 № 5018 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. На основании Распоряжения Правительства Самарской области № 466-р от 21 сентября 2021 года под многоквартирным домом 124 по ул. Садовая г.Самары сформирован земельный участок, площадью 524 кв.м, который подлежит изъятию на основании постановления администрации г.о. Самара от 30.09.2021 № 696. Сформированный земельный участок не соответствует его границам, существующим в натуре более 15 лет, фактическому сложившемуся землепользованию, без включения объектов благоустройства и имущества многоквартирного дома, в том числе уборной (туалет), дровяных сараев, детской площадки. Уменьшение площади земельного участка под многоквартирным домом снижает размер (величину) возмещения за изъятие земельного участка, так как реальная площадь участка составляет 1597 кв.м. Оспариваемое Распоряжение официально опубликовано не в полном объеме в части документации, которая не доступна ни в одном из предусмотренных статьей 4 Закона Самарской области от 10.05.1995 № 3-ГД «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области» мест и способов официального опубликования нормативных актов.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО6, действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске, дополнив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям статьи 16 Закона О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 3, 5 Закона Самарской области от 08.12.2008 № 142-ГД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области» в части полномочий Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, статьи 4 Закона Самарской области от 10.05.1995 № 3-ГД «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области» в части опубликования документа, приказу Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территории культурного наследия».
Представитель административного ответчика Правительства Самарской области и заинтересованного лица министерства строительства Самарской области Милованова Н.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях, в том числе указывая на распорядительный характера оспариваемого документа, не являющегося нормативным правовым актом. Формирование земельного участка под многоквартирным домом и подготовка проекта межевания осуществлялась органами местного самоуправления, поскольку рассматриваемый земельный участок входит в границы территории регионального значения, которая предусмотрена схемой территориального планирования Самарской области в качестве территории регионального значения. Утверждение данной документации законом отнесено к полномочиям Правительства Самарской области. Нормы действующего законодательства по порядку утверждения и опубликованию документации по внесению изменений в документацию по планировке территории, соблюдены в полном объеме. Не согласие административных истцов с размером образованного земельного участка без учета хозяйственных построек, свидетельствует о наличии спора о праве, что не подлежит разрешению по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Административный истец ФИО2, заинтересованные лица администрация г.о. Самара, департамент управления имуществом г.о.Самара, департамент градостроительства г.о. Самара, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Выслушав явившихся участников дела, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 21 КАС РФ, в силу положений части 8 статьи 213 которого, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (часть 2 статьи 215 КАС РФ).
Конституцией Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130). Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения (статья 132).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 7). К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 26 части 1 статьи 16).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1). Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2). Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3). Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
В силу п.2 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (пункт 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 части 2, п. 5 части 5, п. 4 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ, образуемых и изменяемых земельных участков. Его текстовая часть включает в себя сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. На чертежах межевания территории отображаются границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.
Требования к образованию земельных участков изложены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования (п. 12 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено что уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации (часть 3).
В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, заинтересованное лицо, указанное в части 1.1 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе муниципального округа, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение (часть 7).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (часть 8).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи (часть 10)
Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4.2 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку (часть 12.1).
Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая, предусмотренного частью 22 настоящей статьи. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения (часть 12.4).
Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе муниципального округа, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения (часть 15).
Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 16).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (часть 17).
Согласно Закону Самарской области от 30.09.2011 № 80-ГД «О Правительстве Самарской области» (ред. от 14.02.2023) Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области (статья 1).
В соответствии с положением статьи 6 Закона Самарской области от 30.09.2011 № 80-ГД «О Правительстве Самарской области» Правительство Самарской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Самарской области и законов Самарской области, нормативных правовых актов Губернатора Самарской области издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Самарской области (п. 1).
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Самарской области. Акты по оперативным, организационно-распорядительным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Самарской области, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Самарской области, в форме постановлений Правительства Самарской области, не носящих нормативного характера (п.2).
В рамках полномочий, предусмотренных Градостроительным кодексов Российской Федерации, Распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 № 1052-р утверждена документация по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара. Указанный нормативный правовой акт был принят с соблюдением процедуры его принятия, опубликован 14 декабря 2017 года на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.samregion.ru) и 14 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru), и по процедуре его принятия административными истцами не оспаривается.
Распоряжением Правительства Самарской области № 466-р от 21 сентября 2021 года, опубликованным 21 сентября 2021 года на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 24 сентября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), а также 28 октября 2021 года на официальном сайте министерства строительства Самарской области (https://minstroy.samregion.ru) одновременно с пояснительной запиской и проектом межевания территории, то есть утвержденная документация по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в полном виде.
Анализируя принятые распоряжения, суд относит их к нормативным правовым актам, не соглашаясь с позицией представителя административного ответчика, по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При этом признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. № 17-П и от 31 марта 2015 г. № 6-П).
Оспариваемый акт принят высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области - Правительством Самарской области в форме распоряжения.
Субъектами, на которых направлено действие оспариваемого распоряжения, выступают не конкретные, перечисленные поименно лица (субъекты), а однородные категории лиц, к которым относятся не только правообладатели объектов недвижимости на территории в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара, но и пользователи мест общего пользования данной территории, то есть изложенные нормы в распоряжении регулируют поведение неопределенного круга лиц.
При этом, лица, участвующие в регулируемом правовой нормой правоотношении, не могут быть заранее персонально определены. Неопределенность круга лиц в данном случае заключается в том, что устанавливаемые актом правила поведения не привязаны к конкретным гражданам, а распространяются на всех лиц.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый акт направлен на урегулирование правоотношений неопределенного круга лиц и обладает нормативными свойствами, поскольку издан в установленном порядке управомоченным органом, содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Доводы административного ответчика о ненормативном характере распоряжения судом признаются несостоятельными.
Кроме того, в определении Ленинского районного суда г. Самары от 20.12.2022 по административному делу № 2а-5277/2022 сделан вывод о нормативном правовом характере оспариваемого документа. Административный иск в части оспаривания Распоряжения Правительства Самарской области № 466-р от 21 сентября 2021 года оставлен без рассмотрения в связи с неподсудностью Самарскому областному суду (том 1 л.д. 56-19).
Процедура подготовки проекта внесения изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара, улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара, утвержденная распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 № 1052-р, проведена по обращению 26.02.2021 департамента градостроительства городского округа Самара в соответствии с приказом министерства строительства Самарской области от 18.03.2021 № 32-П (том 1 л.д. 127-131).
27.07.2021 министерство строительство Самарской области в адрес главы городского округа Самара направило на рассмотрение и согласование документацию по планировке территории для дальнейшего ее утверждения в Правительстве Самарской области (том 1 л.д. 131).
10.08.2021 Глава городского округа Самара уведомила министерство строительства Самарской области о согласовании планировочных решений представленной документации при условии соответствия состава и содержания требованиям статьей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 132-133).
Распоряжением Правительства Самарской области № 466-р от 21 сентября 2021 года утверждена вышеуказанная документация по внесению изменений в документацию по планировке территории регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара, утвержденная распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2017 № 1052-р.
Оспариваемый нормативный правовой акт был опубликован для всеобщего сведения 21.09.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 24.09.2021 в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2014 № 198 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru). Кроме того, 28 октября 2021 года Распоряжение Правительства Самарской области № 466-р от 21 сентября 2021 года с приложением, содержащим пояснительную записку и проект межевания территории, опубликован на официальном сайте министерства строительства Самарской области (https://minstroy.samregion.ru).
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» обнародование нормативного правового акта в ином источнике, который обеспечивает населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием, не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме (п. 31).
Исходя из доступности обнародованного оспариваемого нормативного правового акта для свободного ознакомления, в том числе на сайте министерства строительства Самарской области, доводы административных истцов в данной части суд признает несостоятельными.
Административные истцы оспаривают нормативный правовой акт в части межевания земельного участка под многоквартирным домом, в котором они имеют по доли в праве собственности жилого помещения.
Из материалов дела следует, что на основании <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принадлежит <данные изъяты> доли, ФИО2 - <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 47 кв.м, расположенного в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №, находящегося в пределах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 524 кв.м, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе собственникам <адрес> (том 1 л.д. 24-27, 30-32, 16-23). По выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 30.12.2021 (том 1 л.д. 31-33).
Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 15.05.2017 № 52 «дом жилой на усадебном месте П.О. Тузлуковой» по адресу: г. Самара, ул. Садовая, 124, литера А, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения. Из Перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области, исключен «дом жилой на усадебном месте П.О. Тузлуковой» по адресу: г. Самара, ул. Садовая, 124, литеры А, А1, А3. Утверждены границы объекта культурного наследия «дом жилой на усадебном месте П.О. Тузлуковой» (согласно координатам), а также утвержден предмет охраны объекта культурного наследия - композиционное построение и декор главного фасада: архитектурно-художественное решение фасадов здания в стиле кирпичной эклектики; количество, осевое расположение и конфигурация оконных и дверных проемов по главному фасаду; декоративное оформление главного фасада здания, включая наличники простого профиля из выпускного кирпича, прямые сандрики с имитацией замкового камня в оформлении окон первого этажа, наличники в виде кирпичных пилястр, на которые опирается прямой сандрик с треугольной бровкой из выпускного кирпича в оформлении окон второго этажа, деревянный резной балкон с многоярусной крышей.
Вышеуказанная информация из Приказа управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 15.05.2017 № 52 отражена в представленной административными истцами копии паспорта от 24.02.2022 объекта культурного наследия «дом жилой на усадебном месте П.О. Тузлуковой» – памятник регионального значения, по адресу: г. Самара, ул. Садовая, 124, литера А, зарегистрированного под регистрационным номером № в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (том 1 л.д. 6-10). При этом, в указанных документах не содержится информации о площади объекта.
В ГКН отсутствуют сведения о частях земельного участка, по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 124, кв. 11а, входящих в территорию объекта культурного наследия регионального значения, подлежащего внесению на основании приказа управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 15.05.2017 № 52 (том 1 л.д. 31-33).
Согласно схематическому (генеральному) плану по состоянию на 05.12.1989 в состав участка № 124 по ул. Садовой Ленинского района г. Куйбышев входили строения с литерами: А,А1,А2,А3,А4,Б,Г,Д,Е, Ж,З,И и т.д. (том 1 л.д. 12).
Анализируя представленные документы, суд приходит к выводу, что в соответствии с Приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 15.05.2017 № 52 объектом культурного наследия «дом жилой на усадебном месте П.О. Тузлуковой» является объект по адресу: г. Самара, ул. Садовая, 124, литера А, то есть без включения в памятник регионального значения примыкающих литеров по схематическому плану от 05.12.1989, в том числе уборной. Как следует из проекта межевания территории, утвержденной оспариваемым нормативным правовым актом, был образован земельный участок именно только под объектом регионального значения - многоквартирным домом 124 по ул. Садовой, что не противоречит паспорту культурного наследия объекта.
На плане границ земельного участка по адресу: г. Самара, в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого, от 07.12.2022 выполненном Зориковым Д.И., отображен рисунок и экспликация площади земельного участка с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН равной 524 кв.м, площади земельного участка под зданием с кадастровым номером № равной 392 кв.м, площади участка согласно паспорту культурного наследия равной 1597 кв.м (том 1 л.д. 11).
Из заключения кадастрового инженера Зорикова Д.И. от 16.08.2023, представленного стороной административного истца, следует, что был осуществлен осмотр местности и проанализированы сведения публичной кадастровой карты, сведения кадастрового плана территории от 07.12.2022. При анализе сведений выявлено, что площадь земельного участка ЗУ :1111 по сведениям ЕГРН составляет 524 к.м, согласно паспорту культурного наследия площадь составляет 1597 кв.м. Также на земельном участке ЗУ :1111 выявлено наличие объекта капитального строительства, границы которого выходят за границы земельного участка ЗУ :1111. В ходе проведения кадастровых работ установлено, что фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН относительно его границ и площади.
Судом не принимается в качестве доказательства доводов административных истцов заключение кадастрового инженера, поскольку согласно части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Также суд не соглашается с позицией представителя административного истца о необходимости привлечения к участию в деле Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, поскольку, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, Управление не наделено полномочиями по образованию в целях государственного кадастрового учета земель под объектом культурного наследия либо участвовать в планировке территории с объектами культурного наследия (Положение об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, утвержденное Постановлением Правительства Самарской области от 15.06.2015 № 338).
Ссылка представителя административного истца на нарушение ответчиком статьей 3, 5 Закона Самарской области от 08.12.2008 № 142-ГД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области» (принятого Самарской Губернской Думой 25.11.2008), приказа Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территории культурного наследия» во внимание не принимается, поскольку указанный закон и приказ не регулируют вопросы по планировке территории под объектами культурного наследия.
Рассматриваемые правоотношения не являются отношениями, предусмотренными статьей 1 Закона Самарской области от 08.12.2008 № 142-ГД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области», то есть не возникали в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального и местного (муниципального) значения на территории Самарской области, а возникли из градостроительной деятельности городского округа Самара.
Земельный участок под объектом культурного наследия «дом жилой на усадебном месте П.О. Тузлуковой» не отнесен к землям историко-культурного назначения, каких-либо ограничений по использованию земельного участка не зарегистрировано в ЕГРН.
Реконструкция объекта культурного наследия регионального значения не противоречит Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Административными истцами не представлено достоверных доказательств и судом не установлено, что в состав многоквартирного дома с кадастровым номером №, являющимся объектом культурного наследия регионального значения, вошли иные строения, примыкающие к литера А дома 124 по ул. Садовая г. Самара, в связи с чем не нашел подтверждение довод административных истцом о нарушении положений статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка.
Суд считает, что образование земельного участка под многоквартирным домом произведено в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, в котором отсутствует обязательное условие формирования участка по существующим границам пятнадцать лет и более.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, который не противоречат федеральному законодательству, или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 об оспаривании в части распоряжения Правительства Самарской области от 21 сентября 2021 года № 4656-р оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 29.08.2023.
Судья: И.А. Щетинкина